Музей-усадьба "Архангельское" (Россия, Московская область)

Среднее 4.26 (голосов 90)

1
8
2
3
3
8
4
10
5
61
Всего отзывов: 90

Категория: Музеи и выставки

Читать все отзывы

Отзыв: Музей-усадьба "Архангельское" (Россия, Московская область) - Обновленный вид усадьбы и парка князей Юсуповых после многолетней реставрации.

Время использования: 6 часов

Год посещения: 2019

Страна: Россия

Регион (край, область, штат): Московская область

Район: Московская область

Город или поселок: Архангельское

Архангельское… Очаровательный уголок Подмосковья. Старые липы, гроты, беседки, цветники и античные скульптуры. От одного воспоминания о нем – на душе теплеет.
И это правильно, ведь и создавал свою усадьбу Н. Б. Юсупов не «доходов ради, а для услады и развлечения».

Восторгались ею и российские императоры, и знатные дворяне, политические деятели и известные поэты. А вот теперь и мы с вами. Гуляя по территории усадьбы невольно погружаешься во времена дворянства, а состояние радостной эйфории просто захлестывает.

Наша экскурсия началась возле величественной въездной арки.

Классический портик опирается на массивные белые колонны. Сквозь чугунный ажур решетки виден дворец с высоким стройным бельведером и флагштоком над ним.

Главный фасад тоже оформлен портиком с треугольным фронтоном, а парадный двор с обеих сторон украшен парными колоннами.

Во дворце все подчинено способности удивлять и восхищать. Ну, как тут не восхититься, попадая в Парадную столовую!

Сначала взор привлекает сервированный стол для торжественного обеда. Рассмотрев и подивившись сервизам и муляжам кулинарных и кондитерских шедевров, я обратила внимание на роспись потолка в технике гризайль, и на прекрасную коллекцию фарфоровых изделий, выставленных на полочках горки.

Вся усадьба Архангельское просто изобилует уникальными собраниями живописи, гравюр, скульптур и предметами декоративно- прикладного искусства. Редчайшие раритеты, великолепные живописные полотна, роскошная мебель, часы, очаровательные светильники и милые безделушки – все это огромная коллекция изящества и вкуса.

Львиная доля коллекции - это заслуга Н. Б. Юсупова, первого из Юсуповых - владельцев Архангельским. Князь Н. Б. Юсупов был известен как большой коллекционер, знаток и любитель искусств. Это его мраморный бюст, стоящий в кабинете уже последнего владельца усадьбы.

Так вот, именно ему Екатерина II поручила приобретать для Эрмитажа творения великих европейских мастеров.
Тут, князь и себя не забыл.

Как же, быть у воды и не напиться?

То, что не попадало в Эрмитаж, попадало в Архангельское. Так он наводнил и дворец и парк многочисленными вазами, статуями, бюстами античных богов.

Идя вслед за экскурсоводом, мы наслаждались прекрасными мраморными скульптурами


От спящей Венеры просто глаз не отвезти.

Эх! Где мои 17 лет?

Уж не на Большом Каретном, и давно уже не в Архангельском, куда раньше я приезжала довольно часто: сначала с родителями, а потом со всеми своими претендентами на руку и сердце.

Очень долго, больше десятилетия, дворец в усадьбе был закрыт на реставрацию. Поскольку я здесь раньше часто бывала, мне захотелось посмотреть обновленные залы и парки снова.
Проходя по анфиладе залов, я узнавала многое, благо планировка не изменилась. Не переставая восхищаться окружающими шедеврами, меня все время не покидала мысль, что чего – то не хватает, что – то не то.

Не сразу я поняла, что после долгих лет реставрации, многочисленных скандалов, связанных с посягательствами на музей и усадебную территорию, тут пропала душа. Все залы дворца стали какими-то мертвенно- холодными, какими-то отрешенными, безразличными.
Усадьба из богатого аристократического ЖИЛОГО ДОМА превратилась в просто богатый музей, в котором не чувствуется жизнь и присутствие хозяев.

Если бы я не видела этого раньше, то радовалась бы всему увиденному сейчас. Хотя, созерцание таких шедевров, не может оставить равнодушным, и, конечно, я всем любовалась, но осадок присутствовал.

Попадая в очередной зал, или салон, как их здесь называли, первый взгляд мой устремлялся на великолепные росписи плафонов и потолков.

Техника гризайль в каждом зале разная, и в теплых золотистых тонах, и с утонченным изображением пейзажных элементов, и неброская, серебряного оттенка, но везде очень изысканная.
Живописные художественные полотна украшают каждый зал.

В большом количестве во дворце имеются и крупномасштабные и небольшие по размеру произведения.

Я не буду описывать содержание каждой картины, об этом лучше услышать в музее или почитать на сайте, но фото могут дать представление об их количестве, тематике и совершенстве.
Полюбуемся люстрами,

и капителями колонн из искусственного мрамора:

Это восточный вестибюль дворца:

В него попадали сразу через центральный вход. Сейчас все посетители проходят во дворец с торцевого входа.
Тональность оформления интерьера выбрана приглушенных серо-голубых тонов. Здесь сравнительно не много декоративных украшений: вазы на постаментах, статуи собак, скульптуры в каменных нишах. Внимание больше акцентируется на росписи стен и потолка, все в той же трехмерной технике гризайль.

Парадная спальня, по моде того времени, всегда присутствовала в аристократических домах.

Балдахин над кроватью и драпировка отделаны серебряным шитьем, частично воссозданным реставраторами.
Близко рассмотреть образцы уникального серебряного шитья, мы смогли на специальной витрине, стоящей возле окна. После осмотра всех просили закрыть шторку на витрине, чтобы солнечный свет не оказывал отрицательного воздействия на экспонат.

В восточной анфиладе запомнился княжеский рабочий кабинет Н. Б. Юсупова (младшего).

Он обставлен мебелью из карельской березы. Наше внимание обратили на письменный стол с ножками в форме квадратных колонн и на хозяйское кресло, у которого имелись колесики.

Резюмируя, скажу, что какие бы мысли о неживой экспозиции меня не посещали, увиденное не переставало поражать своим великолепием.

Для дальнейшего осмотра усадьбы, группа направилась в парк. Тут мы решили оторваться от группы, и любоваться красотами самостоятельно, чтобы, как это обычно бывает, не бежать за экскурсоводом, а неспеша гулять там, где хочется, на лавочках посидеть среди многочисленных цветников,

наслаждаясь последними солнечными днями, мороженное съесть.

Кстати, о мороженном.

Оно там продается везде на передвижных лотках, и вкусное – бесподобно! Готовое эскимо (пломбир в твердой фруктовой оболочке), при вас вынимают из упаковки, и, держа его за палочку, опускают в растопленный шоколад. Он тут же застывает. Получается эскимо в двойной оболочке: фруктовой и шоколадной.
Дай мне волю, я бы на пол страницы развернула описание этой вкуснятины!

Поэтому продолжу.
Выйдя из дворца, мы направились к Колоннаде. Спуск к ней вел через тоннель, образованный аркой для вьющихся растений.

Сейчас она увита чем – то типа акации (листики похожи), а при последней владелице Зинаиде Николаевне Юсуповой, она была вся увита плетистыми розами.

О красоте парка не писал только ленивый. Там можно гулять и восторгаться буквально каждой травинкой, кустиком, мостиком.

Правда, не всегда ракурсы моих съемок это подтверждают, но поверьте мне на слово.

Вот эта изящная ротонда с колоннами называется Розовый фонтан.

Колонны ротонды, соответственно, выполнены из розового мрамора, а купол изнутри расписан изящными цветочными букетами. Сейчас внутри восстановлена мраморная скульптура - фонтан «Мальчик с гусем».
Внизу я увидела подведенные новенькие трубочки и форсунки, значит, фонтан будет функционировать. А раньше этой скульптуры там не было.

Вот мы подошли к Колоннаде.

Мощное сооружение, величественное. Колоннада, сколько я себя помню, никогда не была открыта для посещения. Это произошло недавно, после долгой реставрации, и внутри я побывала впервые.

Колоннада - это не просто храм с колоннами, это усыпальница, самая последняя постройка в усадьбе. Ее строительство связано с гибелью на дуэли старшего сына последних владельцев усадьбы, брата Феликса Юсупова - Николая. Родовое проклятье рода о том, что в семье выживет только один ребенок, а остальные умрут до достижения 26 лет, и у этих Юсуповых сбылось.

Храм с купольной ротондой, классическим портиком, огромной сквозной гранитной колоннадой. Изящная балюстрада огораживает Усыпальницу от территории парка. Колоннада Усыпальницы выступает вперед закругленным полукружием – это излюбленное место для свадебных и любительских фотосессий.

Колоннада прекрасно смотрится во всех ракурсах.


В церкви - колоннаде 2 яруса. Верхний ярус меня просто поразил великолепием отделки. Вот так расписан потолок внутри над простым лестничным маршем:

Особенно торжественно смотрится центральный объем под главным куполом:

Фото не точно передает цветовую гамму, а в действительности сочетание ярко синего, белого и золотого просто восхитительно.

Росписи церкви в верхнем ярусе принадлежат известному художнику И. И. Нивинскому. Сколько я видела его работ в различных богатых аристократических домах Москвы! Он был главным театральным художником в Большом театре. Хорошо, что традиции использовать великолепные декорации там еще сохранили.

Но, вернусь к усыпальнице.
Нижний ярус – это полная противоположность верхнему.

Здесь никогда не было никаких росписей, только побеленные низкие своды, да пол из цветного мрамора со строгими узорами. Это крипта. Здесь планировали производить отпевание, а само захоронение осуществлять под этим мраморным полом – там есть открывающиеся створки.
Усыпальницу хотели превратить в родовую Юсуповскую для последующих захоронений, но произошла революция…
Последние владельцы усадьбы теперь покоятся очень далеко от своей родины, которую так любили, на чужбине.

Выходим из усыпальницы - колоннады, и двигаемся дальше по пейзажному парку. В этой части усадьбы он не регулярный, как возле дворца, а устроен в виде естественного леса с очаровательными полянами.
По пути проходим мимо Людского флигеля. Его построили для престарелых дворовых. К сожалению, фото удалила. Если бы не знать, что это постройка для прислуги, приняла бы ее за очередной княжеский павильон – настолько гармонично, в одном стиле с дворцом он выполнен. Но, правда, не с такой пышностью.
Раньше к Людскому флигелю нельзя было даже подойти, а сейчас там проводятся периодические выставки, и его можно посетить. Но и в этот раз мы не подходили ближе - свободного времени до отправления назад у нас было не много.

А это Конторский флигель:

Здесь размещался управляющий имением.

Не прочитав пояснения на схеме, можно принять эту постройку за дворянскую усадьбу: классический портик с белокаменными колоннами, фронтон и полукруглое окно внизу.

Хоть и создавал Н. Б. Юсупов усадьбу для услады, а не для доходов, тем не менее, как у рачительного хозяина, здесь имелось несколько небольших заводиков по производству хрусталя, фарфора, многочисленные оранжереи, и даже прядильная фабрика изделий из козьего пуха. Всем этим нужно было руководить, да еще плюс уход за огромным парком, контроль за постоянными строительными работами. Этим и занимался управляющий, проживающий в этом флигеле. Сейчас здесь размещается администрация музея.

Идем дальше по живописной дороге. Впереди необычная архитектурная постройка – Кладовая над оврагом.

Говоря современным языком – обычная кладовка. Но эту двухэтажную «кладовку» с арочным проемом над оврагом, создал ни много ни мало, как архитектор Осип Бове (только один пример его работы - Большой театр).

А что там мелочиться?

Самый богатый род в империи князей Юсуповых мог себе позволить заказать постройку кладовки именитому архитектору. Она тоже ранее была не доступна к осмотру, а сейчас на 2-ом этаже проводят концерты и лекции, внизу размещена сувенирная лавка, где можно приобрести очень интересные книги, цветные фото и репродукции на тему Архангельского. Имеется прекрасно изданная книга воспоминаний Феликса Юсупова. Я ее, правда, бесплатно в интернете скачала.

Повторюсь, что ранее, за Колоннадой территория для экскурсантов была недоступна. Сегодня же мы прошли в арку, и двинулись дальше, по мощеной крупным булыжником дороге к церкви Михаила Архангела. Поскольку я в этой части усадьбы никогда не была, то это было самое запоминающееся из этой поездки.

Церковь Архангела Михаила является самой старинной постройкой из всех сохранившихся на огромной территории, раскинувшейся на берегу старицы Москвы- реки. Она была построена еще первыми хозяевами усадьбы, которых до Юсуповых сменилось несколько.
К сожалению, здесь еще не закончились реставрационные работы, церковь была в лесах, а фасады закрыты сеткой.

Но чисто русскую ее архитектуру и немногословный декор кое – где можно разглядеть. Типичная для 17 века постройка: одноглавый четверик с приделами, на четверике и на приделе высокая пирамида кокошников, завершающаяся луковичной главкой, покрытой лемехом.
Изящная, совершенная в своей простоте постройка. Чисто русская.
Такие храмы, где многоярусные кокошники – закомары стремятся вверх, на Руси назывались «огненными». Как будто языки пламени колышутся на ветру. Барабан главного купола световой, с узкими прорезями окошек.

Рядом с церковью, у южной стены, стоит надгробие и скульптура прекрасной девушки с крыльями ангела. Здесь похоронена сестра последней владелицы княжна Татьяна Николаевна.

Стоящая здесь скульптура – это копия. Подлинную, автором которой является известнейший скульптор М. М. Антокольский, перенесли в закрытое помещение чайного домика в регулярном парке.

Церковь стоит на высоком берегу Москвы-реки, со смотровой площадки на территории церкви открываются изумительные виды.

Чтобы поближе посмотреть на изгибающееся русло, нужно было выйти за металлическую ограду, установленную со стороны крутого берега, но из-за нехватки времени, мы этого не сделали .
Территория вокруг церкви довольно большая, отделяется с другой стороны и от парка высокой оградой из камня, декорированной мелкой галькой. По сторонам ограды установлены необычные трехъярусные башенки со шпилями.

Все утопает в цветах, вокруг дорожек красивоцветущие декоративные кустарники и высокие старые сосны


Церковная колокольня в советское время была разобрана. Поскольку храм ныне действующий, недавно рядом возвели деревянную звонницу, очень живописно смотрящуюся во дворе, на высоком берегу, среди многовековых деревьев.

Интерьер храма практически не сохранился. Все просто и строго: низкие своды, стены побелены, иконостас утрачен, пол выложен кирпичом в «елочку». Прихожан в храме очень много (может, это были зашедшие сюда, так же как и мы, экскурсанты).

Дальше мы повернули обратно в сторону дворца, чтобы осмотреть жемчужину усадьбы, шедевр садово-паркового искусства – регулярный парк. Его начали закладывать одновременно со строительством дворца.
Были устроены 3 террасы с мраморными балюстрадами. Вот так выглядит Верхняя терраса от самых ступеней дворца.

Отсюда открывается прекрасный перспективный вид на Москву-реку и заречные дали. И, слава Богу, что удалось отстоять и не допустить строительство загородных резиденций наших нуворишей, которые планировали строиться прямо по линии обзора от дворца к реке.
Правда, сейчас вдали, слева и справа видны корпуса санатория Минобороны, построенные в советское время на месте многочисленных княжеских оранжерей, но они построены в похожем стиле, в той же цветовой гамме, вид не очень портят, хотя и загораживают.
Раньше на территорию санатория доступа не было, сейчас, по-моему, пройти можно, в интернете я видела большой парк вокруг корпусов. Он тоже очень красив – это поддерживаемые остатки княжеского. Туда мы не спускались, и об этом я жалею.

Оглянемся на южный фасад дворца.

Он не менее эффектен, чем парадный северный. Верхняя дворцовая терраса заканчивается балюстрадой

И ниже идет спуск по лестнице, которая оформлена многочисленными скульптурами.

А дальше – одно из лучших украшений парка – большая лестница с расходящимися маршами, которые дойдя до середины стены, опять поворачивают навстречу друг другу.

Это одно из самых растиражированных видов Архангельского. Спуск окаймляют многочисленные мраморные бюсты.

Спустившись в партер, любуемся цветниками, клумбами и аллеями из стриженных лип в регулярном парке, который современники сравнивали с Версалем.

По извилистым аллеям и дорожкам можно прокатиться в открытом экипаже, запряженном милыми лошадками:

Неотъемлемой частью ансамбля парка являются павильоны, гроты, беседки, памятники, колонны. Вот это небольшой павильон в виде портика, с памятником – скульптурой Екатерине ll.

А это еще один дворец парка, малый дворец «Каприз».

Подойдя ближе, я увидела, что там заканчиваются реставрационные работы, значит и он вскоре будет доступен для обозрения.

Как приятно было гулять здесь, в окружении этой невероятной красоты и изящества, по этому оазису роскоши и природного очарования!

Из практических советов.

На территорию усадьбы существует 3 входа, они и нумерацию официальную имеют: 1,2,3.
К входу № 1 можно приехать на рейсовом автобусе из Москвы, и отсюда ближе всего идти ко дворцу. Многие автомобилисты тоже подъезжают сюда, но это ошибка. Возле этого входа нет парковки, висит запрещающий знак. Правда, машины люди все равно ставят вдоль дороги. Но лично я бы побоялась, вернешься так, окрыленная после экскурсии, а машину твою эвакуировали!

На личном авто надо ехать ко входу № 2. Там громадная парковка (300 руб. в день), там же и экскурсионные автобусы стоят. Правда отсюда идти ко дворцу чуть дальше, чем в первом варианте, и по неухоженному, хаотично разросшемуся малоценными породами деревьев парку, но по сохранившейся системе дорожек.

Третий вход – самый дальний. Он расположен возле «Кладовой над оврагом». Там меньше всего народу для входа.

Мой совет: на личном авто приезжайте ко входу № 2 и как можно раньше! Территорию усадьбы открывают в 10-00. Нас привезли в 9-45, и перед входом, к кассе, уже стояла приличная очередь.
А когда мы выходили, это было в 16 -00, очередь на вход была, как в Мавзолей Ленина. Вся парковка была уже занята, и целая вереница машин вынуждена была припарковываться вдоль дороги, где тоже висит запрещающий знак.

Приезжайте в Архангельское, наслаждайтесь красотой!
  • Достоинства
  • Доступ к ранее закрытой территории, появление нескольких точек общепита на самой территории и рядом с парковкой.
  • Недостатки
  • Не везде еще закончилась реконструкция, еще не открыт театр Гонзаго
Качество
Удобство
Расположение
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям