Особняк П. П. Смирнова (Россия, Москва)

Среднее 4.33 (голосов 3)

1
0
2
0
3
0
4
2
5
1
Всего отзывов: 3

Категория: Россия

Читать все отзывы

Отзыв: Особняк П. П. Смирнова (Россия, Москва) - Лучше водки хуже нет (В. С. Черномырдин) или в гости к "водочному королю".

Время использования: 1,5 часа

Стоимость: 950 р.

Год посещения: 2017

Вот он, особняк "водочного короля" России. Особняк, про который так мало известно, мимо которого мы часто проходили, гуляя по Тверскому бульвару, не догадываясь какие удивительные интерьеры скрыты за его фасадом.

Как давно я мечтала сюда попасть! Лет пять назад я даже купила сюда экскурсию у турфирмы, но что-то у меня сорвалось, и поход не состоялся. Потом долгое время на сайте особняка Смирнова висело объявление о рейдерском захвате и призыве о помощи, и вот сейчас, турфирмы изредка снова могут водить сюда экскурсии.

Информацию о "водочном короле" и водке можно прочитать кликнув на иконку "описание", далее в тексте я буду ссылаться на эту историческую справку.

Итак, приступим к осмотру особняка.

Получив от купца Петра Петровича Смирнова заказ на перестройку дома, Шехтель решил ничего не перестраивать, а лишь задекорировал фасад под модный тогда стиль модерн, и произвел большие работы по декорированию интерьера. Поскольку флигели ранее уже были присоединены к основной части дома, - особняк был асимметричен, состоял из разных по этажности частей. Этим объясняются множественные лестницы и ступеньки внутри.

Что же сделал архитектор?

В доме существовало два входа: южный - парадный для гостей (на первом фото в правой части здания, под эркером ) и северный, для ежедневного использования. Парадный вход и лестницу архитектор оставил без изменения. В той части здания сейчас находится Пенсионный фонд, войти и осмотреть - не представляется возможным. А вот северную часть фасада он изменил - добавил похожий эркер для симметрии.

Все гости входили в дом по более пышной, правой Парадной лестнице, и анфиладу второго этажа осматривали справа - налево. У нас это получилось наоборот: слева направо, до упора в замурованную стену входа в Пенсионный фонд.

Вход в северный вестибюль и мемориальная табличка на фасаде дома:



Чтобы уравновесить асимметрию, Шехтель вешает на фасад ажурный кружевной балкон:

Балкон получился чисто декоративным, на него нельзя выйти, так как из-за повышения "культурного слоя" на 70 см, его невозможно было разместить на уровне пола второго этажа - на улице он бы висел очень низко, мешая прохожим.
Шехтель так же вкраивает в фасад огромную залу с тройным окном над проездной аркой :

Вытянутые окна представляют собой витраж, за ним скрывается удивительный Романский зал.
Окна украшены лепниной с листьями смоковницы (рисунок этих листьев мы увидим на многих внутренних дверях внутри) и высоким аттиком с картушем, на котором ранее была монограмма владельца. Дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. На проездной арке и всех окнах первого этажа сохранились подлинные шехтелевские кованые решетки с бантиками:

Планировка дома была традиционная. На первом этаже находились хозяйственные помещения. Второй этаж - парадный, его планировка классическая, и представляет из себя анфиладу комнат, расположенную вдоль Тверского бульвара. На третьем этаже жила прислуга и находились спальни хозяев.
Шехтель оставил многоуровневое устройство дома. Каждый из восьми парадных залов он оформил в определённом историческом стиле: Готический кабинет, Будуар, Рокайльный зал, Романский зал, Аванзал, Итальянский (классический) зал, Греческий зал, Египетский зал.

На парадном дворе Шехтель декорирование не производил, здесь нет никакого модерна:

Слева он пристроил огромный объем - это большой Египетский зал и Зимний сад (левее, в кадр не попал). На переднем плане окаменевшие красные розы, - на улице минус 7 градусов С.
В арку, которую видно в центре, въезжали кареты с Тверского бульвара.

ВЕСТИБЮЛЬ.

Войдя в дверь, мы попадаем в северный парадный вестибюль. Этот вестибюль и его мраморная лестница, ведущая на 2-ой этаж, сохранились в том виде, какими они были во времена прежних хозяев в XVIII веке.

Вестибюль очень небольшой, с тяжёлым сводчатым потолком, росписи на котором не сохранились. В углу мраморная лестница, изгибаясь водопадом, стекает вниз, закручиваешь у основания мраморными волнами.

ХОЛЛ.

Поднимаясь в вверх по лестнице, мы попадаем в холл.

Декорирование холла довольно сдержанное: по фризу пущен поясок из некрупных сухариков и лепнины, стены членятся пилястрами. Пилястры украшены декоративным цветочным орнаментом с листьями в стиле модерн:

В холле парадная лестница расходится на две малые: правая ведет во внутренние парадные залы, а левая в кабинет хозяина и личные покои.

ГОТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ.

Это первое помещение куда мы попали с парадной лестницы и холла.
Кабинет небольшой, помещение очень тёмное, выполнено в строгом мужском стиле. От готики тут не осталось ничего. Сфотографировать комнату из-за большого количества экскурсантов не удалось. В кабинете не сохранились шпалеры, ранее украшавшие стены. Сохранился балочный потолок из мореного дуба:

Накладные балки отделаны "волной". И это все модерн, а не готика.

БУДУАР.

Во всех купеческих домах будуар, или женская гостиная, находится обычно рядом со спальней и никогда, как здесь, рядом с мужским кабинетом.

Будуар выполнен в китайском стиле. В бытность хозяев он был заставлен китайскими безделушками, привезенными Петром Петровичем. Это напоминало ему о его самостоятельном бизнесе, который он вынужден был прекратить, чтобы поддержать бизнес отца.

В этот кабинет могли уединиться во время торжественных приемов или балов. Потолок будуара декорирован так называемым "ложным парусным сводом", по углам характерный для модерна орнамент из стилизованных цветов розы и листьев, который в виде шалей спускается вниз:



В углу комнаты стоит камин из розового мрамора:



Как я уже писала в исторической справке, сейчас хозяева особняка использует его для различных фото сессий и киносъемок. В этом зале все было подготовлено для проведения съемки рекламного ролика сосисок, поэтому они лежат на столе в вазочках. Далее, в остальных залах, будет установлено много различного съемочного оборудования, стендов, плакатов и различных интерьерных аксессуаров для еще каких-то съемок. Это конечно очень отвлекало и мешало погрузиться в атмосферу купеческого дома того времени.

Обои из кремового шёлка, восстановлены по рисункам Ф. О. Шехтеля.
Камин крупнее:

Поскольку в доме было паровое отопление - все камины, кроме этого, были декоративными.
В будуаре сохранились двери, выполненные из массива дуба:

Верхняя часть задекорирована листьями смоковницы, как на фасаде здания. Дверная ручка характерна для стиля модерн.
Люстра восстановлена по рисунку Ф. О. Шехтеля:



РОМАНСКИЙ ЗАЛ.

Из будуара мы прошли в Романский зал. Здесь был самый необычный и потрясающий интерьер.

Зал огромный, все не попадает в кадр. Для качественного снимка нужен широкоугольный объектив, а не мой смартфон.
После розовенького, лёгкого будуара, с интерьером сюси- пуси, такая резкая смена декораций как-то придавливает. Зал высокий, двухэтажный, в темной коричнево- зеленой цветовой гамме. В зале полумрак. Освещение слабое, хотя горит большая люстра, различная подсветка (это для очередной съемки) и падает свет через большие узкие готические окна.

При П. П. Смирнове здесь находилась парадная столовая, в центре стоял большой стол. Он пропал после революции, в бытность революционного трибунала, который заседал именно в этом зале.
Люстра, подвешенная на цепях к своду, не шехтелевская, а трофейная, привезенная военным прокурором Москвы в 1945 году для своего ведомства, которое располагалось здесь в советское время.

Нашему экскурсоводу очень нравился этот зал, она рассказывала о нём взахлёб. На меня он произвел странное впечатление. Здесь присутствует такая мешанина стилей, эпох и способов их отображения, что диву даешься. Мне бы в такой столовой было бы не очень уютно.

Шехтель смешал средневековье русское со средневековьем византийским

Цилиндрический свод, похожий на церковный, поддерживают 6 падуг- ребер, опирающихся на небольшие сухарики. Эти деревянные падуги расписаны древнерусским орнаментом:

А на своде, на светлом фоне, прорисованы золотом надломленные спирали - это кельтский орнамент. По фризу, между падугами, по всему периметру зала, на темно зеленом фоне, в цветочном орнаменте, фигурки животных - в стиле модерн.

На этом фото тоже хорошо видно.

Над дверным проемом подвешен ложный балкон из белого мрамора с рельефом "Битва дракона и собаки". Это отделка портала в византийском стиле, а рядом, посреди этой же стены, непонятно зачем находится небольшое ложное окошко, с перспективным узорчатым порталом в древнерусском стиле:

Все стены зала обшиты мореным дубом, оконные рамы и подоконники, также выполнены из этого дерева, что усиливает мрачную обстановку.

Большой витраж стилистически созвучен интерьеру:

Витраж с изображением виноградной лозы создает дополнительный полумрак.

На противоположной окнам стене находится арка со стилизованными романскими колоннами и византийскими капителями, украшенными листьями аканта:

Здесь хорошо виден цилиндрический свод, обшивка стен мореным дубом.
На карнизе, как на декоративной полке, установлен фрагмент стены средневекового храма с тремя стрельчатыми окнами. Выше, на дуге, повторяющей изгиб свода, причудливая роспись: в медальонах сказочные фигуры зверей, изображённых в древнерусском стиле, а вокруг орнамент из веточек итальянской сосны пиньи и русских сосновых шишек, с русскими же птичками.

Экскурсовод была в восторге, говорила о философии в отделке, а я - в замешательстве от этой мешанины. Но это такой стиль - модерн. Модно так было.

Дальше - больше.

На другой стене перед нами предстал камин. Тоже декоративный. Шехтель постарался, и добавил ещё одной красивой мешанинки:

Внизу - это современная атрибутика для очередной съемки.
Камин монументальный, лепной, мраморный. Сделан и выглядит, как средневековый балкон. Кажется, что сверху выйдет средневековая дама и будет смотреть на рыцарский турнир у её ног.
Камин несут 2 романские колонны, опирающееся на спины лежащих львов, и увенчанные растительными капителями с масками демонов:

Внутри поверхность камина отделана глазурованным кирпичем. Верхняя часть камина украшена рельефом, на котором изображена сцена сражения средневековых рыцарей:

Рыцари к ногам дамы слагают знамена.

АВАНЗАЛ.

В следующем зале, называемом аванзалом, из отделки мало что сохранилось.

В этой части дома начинаются антресоли третьего этажа, поэтому здесь пониженный потолок, это проходная комната. Архитектор здесь перебил окна, сделав их высокими и узкими, отделал их темно- красным мрамором.
Декоративный фриз имеет простой рисунок в виде серебристых треугольничков на бронзовом фоне.
В стиле модерн выдержана и декоративная лестница с изогнутыми перилами и фонарями по обе стороны от ступеней:

Лестница в 5 ступенек необходима, чтобы преодолеть перепад высот между двумя частями здания. Отделка стен не сохранилось.

РОКАЙЛЬНАЯ КОМНАТА.

В этом небольшом зале сохранился только потрясающий потолок и двери. Потолок выполнен в стиле "рококко" с обильной витиеватой лепниной:

Здесь Шехтель использовал прием, впоследствии ставший одной из его "визитных карточек" - встроенные светильники. Он перебрал потолок, и вмонтировал внутреннюю разводку с электрическим освещением. Это было новинкой для того времени.

Лепнина потолка в рокайльном стиле: растительные мотивы, по углам изображение девушки в тунике.



В наше время такое освещение называют точечным:



Подлинная отделка дверей:

Все витиеватости - это тот же модерн.

ИТАЛЬЯНСКИЙ (КЛАССИЧЕСКИЙ) ЗАЛ.

Это второй по величине зал анфилады. Помещение исполнено в стиле позднего ренессанса, выдержанное в темно - зеленой гамме.



Здесь самое главное - это потолок, его лепнина:



Основное поле потолка заполнено плоскими рельефами на морскую тему.

Здесь можно увидеть Тритона в окружении сирен, нимф, морских коней, фруктовые гирлянды с лаврами. В центре потолка, в пустом ромбовидным плафоне, ранее была роспись. Но так как фотографии потолка не сохранилась, ее восстанавливать не стали.

Фрагмент лепнины крупнее:





Картуши с древне- римскими богами:

В 4-х углах потолка расположены монограммы Смирновых. В треугольниках, на золотистом фоне, увитые дубовыми ветками, видны буквы S.P.E. :



Напротив окна установлен декоративный камин из темно-зеленого мрамора:

Его украшает зеркало в лепном обрамлении.

ГРЕЧЕСКИЙ ЗАЛ.
Именно в этот зал, первым делом попадали в гости с южной парадной лестницы, и именно этот зал был первым в череде залов парадной анфилады, идущий вдоль Тверского бульвара. Мы прошли весь этот путь обратным путем из-за того, что южную часть занимает пенсионный фонд, и туда нет доступа.
Сейчас этот зал хозяевами превращён в склад. Чего тут только не нагромождено: стулья, коробки, мебель, какие-то декорации. Всё это навалом лежит, и доходит по высоте до середины уровня стен. Поэтому фото будет только потолочный части зала.

Зал выполнен в стиле ампир в начале 19 века, еще при Владимире Григорьевиче Орлове. Двумя колоннами ионического ордера зал разделён на две неравные части, колонны отделаны искусственным мрамором. По периметру потолка идёт лепной фриз на тему греческих состязаний на колесницах:





ЕГИПЕТСКИЙ ЗАЛ.

Это самый большой зал дома, площадью 220 квадратных метров. Он не является частью парадной анфилады, а выходит на внутренний парадный двор. Снаружи его можно было рассмотреть на том парадном фото двора, в начале отзыва. Зал предназначался для проведения праздничных собраний, концертов, выставок, балов.

Почему зал отделан в египетском стиле?
Опять же из-за моды. Мода - двигатель прогресса.
В то время был прорыт Суэцкий канал, к этому времени была написана "Аида" Верди, начали раскапывать гробницы, привозить в Европу ценности, создавать коллекции. Так, в угоду моде, и появился такой интерьер.

Прежде чем выложить фото, напомню о том, что здесь также всё приготовлено к предстоящей киносъемке: все окна завешены соломенными жалюзи, расставлена осветительная и записывающая аппаратура, по центру стоит стол с кожаными современными креслами, стенды, плакаты. Всё это очень мешает восприятию, плохо ощущается "египетская" атмосфера.


Огромные окна зала выполнены, как порталы египетского храма. Зал разделен на две части двумя массивными колоннами и балкой.



В меньшей части - кессонированный потолок, а большей части размещен восьмигранный потолочный плафон:

Плафон выполнен в виде солнечного диска со змеями и обрамлен фризом со сценами из жизни египетских фараонов.

Цветовая гамма зала бежево- золотистая.



Все рисунки, узоры, иероглифы выполнены золотом:



На фризе размещен рельеф в виде узких симметричных полос, как на папирусе.

Стены украшены группами вертикальных полос с иероглифами.
Некоторые стены украшают большие декоративные панно, так же на египетскую тематику.

Сейчас нас, избалованных путешествиями по миру, и Египту в том числе, это не очень поражает. А для того времени, такой интерьер был в новинку.

В заключении могу сказать, что посещение особняка Смирнова, так для меня желанное, оставило неоднозначное впечатление.

Сколько ещё таких богатых дворянских и купеческих домов, усадеб в Москве недоступно для посещения! И я рада, что мне удалось побывать в одной из них.
  • Достоинства
  • Необычные, разностильные интерьеры.
  • Недостатки
  • Размещение киносъемочный аппаратуры, атрибутов и декораций для съемки во всех интерьерах, склад в греческом зале.
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям