Автобус ЛиАЗ 677

Среднее 4.75 (голосов 4)

1
0
2
0
3
0
4
1
5
3
Всего отзывов: 4

Категория: Разное

Читать все отзывы

Отзыв: Автобус ЛиАЗ 677 - Автобус детства. У меня остались только положительные эмоции. Луноход и скотовоз в одном лице.

Время использования: 48 лет

Год выпуска: 1975

Все наверное знакомы с этим автобусом, который катал нас всё счастливое советское детство, а во многих регионах и не только советское, ещё лет 10 назад можно было встретить почти антикварные автобусы, курсирующие где нибудь в провинции. Как только автобус ЛиАЗ 677 не называли, мне больше всего нравится название луноход, но называли и скотовоз, чудак, божья коровка, черпак, кошара, блюмчик, но так называли люди бывалые и опытные, кое кто даже знал его точное название ЛиАЗ и гордо козырял этим.

А большинство, в том числе и я, называли его просто "Автобус", поскольку в те годы был венгерский неуклюжий "Икарус" и был "Автобус", остального общественного транспорта, перевозящего пассажиров, я что то не припомню, наверное было и ещё что то. Икарус, уточню, был неуклюжим только в смысле маневренности.

Сейчас же ЛиАЗ 677 стал коллекционным средством передвижения, которым дорожат и его лелеют. Но не удивлюсь, если где нибудь в райцентрах до сих пор перевозит пассажиров этот ветеран пассажироперевозок. Были потом какие то модификации с буковками в конце, но суть не менялась.

Почему я упомянул, что может где то функционировать и до сих пор? Потому, что у меня есть знакомый водитель, который шоферил на этом автобусе ЛиАЗ 677. Он рассказывал, что ЗИЛовский движок у него просто неубиваемый, но при этом всё остальное довольно печальное, и водители этот автобус не любили, пневморессоры, гидромеханическая коробка передач, кстати, революционная для того времени, первый автомат, были просто ломучими, и подпортили счастливое вождение автобуса не одному водиле из тех времён. И не только они.

Печку наверное все помнят, если дверки хорошо закрывались в сильный мороз, то было тепло, но они закрывались крайне редко хорошо и чаще всего одна из дверок вообще свистела, одному водителю было тепло, поскольку двигатель располагался справа от него. Но поскольку на ЛиАЗе 677 я ездил только по городу, то каких то негативных воспоминаний от коротких поездок совсем не осталось. Помню только характерный лязг дверей и одну из дверок, закрытой только наполовину, неудивительно, что турбина не могла отопить салон в сильные морозы. Запах ещё помню от печки, которая давала тепло от проходящей через систему охлаждения двигателя воздушной массы.

Детишки катались на нём в 70-х, прицепившись к заднему бамперу. На тогдашних улицах, когда движение было в Вологде, только этот автобус и несколько начальственных автомобилей Волга, ну может ещё какой нибудь заезжий грузин с цветами для местного рынка, важный, с усами, и на чёрной Волге. Я же ни разу не катался почему то, сейчас смотрю фотки с таким аттракционом и жалею, что так не делал и даже не видел пример по такому слалому от более взрослых товарищей. Возможно такие катания были в совсем небольших городках.

А теперь о ёмком названии ЛиАЗа 677, скотовоз. Дело в том, что в то время было две модификации салона, городская, и более редкая, межрайонная. Большинство наверное помнит городской вариант, в котором стоячих мест было гораздо больше, чем сидячих, особенно в заднем тамбуре. Все наверное видели бедных коров, которых везут стоя в грузовых машинах, и они держатся и не падают только из за плотной загрузки. От этого и пошло скорее всего народное название, так как тамбур чаще всего был забит битком стоящими пассажирами.

Ещё было популярное название луноход, во первых из за округлой формы, поскольку в то время космическая тема была очень актуальна, напомню, автобусы ЛиАЗ 677 начали выпускать в 1967 году, а проектирование началось в 1962 году. Да, всего через год, после легендарного полёта Гагарина в космос! А на луне асфальтового покрытия не было, вот и назвали возможно так, ещё и из за этого.

Вообще, в защиту, надо сказать, что ход автобуса был очень мягким из за пневмоподвески, тоже революционной для того времени, если она была в рабочем состоянии, этой мягкостью хода он славился по тем временам, да и сегодня, думаю, на таком исправном автобусе не укачало бы никого.

Автобус выпускался на Ликинском автобусном заводе в городе Ликино-Дулево Московской области с 1967 по 1994 год, от чего и получил название ЛиАЗ. Разработка же началась в 1962-м году. Мотор имел мощность 180 лошадиных сил, что по тому времени довольно неплохо, но в горку он не вытягивал при хорошей загрузке. А двигатель был ЗиЛ-375 от грузовика Урал, надёжный и зарекомендовавший себя. Дорожный просвет довольно неплохой, 350 миллиметров, мог проходить и по просёлку. Вмещал автобус ЛиАЗ 677,110 пассажиров, но это по официальным данным, на самом деле, в часы пик, селёдками, там стояло вжавшись друг в друга гораздо большее количество людей. Так чаще всего и ездили.

Коробка автомат гидротрансформаторного типа для того времени была чудом. И если бы не ломучесть некоторых узлов, то водители были бы очень рады и вначале конечно были поражены.

Ещё несколько фактов, в Лейпциге была ярмарка в 1972 году, и там автобус ЛиАЗ-677 получил золотую медаль, почётно, особенно для закрытого советского периода. А в 80-х годах автобусы получили жёлтую окраску, чтобы их было легко опознать, среди чего правда, непонятно) Но тем не менее 7133 автобуса ЛиАЗ-677 были поставлены на экспорт, скорее всего, в республики соцлагеря.

Ещё надо отметить таблички маршрутов, которые никогда не замерзали и не запотевали. Всего же было изготовлено почти 200 тысяч автобусов ЛиАЗ-677. А педали тормоза и газа и отсутствие сцепления из за гидромеханической коробки передач автомат, было и вообще для водителей чудом. И конечно же в кино того времени можно увидеть именно этот автобус, а ни какой другой.

Вентиляционные потолочные люки в советских автобусах вошли в обиход именно с ЛиАЗ-677 с индексом М. Это произошло в 1978 году, хорошо помню эти люки, в жару все тянулись к ним носом.

А теперь фотоподборка, почти без комментариев.








Широкие задние двери, в которые можно зайти даже с коляской.


Сиденья, раньше казавшиеся очень удобными, сейчас такими уже не кажутся.


У переднего входа стоял ещё раньше ящик с крутящимся барашком с правой стороны и прозрачной крышкой сверху с прорезью, куда надо было опустить 5 копеек и прокрутить ручку, чтобы получить билетик. Насколько я помню, всё основывалось только на честности, ни кому в голову не приходило, что можно просто оторвать билет, не заплатив при этом за проезд. Или я ошибаюсь?


































В заключение скажу, что именно эти автобусы ЛиАЗ-677 в советское время помогли решить проблему перевозки пассажиров в масштабе огромной страны и все их помнят, и не думаю почему то, что запомнилось плохое, у меня во всяком случае, только приятные воспоминания.
  • Достоинства
  • Ностальгия, любимый автобус детства. Плавный ход, коробка автомат.
  • Недостатки
  • О минусах говорят водилы.
Качество
Безопасность
Надежность
Удобство
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям