Фильм "Восхождение" (1976)

Среднее 4.92 (голосов 13)

1
0
2
0
3
0
4
1
5
12
Всего отзывов: 13

Категория: Фильмы

Читать все отзывы

Отзыв: Фильм "Восхождение" (1976) - Достойно принять смерть!

Время использования: Много раз.

Добрый день!
Я очень редко пишу отзывы на художественные кинофильмы, а если быть точнее, то за всё время пребывания на сайте написал всего только два или три (если мне не изменяет память). Это происходит не потому, что я не люблю кинематограф (хорошее кино любят все смотреть), а потому, что последние десятилетия своей жизни очень внимательно и крайне избирательно отношусь к выбору художественного фильма для просмотра. Считаю, что "всеядность" в искусстве, и естественно в кинематографе, не показатель высокой культурности человека, а наоборот - наглядный пример отсутствия последнего. Зачем тратить своё драгоценное время на просмотр всякой ненужной ерунды, которая тебе ничего полезного для культурного развития не даст, лучше прочитать увлекательную книгу, послушать замечательную музыку, написать живописные этюды на пленэре или провести интересную фотосессию.
Я уверен, что последние лет двадцать-двадцать пять во всём мире было снято мало по настоящему интересных и значимых кинолент, которое бы ставило перед нами серьёзные вопросы как о вечном, так и о конкретном нашем пребывания во вселенной Жизни, и которое можно было бы назвать настоящим искусством, несущей в себе важные эстетические, культурные и гуманистические ценности человечества. Во многом современный кинематограф ориентирован исключительно только на визуальный спецэффект, при этом не неся в себе никакого здравого смыслового значения, превращаясь постепенно в исключительно развлекательную "субстанцию" типа клубной музыки.
Возможно это и неплохо, ведь массовая культура, которая создана исключительно для развлечения, тоже необходима обществу. Я с этим утверждением и не собираюсь спорить, действительно массовая культура (так называемый китч) нужен, он расслабляет и отвлекает от современной быстрой жизни. Но из этого получается вот такая беда - эта массовость, как сорняк начала захватывать практически всё культурное пространство (она вышло за пределы своих рамок), по сути - уничтожая подлинное искусство. В кинематографе, увы - это особо заметно, ведь кино, как нам всем известно - самый массовый и доступный вид искусства.
В связи с этим мне вспомнился такой эпизод: в начале 30-х годов прошлого века Эйзенштейн и Александров приехали в Голливуд для освоения опыта звукового кино. В то время в Америке был колоссальнейший интерес к фильму "Броненосец Потёмкин", восхищение от которого так же сопровождалось и к его создателю. На вокзале среди тех, кто встречал наших кинорежиссёров, был и великий Чарли Чаплин, с которым впоследствии их связывала долгая дружба.
Оставшись втроём (по воспоминаниям Григория Александрова), Чаплин спросил их: - "А зачем, собственно, вы приехали сюда, мистеры?". - "Учиться делать звуковое кино". - "В Голливуде не делают кино, здесь делают деньги. Учиться киноискусству надо там, где сделали "Броненосец Потёмкин"!". Великий Чарли Чаплин знал что-то такое, что мы стали в последнее время не замечая забывать.

В Соединённых Штатах и в Советском Союзе, коллеги, в разные периоды двадцатого века было создано немало по настоящему выдающихся художественных фильмов, и об одном таком отечественном кинофильме я попробую сегодня порассуждать.

Художественный фильм "Восхождение" был снят на киностудии "Мосфильм" в 1976 году режиссёром Ларисой Шепитько по повести блистательного советского и белорусского писателя Василя Быкова "Сотников". Это военная драма о двух партизанах, история "Восхождения" через смерть одного, и падение через предательство другого. Моё мнение - данный фильм является один из самых лучших и выдающихся художественных кинолент когда либо снятых о Великой Отечественной войне, причём не только в нашей стране.

Война - это в первую очередь люди - самые обыкновенные солдаты и самые обыкновенные гражданские, и их тяжёлая жизнь в условиях страшного военного времени. Боестолкновения между противоборствующими сторонами происходят далеко не на всём протяжении войны, поэтому человек всячески пытается в такое "тихое" время жить "по людски". Любовь никуда не уходит, она только ярче, пусть и на короткое время, сильно загорается и от этого мощно пылает, да и забота о близких никуда не улетучивается, вот только одно состояние сильно угнетающе давит всегда - состояние реальности смерти за тонкой стеной дома. Это как сон, в котором снятся кошмары: тебе кажется, что ты сейчас проснёшься и увидишь вокруг себя радостные лица близких тебе людей, освещённые шаловливыми лучиками ласкового солнца. Но просыпаясь, ты оказываешься всё в той же реальности коричнево-серых оттенков несчастья и затаившейся где-то совсем рядом смерти. При этом до конца не осознавая, в чём же заключён кошмар этого сна - в ласковых лучиках солнца, или в коричнево-серых тонах несчастья.
Мирные люди на войне, как впрочем и самые обычные солдаты - это лишь дрова, которые используются в топке войны для разжигания большого пожара. Их никто не жалеет, их часто никто не замечает и с ними никто никогда не считается, ни одна, ни другая сторона. Каждый пытается действовать по своей воли, при этом о морале пытаются забыть, кто на время, а кто-то навсегда. Но так, я в этом уверен, живут на войне не все! Если бы о морале забыли все, то ни в одной войне не было бы победителей. Хотя, подождите, напрашивается вопрос: - А если в войне победители? Да, такие есть - это те кто выжил.

Вы знаете, друзья, пусть это и банально звучит, но нет ничего страшнее на войне гибели(я знаю о чём пишу, потому что кое что видел своими глазами). Но погибнуть можно по разному. Есть такие люди - настоящие герои, которым устанавливают памятники, потому что они обладают, как мне кажется, главным качеством любой войны, да и жизни тоже - достойно принять смерть!

Сюжет фильма "Восхождение" - это вечная история человечества, где честь и предательство ведут свой бесконечный бой, и где всё перекликается с одной известной библейской историей о Христе и Иуде. Бывший учитель, очень неловкий, интеллигентный и больной Сотников с одной стороны (его играет актёр Борис Плотников), а с другой - настоящий парень из народа, хитрый, шустрый и на вид отважный и надёжный - Рыбак (его играет актёр Владимир Гостюхин). По приказу командира, эти два партизана отправляются в село на поиски провианта.
Я не буду раскрывать все трагические перипетии фильма. Такой художественный фильм необходимо смотреть всей семьёй. Я абсолютно уверен, что он способен изменит ваше представление и о войне и о жизни.

Сотников одним своим несгибаемым видом напоминает образ Христа: да, ему больно, ему очень больно - невыносимо больно, но этот персонаж фильма обладает главным человеческим качеством - он способен достойно принять смерть. Порой кажется, что актёр Плотников (сыгравший в фильме Сотникова) может только лишь одним своим видом показать всё, что нужно для его роли, при этом даже не произнося ни одного слова.
Рыбак напоминает Иуду, который сомневается и боится, боится и ещё больше сомневается. Он постоянно думает о побеге, но мысли о расстреле вечно его останавливают.

Я не один раз видел в своей долгой военной жизни людей, от которых на первый взгляд ничего хорошего не ждёшь: они какие-то "сладенькие", нежные, чистенькие, неповоротливые, часто неуверенные, одним словом - интеллигенты (если иметь ввиду тот пренебрежительный смысл, который был заложен в это слово в советское время). На них хочется крикнуть, выругаться и отправить куда нибудь подальше - в тыл. Но вдруг в сложный момент жизни, когда нет места сомнению, когда белое становится белым а чёрное чёрным, такие обыкновенные людишки преображаются на глазах, Восходя в своём человеческом обличии к вершинам морали и чести. Возможно, благодаря именно таким как "Сотников", мы всё ещё называемся Человеками!
Я лично знал "Сотниковых", и ни когда не смогу себе простить того, что говорю о них в прошедшем времени, хотя, вроде лично я не виноват в том, что говорю о них в прошедшем времени. Но когда привозишь тело бойца в его родной дом и видишь, даже всецело ощущаешь на каждом миллиметре своего тела столь пронзительно жёсткие и вопросительные взгляды его родных и близких..., наверное нет в жизни ничего страшнее именно такого очень короткого момента в твоей длинной жизни. Не дай Бог такое кому-то увидеть.
Дело в том, что пуля не убивает только одного человека (и неважно - враг он или свой), она убивает его мать, отца, жену и детей (если они есть), родных братьев и сестёр, родственников, друзей..., - этот список бесконечен, как бесконечна вселенная. Никогда на войне не гибнет один человек - жизнь одномоментно затухает во многих сердцах.

Но мне, к сожалению, далеко не один раз приходилось видеть и "героев" типа Рыбака. Такие люди внешне уверенные в себе, шустрые и смелые, даже кажутся на первый взгляд неплохими людьми. Они постоянно "на публике" патриотично кричат, что будут биться до последнего вздоха или биения сердца: - "Буду в окопе до последнего патрона". Но некоторые из подобных "героев" даже до окопа не доходят, они вообще, кроме как назад, никуда более не ходят. Зато оправдания своим поступкам всегда находят, а в дальнейшем шустро двигаются верх по карьерной лестнице, не забывая заодно пафосно рассказывать миру о том, что такое патриотизм.

Я не очень люблю смотреть современные художественные фильмы снятые о Великой Отечественной войне, в большинстве из них нет жизни и нет достойной смерти (предугадывая многие ваши слова, я не буду утверждать о всех таких фильмах, но большинство всё таки именно такие), дело в том, что в этих фильмах одна сплошная пропаганда. Невозможно патриотизм построить на одной пропаганде, ведь в пропаганде напрочь отсутствует идея.

Блестящая игра великолепных актёров сделала этот художественный фильм настоящим, пусть и трагическим, гимном Совести. Никогда не стоит играть с совестью в игры, это заранее проигранный вариант в жизни. Если выбиваешь табурет из под ног своего товарища, то ты отрезаешь себе все пути-дорожки в жизни, даже достойно с собой покончить не можешь. Остаётся только на четвереньках выть на окружающий мир, который одномоментно стал для тебя враждебным, а ты в нём - чужим.

Трагична оказалась судьба замечательного и талантливого режиссёра этого фильма: Лариса Шепитько вместе с оператором Владимиром Чухновым в 1979 году трагично погибла в автомобильной катастрофе во время съёмок нового своего фильма. Ей ещё не было даже сорока лет.

В завершении хочу добавить, что художественный фильм "Восхождение" (снятый в чёрно-белом цвете) в 1977 году получил главный приз на международном кинофестивале в Западном Берлине - "Золотой медведь". Это первый советский фильм удостоенный высшей награды на этом известном мировом кинофестивале. Также этот фильм получил и множество других наград в Западной Европе. А в СССР его долго не выпускали в прокат, пришлось вмешиваться лично Первому секретарю ЦК компартии Белорусской ССР Петру Мироновичу Машерову. Только после этого художественный фильм "Восхождение" увидели советские кинозрители. В фильме звучит прекрасная, пусть и вызывающая тревогу, музыка великолепнейшего композитора Альфреда Шнитке.

Друзья, смотрите настоящее кино, которое способно разжечь в вас лучшие человеческие чувства, которые сподвигнет вас на достойные поступки в жизни. Я настоятельно рекомендую посмотреть художественный фильм "Восхождение" режиссёра Ларисы Шепитько.
  • Достоинства
  • Замечательный фильм о героях и предателях. Один из лучших фильмов о войне. Блестящая игра актёров.
  • Недостатки
  • Нет.
Сюжет
Зрелищность
Игра актеров
Оригинальность
Музыка и звук
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям