Книга "Беспокойная юность" - Константин Паустовский

Среднее 5.00 (голосов 1)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
1
Всего отзывов: 1
Читать все отзывы

Отзыв: Книга "Беспокойная юность" - Константин Паустовский - Сильно, мощно, незабываемо

Здравствуйте, друзья.

—— ПРЕДИСЛОВИЕ ——

Все больше ловлю себя на мысли, что мне нравится читать автобиографические произведения. По крайней мере, Астафьев и Паустовский — вернее, то, что они написали — укрепляют это мнение в моем сознании. Эти два человечища через свои мемуары способны действительно на многое: привить любовь или сделать ее ещё сильнее — к родине, к природе, к своим соотечественникам, к своему языку — тому самому, на котором мне пела в детстве мама свои песни, и на котором я теперь могу разговаривать, думать и мечтать. Ну, ладно. Оставлю Виктора Петровича для другой рецензии. Сейчас же хочу поделиться впечатлениями о второй повести Константина Георгиевича из его гексалогии «Повесть о жизни».

—— О ПОВЕСТИ ——

Как и первая повесть, «Беспокойная юность» написана мини-эпизодами из жизни писателя. В основном они последовательны, но иногда встречаются и исключения. Эти мини-истории порою настолько живо и увлекательно написаны, что ты умудряешься вместе с героем почувствовать и запах соленых морских волн, и металлический запах крови и хлорки в санитарном вагоне, где работал Паустовский во время Первой Мировой.

«Беспокойная юность» затрагивает период из жизни писателя в 1914-1917гг. Вспоминая и описывая события тех лет, Константин Георгиевич чередует ужасы войны с размышлениями о природе и значимости литературы. И эти совершенно разные темы при сочетании друг с другом создают мощнейший эффект восприятия.

Чтобы легче было соориентироваться, чего следует ожидать от второй повести, давайте выделим несколько ключевых тем.

~ Паустовский и литература ~

На всём протяжении 1914-1917гг Константин Георгиевич не оставлял своей мечты стать писателем. К нему словно притягивало людей, так или иначе имеющих отношение к литературе. Он неоднократно работал в газетах, писал очерки, статьи. В одной из газет он познакомился с публицистом и бытописателем Гиляровским — дядей Гиляем, — который был любимцем, как рядовых москвичей, так и маститых писателей: Чехового, Куприна, Бунина и т. д. Уже тогда этот человек, с лёгкостью разрывающий подковы, сподвигал Паустовского перейти от журналистики к написанию серьёзной литературы.

Также не без интереса читатель узнает о встрече К. Г. с наборщиком типографии Елисеем Сверчковым. Его тираду об умении настоящего писателя связывать слова таким манером, чтобы эта связка оставляла в сердце читателя нужный отклик, Паустовский пронесёт в голове на протяжении всей жизни.

~ Паустовский и природа ~

Ещё с детства писатель чувствовал в себе неистребимую любовь к природе. Иногда она достигала такой остроты, что пугала окружающих, и вызывала у них недоумение. Эта «несерьёзность», по мнению близких родственников, мешала жить Костику. Именно поэтому он и стал скрывать свою страсть от окружающих. Он понимал, что пока не в состоянии никому обьяснить то, почему мало лишь удивляться совершенству природы. Сам он воспринимал её как среду, без которой человеку нельзя в полную меру сил ни жить, ни любить, не работать.

Такое обострённое чувство всеобъемлющей любви позволяло Паустовскому наслаждаться красотами России, Польши, Белоруссии, Галичины (Галиции) даже тогда, когда смерть витала рядом с ним, забирая жизни у лучших людей из его окружения. Шла Первая Мировая Война.

~ Паустовский и война ~

Пожалуй, стоит обозначить, что этой теме в повести выделена львиная часть. Хотя все предпосылки, чтобы Паустовский был от фронта как можно дальше, были. Даже несколько.

Надо сказать, что Константин — самый младший брат в семье. А по тогдашним законам он освобождался от воинской обязанности. К тому же, была ещё одна причина, по которой его не взяли в армию — это сильная близорукость. Но именно эти причины стали постепенно мучать его. Он начал стыдиться того, что его братья Дима и Боря в армии, а он нет. Дошло до того, что свою тягу к писательству он соотносил с «туманным тяготением к искусству» (цитата), потому как ничего серьёзного ему написать ещё не довелось и неизвестно, доведётся ли. Эта часть книги, которую условно можно назвать «Борьба с совестью», небольшая. Но она очень точно характеризует К. Г. П., как человека, готового рискнуть даже своей мечтой, но лишь бы избавиться от моральных противоречий.

И вот он в санитарном поезде, курсирующем по Польше и Белоруссии. И вот он впервые сталкивается с ужасами войны. Читатель! Прочитав эту повесть, ты узнаешь удивительный случай, как некая всевышняя сила оберегает человека, рождённого не для войны, а для искусства. И это не пустые слова. Смерть несколько раз подкрадывалась к будущему писателю так близко, что он мог бы, наверное, ощутить Её зловонное дыхание. Взорвавшийся корабль, чёрная оспа, лодчонка в шторм — и это лишь несколько примеров, читая которые впечатлительный читатель способен ощутить стягивающуюся на затылке кожу. Но он выживал! А кругом гибли близкие ему люди. Будучи в госпитале, на обрывке газеты, в которую его друзья завернули для него колбасу, он узнал о смерти своих родных братьев — они погибли в один день на разных фронтах. Но судьба не останавливалась и на этом. Душераздирающая история отношений Константина и Лели заслуживает отдельного упоминания. Ловушка в объятья чёрной оспы, в которую их затащили перипетии войны, оказывается роковой для одного из них. Закалялся ли характер Паустовского при этом? Закалялся. Но где-то внутри себя он всё явственнее стал ощущать пустоту, которую, как ему казалось, ничем заполнить уже было нельзя.

Чем заполнил эту зудящую пустоту К. Г.? Прочитайте и вы об этом узнаете. С каким-то завораживающим чувством вы будете наблюдать, как с каждым днём он
терял «блестящую мишуру его представлений о действительности. Жизнь входила в сознание как нечто суровое и требующее постоянной работы для того, чтобы очистить ее от грязи, сукровицы и обмана и увидеть во всем ее великолепии и простоте». (цитата)

—— ЧТО ЕЩЁ В ПОВЕСТИ? ——

— Интересная веха в жизни писателя — его работа кондуктором. Это было перед санитарным поездом. Казалось бы, что может здесь заинтересовать читателя? Но вам будет интересно, поверьте. Здесь наверняка вам запомнится история, как Паустовский проучил одного старичка-пассажира — предвестника несчастий и просто большого любителя не платить за проезд.

— Вы узнаете, чему мог бы позлорадствовать такой великий человек, как Паустовский.

— Вы узнаете о самом большом унижении, которое довелось испытать писателю, и почему у него сложилось недоверие ко всем «жрецам науки».

— Вместе с Паустовским вы поймёте, как мало нужно человеку для счастья, когда его нет, и как много становится нужно, когда оно появляется.

— Также вы узнаете:
... о недозволенном сне в театральном зале,
... о бомбежке германцев точно по расписанию,
... о почти сбывшейся детской мечте Паустовского служить на военном корабле и компенсации её в лице подмастерья рыбака,
... о вологодских «железных» солдатах,
... о том, почему Паустовский считал религию сладким самообманом для усталых людей,
... о жаворонке с золотым клювом,
... о великом аферисте Соколовском (этому посвящена в повести целая глава),
... о том, при каких обстоятельствах К. Г. понял, что человек, который лишён чувства печали так же жалок, как и тот, кому неведомо чувство радости,
... о познании писателем глубокой привлекательности существования через необратимость прошлого,
... о том, как люди теряют достоинство и топчат детей ради ложки похлёбки,
... о том, что делал писатель в Екатеринославе (Днепр), в Юзовке (за Донецк писателю отдельное спасибо!) и в Таганроге,
... о том, за какой проступок (намекну: письмо, монарх, осуждение, цензура — довольно нетонкий намёк, не так ли?) Паустовского исключили из санотряда,
... о том, как Паустовскому приходилось доказывать, что его уступчивость — это не расхлябанность и не бесхребетность,
... о том, как К. Г. принял роды у польской крестьянки прямо под носом у немецкой армии!
... а также о полумистической встрече писателя с его полным двойником-австрийцем (и на галлюцинации не спишешь — видел весь отряд).

— Вместе с К. Г. мы убедимся, что для того, чтобы стать писателем, необходима постоянная смена мест и людей. Но, Боже! Как же его тяготила эта вторая сторона медали: каждая новая веха жизни означала прощание (и зачастую навсегда) с почти друзьями или просто хорошими знакомыми!

— А ещё вместе с К. Г. мы узнаем о свержении царского режима. Это был 1917 год. Где революция застанет Паустовского и при каких обстоятельствах? Читайте, и непременно узнаете.

—— И НАПОСЛЕДОК ——

Ну, и напоследок выкладываю ещё два фото — следующую дозу моих шпаргалок после прочтения уже второй повести гексалогии.

Как я и указывал в рецензии к первой книге цикла, делал я эти шпаргалки для демонстрации, как можно обогатить свой словарный запас после прочтения всего одной книги. Делал я это для себя, для своей супруги, для своего ребёнка — но не для рецензии. Просто мне кажется, что сейчас это тоже к месту. Возможно, кто-то из вас сможет почерпнуть какие-то слова и для себя. Если же кому-то это покажется неинтересным и ненужным, не обессудьте. Просто пропустите фото. И спасибо тем, кто осилил рецензию до конца. Надеюсь, она помогла хоть кому-нибудь определиться с выбором хорошей книги.

Сильно, мощно, незабываемо


Сильно, мощно, незабываемо

На этом всё. Всем спасибо и до встречи!
  • Достоинства
  • Интересно читать, есть чему и кому сопереживать, богатый язык повествования
  • Недостатки
  • Их там не найдёте
Содержание
Оформление
Стиль
Язык
Печать
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям