Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (Россия, Санкт-Петербург)

Среднее 4.50 (голосов 10)

1
1
2
0
3
0
4
1
5
8
Всего отзывов: 10

Категория: Спектакли

Читать все отзывы

Отзыв: Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (Россия, Санкт-Петербург) - Императорская придворная певческая капелла - этим все сказано...

Время использования: много раз

Год посещения: 2018

Страна: Россия

Регион (край, область, штат): Санкт-Петербург

Город или поселок: Санкт-Петербург

Улица: набережная реки Мойки

Дом №: 20

Территорию вдоль Мойки по указу Петра Первого раздавали бесплатно, причем земли можно было взять столько, сколько сможешь гарантированно застроить. Место, напротив которого впоследствии построили Певческий мост, приглянулось лекарю Паульсену. Его дочь(по другой версии племянница) вышла замуж за архитектора Фельтона. Брак был счастливый, но недолгий: один за другим умерли двое детей и супруга зодчего. После чего Фельтон переехал в Академию художеств, ушел с головой в работу, а усадьба отошла в казну.

Еще во времена правления ИоанаIII был организован хор певческих дьяков, частью которого были малолетние певчие. Этот хор сопровождал ПетраI в официальных поездках по Европе, а в мае 1703 года пел во славу будущего города при закладке Петропавловской крепости. К слову, Алексей Розумовкий, которому суждено было прославится другими достоинствами, попал в хор, обладая редким голосом. Именно для этого хора, который к 1808 году уже именовался Придворной певческой капеллой, директор капеллы - композитор Д. Бортнянский присмотрел участок Фельтона. Хор был не просто хорош, а так собран, слажен и вышколен, что по указу прусского короля Фридриха-ВильгельмаIII в Петербург был прикомандирован специалист для ознакомления постановкой дел в Капелле с целью перенять опыт и реорганизовать хор Берлинского собора.

В перестроенных корпусах разместили жилые и учебные комнаты для мальчиков, а новый концертный зал по проекту Л. Н. Бенуа отстроили к 1889г. Ребятишки шалили и озорничали, рисовали на партах и стенах, ломали лавки. Архитектор с ужасом ждал сдачи зала, который по его мнению должны были разрушить эти маленькие поющие вандалы. И каково же было его удивление в день открытия, когда на сцену вышел абсолютно собранный, серьезно настроенный хор юношей (казалось, что за одну ночь они повзрослели на несколько лет), и разлилось по залу ангельское пение чистейших голосов.

При перестройке здания для концертного зала пришлось существующий фундамент опустить для долгого срока эксплуатации здания на неустойчивом грунте. Детская фантазия быстро родила слухи о подземных ходах капеллы, ведь мальчишки видели как глубоко роют рвы. Эти слухи не имеют никакого основания, но они упорно ходили даже среди советских детишек, которые пели здесь в детском хоре.

Бенуа рассчитал систему пол-потолок таким образом, что уподобил ее скрипичной деке. Проходить по такому полу на каблуках забавно: каждый стук резонирует с полом и отдает в тело. А если кто-то из зрителей в такт музыки начинает стучать ногой, то это чувствует на себе половина зала. Акустика зала получилась схожей с акустикой православного храма и признана одной из лучших в мире. Некоторые знатоки признают ее абсолютной.

Чтобы установить орган в здании капеллы архитектора командировали на органную фабрику в Людвигсбурге. Он осматривал органные залы и инструменты, но руководитель капеллы Балакирев решил, что орган не подходит для исполнения русской музыки и от покупки органа отказались. И все же задумка Бенуа свершилась, но только 1927 году, когда бесценный итальянский инструмент перенесли из здания Голландской реформаторской церкви и он не только прекрасно вписался в интерьер, но и его звучание преобразилось. Ведь сам зал строился с учетом будущих органных концертов.

Но проект Л. Бенуа был выбран императором не только из-за строго выверенного соотношения концертного зала. Зодчий учел все необходимые жилые и хозяйственные постройки, кладовые, учебные корпуса и хранилище для нот, зал для собственной электростанции, лазарет, баню с бассейном.

По задумке архитектора со стороны Мойки Капелла не должна была выделяться, глупо спорить с ансамблем Дворцовой площади. Поэтому главное здание, находящееся в тени флигелей, предстает перед входящим во двор Капеллы в своем неожиданно прекрасном убранстве. Стиль Людовика ХVI - музыка безмятежной жизни в архитектуре, которую наигрывают нам ангелочки на лютне и флейте.

На фасаде Капеллы фамилии управляющих:

Интересно соцетается с нежнейшей словно крем на торте лепниной строгая геометрически правильно вычерченная ограда, гармонирующая с кованным завитками светильников.

Но главное украшение концертного зала - Царский павильон.

Августейшие зрители не должны были смешиваться с общей публикой и проходя через собственные врата, поднимались по отдельной лестнице в Императорскую гостиную, откуда проходили в Царскую Ложу.

Один из первых фашистских авианалётов расколол Царский павильон - парадный вход в капеллу, который был восстановлен только в 2000 году.

Остальные слушатели как при открытии, так и до сих пор проходят через весьма скромные двери,

сразу попадая в гардероб:

Здесь же касса:

Если вы пришли на концерт заблаговременно можно сразу не подниматься, к вашим услугам кафе с огромными во всю стену окнами, выходящими во внутренний двор.

На втором этаже в 70-е годы ХХвека пристроили галерею, но ее основное назначение не проведение выставок, хотя они конечно проводятся и сменяют друг друга достаточно часто. Галерея расширила закулисное пространство и дала возможность артистам выходить на сцену не из зрительного зала. Во время антракта здесь можно встретить исполнителей.

Любители книг о театре, музыке и выдающихся исполнителях могут подобрать себе что-то интересное перед входом в партер. На нескольких витринах, стойках и столиках ноты, диски, книги для детей и взрослых.

А вот и вход в зрительный зал:


На входе в партер можно встретить старые радиаторы, которые до сих пор в рабочем состоянии и каждый входящий в зал в зимнее время, прикасаясь к ним убеждается в работоспособности.

Хотя звучание здесь чудесное, не очень люблю партер из-за того, что все ряды имеют один уровень и мне очень мешают чужие затылки и плечи, а в Царскую Ложу не пускают всех желающих... поэтому поднимаюсь повыше. Хотя иногда первое отделение сижу в партере, а во втором все равно иду наверх, желание поглазеть побеждает усладу слуха.

На уровне балкона есть еще один буфет.

Есть и у балкона, и у галереи(более высокий уровень) один существенный недостаток - посадочные места. Во-первых, они очень узкие; а во-вторых, вместо спинок металлический прут. Когда мы с мужем попали в Капеллу первый раз долго смеялись над предусмотрительностью зодчего, который не исключал возможность засыпания зрителей.

В целом, эти пыточные кресла для меня не существенное испытание, ведь на самые удобные, так кажется из далека, кресла в Царской Ложе все одно никого не пускают.

Несмотря на то, что архитектор-итальянец строил здание Капеллы по европейской моде, напевая итальянские арии, не забыл он о том, что предназначался зал для исполнения русской музыки и в отделке кое-где можно разглядеть русские мотивы. Например, цветочный орнамент в росписи потолочных балок

или теремные окна снаружи кажущиеся слюдяными.

На самом деле просто из толстого матового стекла жёлтого цвета. Если в галерею под самый потолок попадают дети, то первое, что они делают - это не дыша дрожащим пальчиком осторожно прикасаются к синим камушкаи в стекольной раме. Некоторым взрослым удержаться от такого искушения тоже тяжело.

На первый взгляд неяркий интерьер Капеллы кажется скромным, но он полон деталей, присмотревшись к которым начинаешь по достоинству ценить убранство.






Очень люблю этот зал, поэтому однозначно рекомендую его как перетбужцам, так и гостям города. Иногда туристы стесняются ходить в подобные заведения из-за отсутствия соответствующей одежды. Капелла в этом смысле весьма демократична и соответствие дресс-коду оставляет правом зрителя. Здесь часто можно видеть молодежь в джемпере и джинсах.

Цены на билеты разные: могут быть весьма отпугивающими, если Капелла только предоставляет свой зал и не очень высокие на концерты, организованные самой Капеллой. К тому же сама Капелла предоставляет скидки студентам и пенсионерам, существуют счастливые часы скидочных продаж билетов выше 400руб. Кроме того, Капелла участвует в различных социальных программах и тогда цена на билет такая, что грех не воспользоваться.

С открытием станции метро Адмиралтейская путь до Капеллы всего 750 метров может быть через угол Невского проспекта и Дворцовой площади, но мне больше нравится через арку Главного штаба.

Этот путь я проделываю только в одну стороны, потому как возвращаюсь знаменитыми дворами Капеллы, выходящими на Большую Конюшенную улицу в сторону станции метро Невский проспект.


Этот путь не на много дольше, но не менее интересен.




  • Достоинства
  • Чудесный зал, прекрасная акустика, отличный репертуар, богатая история.
  • Недостатки
  • Железный прут вместо спинок у кресел на балконах.
Сюжет
Зрелищность
Игра актеров
Оригинальность
Музыка и звук
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям