В один из будних дней я решила прогуляться по по центру Москвы, зашла в ГУМ, чтобы посмотреть фотовыставку "Сто заповедных лет", потом прошлась по Манежной площади, по Тверской улице, свернула в Камергерский переулок... Я знаю, что именно в этом переулке находится музей великого композитора, пианиста, дирижера - Сергея Сергеевича Прокофьева, но как-то не случалось туда зайти. И тут меня посетила мысль, а почему бы не сходить в музей? Как говорится "до пятницы я совершенно свободен", никто меня не торопит, спешить некуда, в будний день, я уверена, что там мало людей, если они вообще есть...
Немного истории. Сергей Сергеевич Прокофьев жил и работал в Камергерском переулке с 1947 по 1953 год и именно в этом доме в 2008 году открылся мемориальный музей. А в декабре 2016 года в этом же Камергерском переулке поставили памятник композитору, в честь 125-летия со дня его рождения. Что же такого особенного сотворил композитор? А сотворил он многое: написал несколько опер, балет, симфонии и концерты для сольного инструмента с оркестром, фортепианные сонаты, музыку для кино и театра и многое другое. Сергей Сергеевич ушел из жизни в 1953 году, а в 1968 году его вдова завещала личные вещи композитора фонду Музея музыкальной культуры, эти вещи и стали основой мемориального музея Прокофьева.
Музей работает каждый день, кроме понедельника и вторника. В среду и субботу музей открыт с 11.00 до 19.00 часов, в четверг и пятницу с 12.00 до 21.00 часа, в воскресенье с 11.00 до 18.00 часов. Цена билета для взрослого человека - 200 рублей, льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) - 150 рублей. Фотосъемка разрешается, только без вспышки. Музей находится недалеко от метро "Театральная" или "Охотный ряд".
Камергерский переулок.
Памятник Сергею Сергеевичу.
Вход в музей.
При входе видим мемориальную табличку с указанием, что здесь жил и работал композитор.
Захожу внутрь. Тишь и благодать. Охранник подсказывает, что музей находится на втором и третьем этажах.
Поднимаясь по лестнице, чувствуешь, словно ты оказался в старой Москве.
На втором этаже находится касса с администратором, гардероб, выставочный зал, концертный зал.
Цена билета - 200 рублей. Билеты можно купить по карте или за наличные деньги.
Администратор очень приветливая, вежливая и приятная женщина, все мне рассказала: где гардероб, туалет, куда пройти и что посмотреть.
Основная экспозиция находится на третьем этаже, куда я и поднялась.
Удивительно, но факт - в музее была я ОДНА! Если не считать на втором этаже администратора и на третьем этаже охранника, который внимательно следил за мной.
Я ожидала увидеть нечто типа квартиры композитора, много его личных вещей, материалов и так далее. Да, это все я увидела, но в мини-варианте. Сам музей представляет из себя два маленьких зала, осмотр которых у меня занял максимум 20 минут, хотя я внимательно читала каждое описание. Вот, пожалуйста, основной зал. Кстати, отмечу, что в музее играет очень приятная музыка.
И здесь же небольшой уголок, где расположен мемориальный рабочий кабинет композитора, одна из трех комнат большой коммунальной квартиры, где жил и работал последние шесть лет своей жизни Сергей Сергеевич Прокофьев. Здесь видим: письменный стол, кожаное удобное кресло, диван, фортепиано, книжный шкаф и разные аксессуары, которые так любил Сергей Сергеевич.
Книжный шкаф и музыкальный аппарат, увы, не знаю, как он точно называется.
Письменный стол и удобное кресло, где любил сидеть Сергей Сергеевич, принимая гостей или обдумывал свои новые сочинения. Обращаю Ваше внимание на пустые стены. Прокофьев не любил отвлекающих факторов: картины, плакаты, афиши и фотографии ему только мешали, он предпочитал спокойный серый цвет стен, чтобы мысленно на нем рисовать свои картины.
Письменные принадлежности того времени. Именно в таком кабинете композитор работал над своими поздними сочинениями: опера "Война и мир", опера "Повесть о настоящем человеке", симфония-концерт для виолончели с оркестром и балет "Сказ о каменном цветке".
Шкаф с фотографиями стоял в стороне.
Давайте рассмотрим более подробно подлинные вещи композитора. На фотографии маленький Сережа Прокофьев в 1901 году, здесь ему 10 лет, а слева видим написанную его рукой краткую автобиографию.
Вот, например, пенсне в футляре, запонки из полудрагоценного камня, золотые наручные часы, почетные знаки лауреата Ленинской и Сталинской премии.
Шахматные фигуры из набора, принадлежащего Сергею Сергеевичу. Членский билет Московского шахматного клуба и турнирная таблица с подписью главного судьи - самого Прокофьева (1945 год).
Прокофьев любил игру в шахматы и был довольно сильным шахматистом, на фотографии он во время игры.
Губная гармошка в футляре, книги на английском языке и чистый блокнот с нотными листами.
Курительная трубка, пепельница, часы карманные на кожаном ремешке, игральные карты - все эти вещи принадлежали Прокофьеву. На фотографии можем видеть самого Сергея Сергеевича, раскладывающего пасьянс.
Соната для скрипки и фортепиано с пометками самого автора (1946 год).
Соната для виолончели и фортепиано с пометками автора (1949 год).
Можно одеть наушники и послушать отрывки из произведений композитора.
Интерактивная панель, где можно получить более подробную информацию о жизни Прокофьева.
Виолончель. Мастер Николо Амати (Италия, 1650 год) - на этом инструменте играл Мстислав Леопольдович Ростропович.
Скрипка. Мастер Антонио Страдивари (Италия, 1736 год) - на этом инструменте играл советский скрипач Давид Федорович Ойстрах.
Тема концерта для фортепиано с оркестром и программа концерта в США, Нью-Йорк (1943 год).
Личные вещи: карандаши, ластик, точилка, коробка с нотной строчкой, записанной Прокофьевым и фотография самого композитора за дирижерским пультом (1944 год).
Листы с пометками автора и на фотографии Прокофьев за дирижерским пультом в Большом зале Московской филармонии (1945 год).
Афиша концертов "Английская, Советская, Американская музыка", в программе сочинения Сергея Сергеевича Прокофьева (1944 год).
Концертный фрак Сергея Сергеевича с атласными отворотами ("Kalina Paris", Франция).
Дирижерская палочка композитора. Лично мне всегда было интересно, как оркестр понимает дирижера и его движения "волшебной" палочкой, что же он там колдует?)))
Снова личные вещи: очки в черной оправе в футляре, авторучка, баночка для черной туши и фрагмент концерта для скрипки с оркестром с автографом.
Забавная фарфоровая фигурка композитора - дружеский портрет-шарж.
Золотая медаль Лондонского Королевского филармонического общества. Сергей Сергеевич Прокофьев стал 49-ым награжденным медалью с 1813 года. Ему вручил награду посол Великобритании А. К. Керр в Москве в июне 1945 года. На грампластинке концерт для фортепиано с оркестром (1932 год).
Общий вид зала.
А я перехожу во второй зал, который еще меньше первого. Здесь представлены материалы, связанные с оперой "Семен Котко" (1940г.) и балетом "Каменный цветок" (1954г.).
Здесь можно увидеть эскизы костюмов.
Платье крестьянской девушки и костюм к партии Северьяна к балету "Сказ о каменном цветке".
Программа оперы "Семен Котко" (Ленинград, 1960 год).
Проектор показывает на стене фрагменты из балета.
Вот и весь зал.
Осмотрев внимательно каждую деталь и потратив на это 20 минут, я вновь спустилась на второй этаж, администратор предложила мне посетить временную выставку "Изображая ДЖАЗ".
Зайдя туда, я была крайне удивлена. Вся выставка - это буквально десяток картин, а также, каждые пять минут играет одна и та же джазовая музыка.
Может, здесь хотели передать атмосферу джазовых клубов Нью-Йорка 20-ых годов?
Можно посидеть на мягких подушках, вопрос только - зачем? В общем, смысл данной выставки мне не очень понятен. Еще в музее есть концертный зал, но туда меня не пустили.
Уходя, на двери можно увидеть расписание работы музея.
Подводя итог, хочу сказать, что музей очень маленький, всего два зала, в одном представлены личные вещи и рабочий кабинет Сергея Сергеевича, а второй зал экспозиционный, где размещают временные выставки, связанные с оперным и балетным творчеством Прокофьева. Что касается экспонатов, вот не могу сказать, что они меня впечатлили, все стандартно, как в любом другом музее. От посещения музея остались смешанные чувства, без экскурсии и музыкального вечера самому там делать нечего.
Если Вы любите классическую музыку, жить не можете без оперы и балета, то музей Вам определенно понравится, а если Вы спокойно к этому относитесь, то, не посетив музей, ничего не потеряете. Опять же, имея свободное время, деньги и желание, всегда можно сюда заглянуть, благо находится музей в самом центре - в Камергерском переулке. И еще раз повторюсь - уже в какой раз убеждаюсь, что подобные музеи надо посещать с экскурсоводом, чтобы узнать какие-то подробности из жизни той или иной известной личности.
Я не жалею о посещении, но одного раза мне вполне достаточно.
Рекомендую всем, кто увлекается классической музыкой!
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования