Королевский музей изящных искусств (Бельгия, Брюссель)

Среднее 4.67 (голосов 3)

1
0
2
0
3
0
4
1
5
2
Всего отзывов: 3

Категория: Музеи и выставки

Читать все отзывы

Отзыв: Королевский музей изящных искусств (Бельгия, Брюссель) - Необыкновенное погружение в сказку.

Год посещения: 2015

Страна: Бельгия

Регион (край, область, штат): Брюссель

Район: Брюссель

Город или поселок: Брюссель

Старый Королевский музей изящных искусств, жил своей размеренной повседневной жизнью, принимая у себя каждый день множество гостей и по королевски щедро осыпал их показом своих сокровищ в виде красивейших залов, сотен бесценных полотен великих художников, скульптурных работ знаменитых мастеров и других драгоценных жемчужин из королевского волшебного сундучка экспонатов.

День начинался. С первым солнечным лучиком залы и галереи наполнялись королевскими гостями, которые чинно проходили лестницами и коридорами, пристально вглядываясь в окружающее великолепие, при этом тихо перешептываясь возле особо понравившейся картины или просто сидели на диванчиках и долго любовались великолепными образами нарисованными на них.
С полотен на гостей смотрели божественные библейские герои, короли и королевы, герцоги и исторические правители, а иногда простой народ вырывался на простор полотна из под кисти художников, на который тоже смотреть было не менее любопытно и интересно.
Все они незаметно посматривали на гостей явно не проявляя своего любопытства, одни из за своей воспитанности, другие из за явного высокомерия, но от ихнего зоркого взгляда не ускользала ни одна мелочь ни один проступок посетителей дворца.
Так и проходил день, наступал час закрытия, гости покидали прекрасный дворец с ощущением выполненного долга и торопились домой по своим делам, совершенно не подозревая, что с позднего вечера и всю ночь во дворце происходили удивительные сказочные, волшебные диалоги между нарисованными персонажами на картинах, самими авторами полотен в которых всегда принимал участие старый ночной хранитель дедушка Гаспар. Больше сорока лет он занимал эту должность и был очень уважаем.
Вечером когда все двери дворца уже были закрыты, он приходил на службу, тушил главный свет, оставляя в каждом зале ночник и периодически медленно прохаживался по коридорам и залам.

Как вы наверно уже поняли дорогие друзья, это сказка, услышанная мной в одном старинном кабачке Брюсселя от очень пожилого господина, с которым мы познакомились за доброй кружкой бельгийского пива. Рассказав мне эту историю он как то незаметно исчез не попрощавшись, но сказочная история мне запомнилась.
И так, продолжим ее.
С собой на службу Гаспар приносил какое то волшебное зелье и перед обходом выпивал маленький стаканчик. Тут же он перевоплощался в Гильома Жак-Жозеф Босхарта, первого хранителя музея.
Гильом был незаурядным человеком, именно благодаря его неуемной энергии, напору и энтузиазму была собрана и сохранена музейная коллекция.
В те времена этими землями правили могущественные Габсбурги, но рядом во Франции 14 июля 1789 года грянула революция, народ скинул абсолютную монархию и провозгласил Первую французскую республику. Революционеры казнили Людовика 16, а вслед за ним та же участь постигла не в чем неповинную жену короля Марию Антуанетту, младшую дочь австрийского императора Фраца первого и его жены Марии Терезии.
Революционные войска оккупировали земли современной Бельгии. Лозунг "грабь награбленное"присущ любой революции, а посему у местной знати и церкви происходили конфискации ценностей в том числе и произведений искусства.
Все вывозилось во Францию в Париж. В 1801 году Наполеон Бонапарт учредил Брюссельский музей и уже многим позже после его низложения все культурные ценности вернулись назад в музеи.
Как раз всему этому способствовала бурная деятельность Гильома Босхарта. Он всеми силами разыскивал и возвращал картины, систематизировал их, участвовал в аукционах по покупке, вообщем проделал огромную работу по наполнению музейной коллекции и вел личную переписку с Наполеоном.
Гаспар то бишь Гильом тихим шагом проходил из зала в зал здороваясь с авторами и персонажами на картинах. Он всех их хорошо знал и они его тоже.
В каждой сказке есть свои правила, есть они и в нашей. Ночью залы и комнаты музея наполнялись духами художников, они разговаривали между собой и с хранителем, а персонажи картин оживали и могли говорить, но в разговоре общались только с хранителем и не смели говорить с творцами.
Он тщательно осматривал огромные залы, лестницы, колонны ни что не могло ускользнуть от его взгляда.

Скульптуры дремали в полутьме в позах как их увидел и создал ваятель, но он тихо проходил дальше в залы с живописными полотнами.
В зале с фламандской живописью он непременно здоровался обращаясь к художникам.
"Доброй ночи господин Питер Пауль Рубенс" произносил он подходя к его работам с интересом взирая на них.

"Добрый ночи госпожа Брандт! Какой веселый у Вас малыш!"Обратился к картине Рубенса "Мадонна с младенцем"хранитель."Спасибо Гильом, сегодня был спокойный день и возле меня не толпились", ответила Мадонна. Хранитель прекрасно знал, что у Рубенса было две музы, с которых зачастую он писал портреты, это Елена Фоурмен и Изабелла Брандт . Обе были его женами, первой была Изабелла, у них был очень счастливый брак, в котором родилось трое детей, а после безвременной кончины Изобеллы, через значительный промежуток времени он женился на юной Елене, которая родила ему пятеро детей. Обе жены много и часто позировали Рубенсу.
Художник многократно обращался к женскому образу прекрасно перенося на полотно пышные формы.

Подойдя к картине "Христос и грешница" Гильом услышал голос художника, "не осуждай да не судим будешь"."Совершенно согласен"ответил хранитель.
Портрет "Парацельса"особенно нравился Гильому, Рубенс выразительно передал целеустремленность и загадочный взгляд ученого мужа полное имя которого особенно громко звучало, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.
Трепетное уважение испытывал к доктору "Парацельсу" хранитель, потому что доктор всегда спрашивал его "как здоровье Гильом?"На что он Вежливо говорил "спасибо все в порядке", понимая, что от этого иронично проницательного взгляда ни что не утаишь.

Искусный рисовальщик его гениальность проявлялась в фантастической работоспособности, в обширных философских познаниях и все это выплескивалось водопадом красок на его полотна. Глубокое знание античности помогало верно расставлять акценты в его работах.
"Мучения св. Ливина" Полотно как и многие его произведения передает динамизм и драматизм сюжета одновременно, отметил Гильом проходя очередные полотна Рубенса.

Библейские темы одни из главных в его творчестве. Легко, размашисто, непринужденно справлялся он с самыми трудными сюжетами за которые брался.
"Поклонение волхвов" как раз демонстрирует эту линию в его творчестве.

Гильом всегда удивлялся как мастерски Рубенс рисует одежду. Складки тканей, мех, игра света и многоцветие красок, тени и выразительность образов все гармонично присутствовало на картине. Вот оно мастерство высшей пробы.
"Ты опять вместо палитры использовал ведра с краской?" Язвительным голоском спросил у Рубенса Питер Брейгель Старший."Пожалуй ты прав"добродушно ответил Рубенс."С моими масштабами, ведра с краской очень подходят. Зато тебя устроит школьная чернильница с твоими малюсенькими человечками на полотне" Гильем посмеялся обоим шуткам художников и произнес: "Господа! Вас обоих любит и почитает публика, не ссортесь пожалуйста."

Гильом всегда поражался просто необъятному количеству написанных Рубенсом картин, но этому было объяснение. Мэтр был фантастически трудолюбив, имел большую мастерскую в которой работало много талантливых учеников часто участвовавших в его работах.
Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Ян Брейгель эти замечательные фламандские мастера учились у Рубенса и были его друзьями.
Хранитель остановился возле прекрасного натюрморта, работы самого младшего сына Питера Брейгеля Яна, которого прозвали бархатным за его утонченную и изысканную манеру живописи, присмотревшись она выглядит словно эмалевая .

Венок, бусы, драгоценности переданы на холст настолько точно, словно соревнуются с натурой.

Рубенс многогранен, гениальный художник, филосов и литератор, успешный дипломат знавший шесть европейских языков и часто общавшийся с сильными мира сего, он был красивым мужчиной и любящим мужем, прожил долгую славную жизнь и еще при жизни познал славу, оставив огромное наследие в виде своих многочисленных прекрасных работ.

Но душой фламандцев остался Питер Брейгель Старший, последний из гигантов эпохи возрождения в Фламандской живописи. Он был художником пейзажа, не чурался изображать жизнь простого народа как в радости так и в повседневных заботах, зачастую высмеивая людскую глупость и пороки.
Поздоровавшись с мастером, Гильом подолгу стоял возле его работ, разглядывая как художник перенес на картину кусок выхваченного мгновения жизни своего народа.
Полотно на библейскую тему "Перепись в Вифлиеме", но где Вифлием? Мы видим на картине север Европы и фламандскую глубинку зимой со снегом. Простой народ суетится вокруг своих дел и только в центре изображено святое семейство, дева Мария на осле, которого ведет Иосиф.

Такие работы как "Вино на праздник св. Мартина" или "Страна лентяев" можно рассматривать часами, углубляясь в жизнь и быт людей далекой эпохи при этом часто улыбаясь смешным моментам.
Думая о людской глупости Гильом часто подходил к картине "Вавилонская башня"работы двух фламандских мастеров Иоос де Мопер и Франс Франкен . К этой библейской теме обращалось множество художников в том числе и "Питер Брейгель Старший" два его шедевра на эту тему находятся один в Венском музее "Истории и искусств", а другой в Роттердаме в музее "Бойманса- ван Бенингема", но сравнение ни кому не вредило.

Королевский музей славится портретными работами и несколько полотен особенно были дороги Гильому к которым он был особенно привязан.
Портрет "Купец Виллем Хейтхейссен" художника Франса Хальса, всегда вызывал энтузиазм у хранителя, потому что купец был очень разговорчив.
Богатый фламандец покачиваясь присел на табурет, в руке хлыст, лицо уставшее и выдает возраст, но он явный щеголь, хотя и недалекий человек пытающийся богатой одеждой приблизится к аристократии, к каковой совершенно не относится.
Гильом поздоровался с купцом спросив:"Вы в хорошем настроении?"На что услышал: "Совсем нет, сегодня на экскурсии были школьники и мальчишки строили мне рожицы и показывали язык, совсем не воспитанные! Ни какого уважения к моей особе." "Успокойтесь любезный, когда то они поймут, что так себя в музее вести не следует", ответил хранитель.

Но особенно он всегда любовался работой великолепного Голландца из Дельфа "Виллен ван дер Влиет" "Мальчик с серебренной монетой". Чистота образа, образцовое исполнение деталей и необыкновенное обаяние исходящее от всех портретов мастера никого не оставляет равнодушным.

А вот это притяжение имеет приземленную форму, Гильома манило и тянуло к этим работам всегда и во все дежурства. Все очень просто, душа бельгийца не могла не ответить на этот призыв к пиршеству.
"Франс Снайдерс" пожалуй лучший мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле Барокко. Фрукты и овощи, битая дичь и рыба очень реалистичны и всегда обращены к пяти человеческим чувствам.
Полотно "Натюрморт с лебедем" яркое тому подтверждение!

Обратите внимание на подающую женщину в красном и красного огромного лобстера рядом с белым лебедем, остальную снедь можно долго рассматривать и удивляться тому изобилию коим баловали себя в богатых семьях в те времена.
Следующий его натюрморт тоже полон запахов и ароматов еды.

Закачивая свой ночной обход Гильом всегда подходил любоваться вечно юной, женской красотой, на картине "Лукаса Кранаха Старшего" "Венера и Амур"

Венера настолько красива, что даже маленький Амур схватился рученькой за голову, словно удивлен невероятно прекрасным женским телом.
Ночной обход и приключения Гильома заканчивались с первыми солнечными лучами. Духи художников замолкали и образы на картинах тоже.
Гильом выключал ночники в королевском музее и включал общее освещение, вместе с этим он снова становился дедушкой Гаспаром с первыми посетителями он незаметно выходил из музея, шел отдыхать, что бы возвратиться на следующую ночь к своим друзьям художникам и их героям.
  • Достоинства
  • Великолепные шедевры мирового уровня!
  • Недостатки
  • Нет.
Качество
Удобство
Расположение
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям