Спектакль "Лето одного года" - Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Россия, Санкт-Петербург)

Среднее 4.86 (голосов 7)

1
0
2
0
3
0
4
1
5
6
Всего отзывов: 7

Категория: Спектакли

Читать все отзывы

Отзыв: Спектакль "Лето одного года" - Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Россия, Санкт-Петербург) - «Старый лев рычит, чтобы показать, что он еще жив»

Год посещения: 2018

Страна: Россия

Регион (край, область, штат): Санкт-Петербург

Город или поселок: Санкт-Петербург

Хочу поделиться радостью))) В конце апреля мне удалось посетить спектакль «Лето одного года», на который охотилась пять лет!!!
У желания посмотреть именно этот спектакль, а не какой другой, было две (а потом появилась и третья) причины: во-первых, испытываю огромный пиетет перед актерами, ставшими родными своими фильмами, наверное, для каждой семьи, - Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили; во-вторых, знаю пьесу и одноименный оскароносныйфильм 1981г «На Золотом озере»; ну а в-третьих, за время столь длительного преследования уже развилась спортивная злость – все равно достану, дело принципа!

Беда в том, что он идет буквально пару-тройку раз в месяц, при этом, чаще всего, в будние дни, что для не живущих в Питербурге крайне не удобно (в этот раз меня устроила пятница). Но мало того, билеты раскупаются влет! Так на сайте БДТ афиша публикуется на два месяца (вот я и отхватила свои заветные бумажки еще в конце февраля))), а через пару недель, ревизуя сайт, увидела, что билетов уже нет))) И это при том, что этой постановке уже почти 10лет!!!

Ой, как же я осталась довольна местами))) выбор был почти интуитивным, ведь давно не была в этом театре, да и после грандиозного ремонта расположение кресел партера несколько изменили (вот и плюс от длительного ожидания – приятно смотреть спектакль на его родной сцене, оценить реставрацию этого великого храма искусства!). Стоимость наших билетов – 3000р/место, самая дорогая цена – 6000р/место. Спектакль идет 3 часа с одним антрактом, категория 12+ (соответствует).

Итак, пьеса замечательная – вполне современная трагикомедия! Ее автор сам переделал в сценарий фильма (за что и получил Оскар, прошу заметить – в 1981г, а не сейчас – для меня это знак качества в отношении содержательной ценности). Текст русского дубляжа идентичен диалогам в постановке, поэтому сравнивать легко. Основная тема – семейные ценности. В центре разворачивающихся страстей зрелая пара ( супругам в районе 80лет)… их быт, когда-то нерешенные вопросы, обиды, страхи… «И жизнь, и слезы, и любовь»… и смех, сквозь слезы)))
Только в нашем спектакле акцент сделан на решении конфликта супругов со своей взрослой дочерью, а в фильме большее значение уделяется «внуку» - «что стар, что млад»)))). От этого в постановке смещен эмоциональный фон в сторону комедийности, а экранизация больше психологичная и трогательная.

Алиса Бруновна и Олег Валерианович – да никаких слов не хватит, чтобы описать восторг от их игры, умения держать зал, вести за собой! И это в их то солидном возрасте! Они вдвоем на сцене в течение всего времени, постоянно в диалогах – 2,5 часа эмоционального напряжения ( с их стороны), какая память! Поэтому для меня они в приоритете по сравнению с их американскими коллегами Кэтрин Хепберн (восхищалась ею в «Лев зимой» ) и Генри Фонда (понравился его Пьер Безухов в паре с Наташей Ростовой – Одри Хепберн).
Образ Фрейндлих более темпераментный, весь первый акт она вырабатывает энергию на двоих, подбадривая супруга. По сути тянет его за собой, как локомотив. Как же она хорошо выглядит! Будто выпустила свою «Мымру» всего лет 15-20назад с ее шедевральной фразой: «у меня такая безупречная репутация, что уже давно пора скомпрометировать». Настоящая женщина – и сама актриса, и ее персонаж.
По роли Басилашвили инертный, ехидно-въедливый старикан, любящий троллитьвсех приходящих. Почти вся комедийность сюжета в его репликах. Молодец, с каким непроницаемым выражением лица он стебется))). И в то же время периодами такая детская растерянность и беззащитность…
Как приятно смотреть на зрелые пары, сумевшие сохранить истинные чувства, несмотря на личностные несовершенства! Браво нашим легендарным актерам! Здоровья им и долгих лет!

А вот актеры второго плана не порадовали: какие-то аморфные, неестественные. Больше всего напряг «дантист» - не игра, а какая-то истерика на сцене. Дочка – просто «никакая», внешне ее сделали похожей на Джейн Фонду (да, этот фильм, кажется, единственный, где знаменитые отец и дочь играют вместе), но она настолько уступает ей энергетически, эмоционально, что ну «не катит». Поэтому в этом нюансе спектакль проигрывает фильму.

Сценография… напоминаю, что это пьеса – создавалась для театра, а не кино, поэтому в сюжете всего две локации: дом и озеро (даже в экранизации дом – это одна большая комната). Так вот от декораций я ожидала большего, особенно после реставрации театра (технических возможностей сцены). Не говорю о чем-то запредельном – фокусах, фейерверках… Например, в моей любимой Мариинке в спектакле «Риголетто» занавес представлял собой огромные двери во всю величину потолок/пол, и когда оттуда выходил герцог (по сравнению с ними в масштабе муравья) и лился красный свет, то ежился от ощущения, что это не двери спальни, а «врата ада». Все гениальное – просто.
И цветовое решение… вообще то мне нравится серо-голубой цвет (понимаю, что на него хорошо наложить проекцию озера)… но ведь хочется не анализировать, а чувствовать… да, ощущать атмосферу дома, в которой жили несколько поколений этой семьи, тепло домашнего очага – а в картинке 2 часа холода, который пытались компенсировать изображением фото дочери… но, ИМХО, этого не удалось. В фильме лучше передана атмосфера, плюс красивые виды озера.

Поэтому резюмирую: спектакль хорош; у кого есть возможность побывать в БДТ – рекомендую, но фильм надо смотреть после - тогда эффект будет по нарастающей. Ну а кто далек от театра, очень советую посмотреть прекрасный фильм «На Золотом озере».

Ну и пару слов о самом театре – он настоящий красавец! Дорогое убранство интерьера, позолота, лепнина, росписи потолков бельетажа.



Есть маленький музей – будет что посмотреть в антракте. Ведь в нем служили Лавров, Лебедев, Толубеев, Трофимов и Шарко ( видела их в спектакле «Кадриль» - была восхищена!) Юрский и Тенякова, Усатова (тоже была в «Кадриль»), Крючкова (хочу посмотреть ее Вассу Железнову – это следующая цель))).

Ну и служащие театра)))) обычно представляются пожилые дамы в сдержанном костюме и большой брошью на жабо))) А здесь – милые девушки в черных с золотой росписью платьях, похожие на гимназисток… Смольный на выезде)))
Очень понравилось гулять по театру! Не зря «охотилась»)))
  • Достоинства
  • великолепная пьеса, любимые актеры на главных ролях, атмосфера БДТ
  • Недостатки
  • затянутое начало, актеры второго плана, сценография
Сюжет
Зрелищность
Игра актеров
Оригинальность
Музыка и звук
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям