Антверпенский Собор Богоматери (Бельгия, Антверпен)

Среднее 5.00 (голосов 6)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
6
Всего отзывов: 6

Категория: Бельгия

Читать все отзывы

Отзыв: Антверпенский Собор Богоматери (Бельгия, Антверпен) - Необыкновенный собор.В поисках Рубенса,продолжение.

Год посещения: 2018

... ибо всякий дом строится кем либо, а построивший все есть Бог.(Послание к Евреям
святого апостола Павла.)
Гент, наши дни, центр города, небольшая площадь возле замка графов Фландрии, вторая половина дня, серое небо затянутое тучами и нудный, мелкий, холодноватый дождичек, льющий без перерыва на голову, за воротник, портящий настроение на корню. Откуда то доносится слаженный хор мужских голосов, поющих протяжную, красивую, народную песню, напоминающую походные мотивы.
Подхожу на звук из любопытства, около двадцати пожилых мужчин стоят возле городского памятника, посвященного всем фламандцам погибшим в войнах и под аккомпанемент гитары поют с таким самозабвением, просто купаясь и наслаждаясь исполнением, и слаженностью хора, не замечая зябкого потока с неба,
заряжая своим энтузиазмом прохожих, которых на глазах становится вокруг них все больше и больше. Дождь льет, а они поют, дождь льет сильнее, а они поют громче,
у всех загораются глаза, уже никто ни куда не спешит и все по окончании песни дружно аплодируют, и только после этого все расходятся. Именно этот врезавшейся в память момент, раскрыл для меня характер простого народа Фландрии, немного замкнутого, но скорее скромного, упертого до упрямства, терпеливого до самопожертвования и никогда не бросающего начатое дело.

Антверпен, дождливый день 1352 года, подчеркиваю дождливый, ведь Фландрию
представить без дождя невозможно. Возле старой романской церкви Божьей Матери собралась огромная толпа строителей во главе с зодчим Жаном Амелем, приехавшим из Булони.
Власти вознамерились построить на этом месте грандиозный, не виданный до этого по своим размерам готический собор. Место намоленное, ведь еще раньше здесь стояла небольшая часовня с статуей Божьей Матери, которую местные жители считали своей покровительницей, а проект Жана Амеля их вполне устраивал.
Но только сказка быстро сказывается, а дело делалось долго, мелькали десятилетия и века, менялись архитекторы и власти, прокатывались народные смуты и войны и все же
не смотря ни на что, почти через два с половиной столетия строительство храма завершилось, но осталась не достроенной вторая южная башня.
В истории Европы подобные не завершенные соборы не редкость, вспомним хотя бы знаменитый Страсбургский собор, о котором я писал отзыв. Причины этого разные, самая простая, нехватка денег, впрочем именно так и было в Антверпене, хотя странно, ведь именно в те годы город был богат. Теперь нам осталось попытаться понять те
причины, которые на это повлияли.

Я недаром начал свой рассказ, подчеркивая упорство и спокойствие в характере местных жителей. История собора имеет прямую связь с этими свойствами в поведении
фландрийцев и вот почему, она не проста и порой весьма печальна.
У других народов в связи с такими потрясениями, происходившими с возведенным храмом уже бы руки опустились и все бы было заброшено, но это не про Фландрию.

Однажды спустя 170 лет в один дождливый день антверпенцы вдруг поняли, что собор
построен, осталось дело за малым, внутренняя отделка, что тоже впрочем весьма трудоемко и дорого.
Друзья, а знаете как звучит по фламандски собор Богоматери?"Онзе-ливе-Враукерк",
благозвучно, но для нас непривычно, однако "Онзе-ливе-Враукерк"закончили строить, но
осталось возвести, умопомрачительной красоты башни с часами и колокольной звонницей.
Пригласили зодчих Ромбурта Келдерманса и Доминика ван Вагемакера. Я не даром упомянул славные имена, потому что на мой взгляд именно башни должны были стать драгоценным украшением собора, так как внешне само здание при всем его величие каким то особым архитектурным стилем не блистает.
Строители взявшись за дело, всего за девять лет возводят 123 метровую красавицу,
она своей кружевной красотой покоряет сердца не только жителей города, но и всех кто посещает Антверпен. Ей наслаждался, Римский Император "Карл пятый", немецкий
гениальный художник "Дюрер", который поднявшись на нее пересчитал все 622 ступени,
ней любовался Наполеон и именно она, одарив его своей красотой спасла собор от разрушения французскими революционерами, ему приписывают приказ не трогать собор.
Но вернемся к строительству собора, одним солнечным днем 1530 года северная башня взметнувшись вверх, засияла в пробившихся сквозь облака солнечных лучах, белоснежным брабантским кружевом.

Начали возводить южную башню, за три года построили три яруса, дело идет споро и
вдруг, в одну дождливую октябрьскую ночь в соборе случился страшный пожар, почти уничтоживший всю проделанную ранее работу.
Ночной кошмар, храм выгорел почти весь, удар по мечте, весь труд обратился в прах, но
это не сломило фламандцев. Не успели догореть последние головешки, как приняли решение все срочно восстановить и собранные деньги на вторую башню ушли на возрождение собора.
Огромный труд строителей позволил снова открыть здание храма и наполнить его бесценными духовными сокровищами, скоро принимается решение о присвоении церкви
статуса кафедральный собор Антверпской епархии. Денег на вторую башню нет и ее создание заморозили до лучших времен, ожидание по этой формуле на деле означает на
всегда, хотя... Все может быть.

Однако каток истории катится дальше и дождливым августом 1566 года кальвинисты в своем противостоянии с католическим Римом "холодным огнем" своей веры уничтожают большую часть интерьеров собора, а это иконы, религиозные картины, многочисленные статуи и много еще чего, чем обычно наполнены и славятся католические храмы.
Вандализм восьмидесятилетней войны в самом разгаре, через пятнадцать лет очередной приход протестантов в собор заканчивается новой конфискацией имущества собора, все уничтожается и пропадает, печальные времена.
"История учит, что она не чему не учит", Бог один, а подходы к вере разные и это приводит к кровавым религиозным войнам. В начале "Восьмидесятилетней" войны
Антверпен богатый, процветающий город с двухсоттысячным населением в основном
исповедующим католицизм.
Однако пришедшее из Германии на просторы Шельды "протестантское"течение быстро
охватило народные массы и местное дворянство, это привело к долгому братоубийственному конфликту в который втянулась католическая европейская знать и католический Рим со своим инструментарием подавления, святой инквизицией. С обеих
сторон были десятки тысяч погибших и искалеченных людей, десятки тысяч бежали из
Антверпена в Англию и Нидерланды, были сожжены и разграблены тысячи домов, а такие
"интернационалисты" как герцог Пармы "Алессандро Фарнези", обложивший годовой осадой город и доведший горожан до голодной смерти и безумный в своей жестокости
испанский герцог "Фернандо Альба", стали именами нарицательными, ими пугали детей.
Да католики вернулись в Антверпен и закрепились надолго, но какой ценой, к этому времени в городе осталось около 60 тысяч жителей, пришла бедность и запустение.
О каком строительстве второй башни могла идти речь, как то прожить что бы штаны не спадали.

И все же время лечит раны, жизнь потихоньку налаживается, войны затихают, заключают мирные договоры, а пришедшая новая власть во многом способствует восстановлению
города и собора. Местным художникам заказывают многочисленные картины на религиозные темы, что бы ними наполнить интерьер, скульпторы и резчики по дереву изготовляют невероятной красоты хоры, иконостасы и кафедры.
Вернувшийся из Италии возмужалый Рубенс пишет с небольшим перерывом, по заказу
гильдий два выдающихся полотна "Воздвижение Креста Господня"и "Снятие с Креста".
Эти картины вобрали в себя всю мощь его гения, после них о нем заговорили в полный
голос. Позже для это же церкви он пишет за алтарный образ "Успение Пресвятой Девы
Марии", эти произведения являются негасимым факелом культурно-религиозного притяжения "Антверпенского Собора Богоматери".

Если вы думаете, что все позади и больше собор не постигнут ужасные времена, то вы ошибаетесь.
Одним дождливым июльским днем 1789 года во Франции грянула Великая Французская Революция. Революционные массы взяли Бастилию, а раскаты событий постепенно докатились до Антверпена.
Буйные республиканцы вознамерились разрушить собор, предварительно его основательно разграбив. Все полотна художников были вывезены во Францию, сотни серебряных подсвечников, дарохранительниц из драгоценных металлов были похищены.
Разрушение собора предотвратил Наполеон, своим приказом.
А вот уже после наполеоновских времен, для собора потихоньку наступают солнечные дни. На протяжении долгого периода проходят мелкие и крупные реставрационные работы, возвращаются художественные ценности, вообщем для понимания, применю такой образный прием, скелет обрастает мышцами и даже жирком.

Одним солнечным сентябрьским днем, я пришел полюбоваться Антверпенским Собором Богоматери и конечно же уделить особое внимание работам Рубенса, а их в соборе уже четыре.
Я вообще сейчас выражу свое категоричное мнение к тем кто приедет в Антверпен, в первую очередь идите в собор, а в соборе идите к Рубенсу, только увидев, всмотревшись,
поняв и почувствовав, каждой клеткой своего мозга, всю трагичность и одновременно возвышенность образов на полотнах, вы сможете осознанно подходить ко всем увиденным в дальнейшем произведениям Рубенса и даже более того вам легче будет понять историческую часть города.
Рубенс был настоящим Фламандцем, был плоть от плоти своего народа, прекрасно зная и осознавая всю трагическую историю Фландрии.
Только человек глубоко чувствующий через какие чудовищные мучения прошло население Антверпена, смог бы выразить на полотне так мощно боль и страдания, написанных на картинах образов.
Вообще смотреть картины это искусство, это процесс познания и достаточно большая работа для ума. У меня сейчас нет цели научить вас этому, может быть в другой раз, но одно скажу точно, вглядывайтесь в выбранные вами полотна долго и сосредоточенно, это главное, прочувствуйте их до момента, когда в вас войдет умиротворение и удовлетворение от понимания увиденного.
Однако вернемся к самому зданию собора, на приведенной ниже фотографии как нельзя лучше можно понять основной замысел архитектора, огромное строение с семью продольными нефами, разделено семью поперечными нефами и трансептом.
Возле западного основного портала возвышаются две башни, северная законченная и южная не завершенная, с нелепым временным шпилем, выглядящем словно протез калеки, попавшего в катастрофу.
Над средокрестием фонарная башня в виде тройного купола с оконными проемами для освещения весьма темного пространства внутри храма, наверху византийская луковица.
Фотография собора удачно сочетается с памятником Рубенсу, со времен установки его работ в храме, художник и собор неразрывно связаны.

Фотография западного портала со стороны площади ремесленников, возможно при определенной фантазии подскажет как мог бы выглядеть собор имей он обе башни.

Ну и конечно обязательный тимпан с изображением "страшного суда", размещенный над главным порталом. Вообще мне всегда забавно рассматривать изображения на порталах,
иногда они бывают "ооочень" забавны, хотя почти всегда главные персонажи одни и те же, а посыл прост, отделение Господом овец от козлищ, согласно жизненным деяниям. Первые попадают в рай с благостной жизнью, а вторые соответственно в ад с вечными мучениями.

Я хочу немного больше уделить внимание главной архитектурной ценности собора его
северной башне.
Башня настолько красивая, тонкая, изящная и одновременно прочная конструкция, что просто диву даешься как в те далекие времена сумели не просто нарисовать, а сконструировать и рассчитать все нагрузки, как внутренние, так и внешние. Ведь со дня ее создания она простояла без малого 500 лет и все это время противостояла дождям ветрам, несла на себе нагрузку 40 колоколов и карильона из 49 колокольчиков, а еще есть большой набатный колокол "Каролюс"весом в 6,5 тонн, поэтому она носила еще и второе имя, башня - "беффруа".
Башня по сути "машина времени в архитектуре", вглядитесь в нее, грозная ранняя готика нижнего яруса, утончается кверху, врезаясь в высь всеми четырьмя пинаклями,
внутри которых рождается восьмиугольная воздушная колокольня, кажущееся невесомой и прозрачной. Огромные золотые куранты подчеркивают фантастический образ космического корабля пришельцев проделавший дальний межгалактический путь и плавно приземлившийся на вечную стоянку с названием Антверпен.
Там наверху правит бал поздняя готика со стрельчатыми окнами и крестоцветами, пронизываемые всеми ветрами и лучами солнечного света, а еще выше еле различимый в облаках флюгер, золотой петушок весом в 33 килограмма, увенчанный крестом.
Желающие могут подняться на колокольню с апреля по сентябрь, открыто только один
день в неделю по средам, строго в сопровождении служителя.

Однако пора под своды "Онзе-ливе-Враукерк". Подходя к главному порталу замечаю, что
на недостроенной южной башне строители ведут работы, зарождается робкая надежда, а
вдруг упрямые фламандцы решились достроить башню, в наши дни имея такие технические возможности... Все может быть.
Войдя в собор и оплатив за вход, "имея комсомольский возраст", всего 3 евро
(стандартная плата 6 евро), обнаруживаю радостное событие. Оказывается на время проведения реставрационных работ в "Королевском музеи изящных искусств"некоторые работы из его коллекции демонстрируют в других музеях, в том числе и в соборе проходит выставка с названием "Воссоединение. От Квентина Массейса до Питера Пауля Рубенса. Шедевры Королевского музея изящных искусств временно возвращаются в кафедральный собор."
Моей радости не было предела, восемь полотен из галереи и восемь картин из собора
соединили в единой композиции на своих старых местах, да так изящно и с такой подачей, ну просто загляденье!

Друзья обратите внимание на строгость готического храма, посмотрите как
кластерные столбы выстроились словно в торжественном карауле, охраняя главный неф, посмотрите на эту загадочную игру светотеней, устроившей потрясающий градиент
от совершенно белого цвета к черному мраку, чередуясь с кроваво красными полотнами
притаившимися в глубине боковых нефов.
Возле самого трансепта мы видим величественные подвесной крест "Франсуа Дюрле".
В огромном объеме храма совершенно не видно людей, но кажущаяся пустота обманчива, люди есть и их не мало, просто они потерялись или притаились, заигравшись в прятки, спрятавшись от своих каждодневных проблем и ежеминутных страхов своего сознания, под покровом всевышнего, дающего каждому надежду на лучшее.
Собор это ДОМ в который люди приходят сверять часы своей нравственности в независимости от того сколько осталось времени до момента истины.
Есть одна парадигма от которой мы ни куда не денемся, мы могли быть не рождены в
этом мире, но если мы родились, то непременно когда либо умрем, а вера дает нам надежду, что мысли об этом нас не сломают.

Не смотря на прошедшие лихолетья, сегодня собор наполнен выдающимися изделиями декоративного искусства и художественными произведениями высшей пробы.
В первую очередь это религиозные полотна фламандских мастеров, а также мраморные
скульптурные образы филигранной работы, неимоверно сложные, красивые, резные
изделия из дерева и конечно, какой же католический храм без величественных и поразительных витражных окон.
Все это я постараюсь осветить и показать ниже, делая упор на значительные произведения художественного мастерства фламандских живописцев, а что бы вам не показалось все однообразным, то за каждой картиной последует показ витражей, скульптур или изделий декоративно прикладного искусства.
Надеюсь, что вам любопытно будет произвести сравнение работ и мастерства Питера
Пауля Рубенса с другими художниками, работавшими приблизительно в одних временных периодах золотого фламандского века.
Прошу Вас не ценить очень строго фотографии, освещение в соборе сложное, выстроить правильную экспозицию и найти нужный ракурс неимоверно сложно, работать с вспышкой категорически запрещено, но все же кое что удалось.
И так вперед к Рубенсу!
В моем предыдущем отзыве "Дом музей Рубенса"я показывал картину художника "Гехта" "Галерея Корнелиуса ван дер Гееста". Кто такой Геест? Ну прежде всего достаточно богатый антверпенский купец, меценат, человек образованный, хорошо разбирающийся в искусстве и в добавок держатель, очень большой по тем временам галереи, ну как же могли Рубенс и Геест один другого не заметить.
Набравшийся мастерства в Италии, гений Рубенса рвался показать себя местному бомонду и не просто показать, а поразить, что бы все о нем заговорили, а после именно у
него размещали заказы.
Первую значительную работу ему заказал именно Корнелиус ван дер Геест, для ныне не существующей церкви св. Вальбурга, это алтарный триптих"Воздвижение Креста Господнего". Вообще то сюжет для религиозного полотна совершенно не нов, но в этом случае произошло редкое совпадение заказчика и исполнителя. Рубенс поднаторевший в копировании итальянских гениев возрождения, в своем мастерстве поднялся на тот уровень, когда он мог преподнести публике совершенно новую концепцию в живописи, он мечтал и горел это сделать.
Это был триптих на дубовых панелях, триптихи на то время уже почти забыли, однако художник глубоко чтил традиции исполнения церковных алтарных работ и знал, что на дереве лак всегда будет выглядеть как новый. Триптих состоял из двух боковых панелей размерами 4,6*1,5 м. и основного полотна 4,6* 3,4 м., по сути он огромен.
Я показываю только основное полотно, к сожалению боковые панели были выставлены с небольшим разворотом и съемка их была весьма проблематичной.

Не кажется ли вам, что в картине существует некая загадка, почему девять атлетического вида мужчин прикладывают невероятные усилия по установке креста с безжизненным телом. Да и тело Христа это тоже тело атлета, он выглядит словно павший гладиатор, восставший против тирании императора, таким его еще никто не рисовал.
Но самое главное это жуткая, страшная динамика буквально всех персонажей полотна,
никакой статики, движение, неистовое движение испуганных своим деянием людей превратившихся в преступников. Быстрее, быстрее пока ночь совершить казнь и растворится в предрассветной мгле.
До Рубенса никто даже не пытался воспроизвести тему "воздвижения"с таким динамизмом, всмотритесь в полотно, закройте глаза и перед вами произойдет дальнейшее движение креста вверх, это не иллюзия, это воздействие образа на ваше сознание.
Ответ на загадку заданную Рубенсом достаточно прост, единое мощное сплетение грубой
силы не может справится с телом Иисуса вобравшим в себя все страдания человечества, а страдание это тяжелая субстанция.
Нельзя не любоваться как художник мастерски использует свет и тени, пожалуй помимо
зрелищности персонажей это вторая по значимости ценность картины.
Страшная ночь, но почему так светится тело Христа, кто или что его освещает, это один из главных вопросов заданных зрителю Рубенсом, ответ на этот вопрос весьма сложен и не прост. Можно просто не задумываясь ответить, лунный свет, но это не так, скорее это внутренний свет, это свет абсолютной истины исходящий от тела Христова.
Остается только добавить, что вы увидите на не показанных мною створках. На левой, выделенные на передний план женщины плакальщицы с детьми, а на заднем фоне
Иосиф и Мария, в скорби молятся о спасении сына божьего. На правой стражники на лошадях ведущие на казнь двух разбойников.
Остается только добавить, что за свою работу, а писал картину Рубенс около года, ему уплатили 2600 гульденов, на сегодня это почти 80000 евро, сумма не малая как тогда, так и сегодня.
Такое развернутое описание я позволю себе только двум шедеврам из творчества Рубенса, выставленным в соборе.

Обратим внимание на витражи храма, к сожалению первоначальных мы не увидим, но это не значит что сегодня витражные окна не несут художественной ценности, они чудесны и работа по их изготовлению осталась также сложна и кропотлива как и в старые времена.
Все также витражи помимо того, что прямо предназначены для проникновения дневного света во внутреннее пространство собора, несут и вторую составляющую, созданные умелыми руками мастеров картины показывают прихожанам историческую и духовную информацию заложенную в них.

В соборе два работающих органа главный и вспомогательный. Большому органу с названием "Schyven-orgel", по имени Бельгийской фирмы создавшей его, почти 130 лет назад.
Это было частное пожертвование в 150000 франков от одной из прихожанок по завещанию.

Красивый и совершенно органично вписавшийся в тело собора музыкальный инструмент.
Но органными концертами музыкальная жизнь собора не ограничена, огромное значение
уделяется хоровому пению, особенно знаменит на весь мир хор мальчиков, который не один год выступает с гастролями по многим мировым сценам и с неизменным успехом.

Отмечу одну интересную особенность Фландрии, как вы думаете, откуда брались религиозные картины в соборе? Нет художники небыли альтруистами и не неслись в порыве религиозного экстаза в собор с нарисованными полотнами, все было намного прозаичнее и в тоже время все было по деловому толково организованно.
Как вы наверное знаете, в Антверпене и в других городах в средние века существовали гильдии, это такие объединения по профессиям в которых в основном состояли достаточно зажиточные граждане.
Между ними всегда существовала некая завуалированная борьба, за звание самой богатой, самой щедрой, в конце концов самой нужной городу и горожанам. Все гильдии
старались иметь в соборе свою капеллу с алтарем, собственно так оно и было. Каждая гильдия имела своего святого покровителя, приблизительно относящегося к роду их деятельности, согласно Святого Писания. И вот тут внимание, им всем нужна была алтарная картина и обязательно хоть как то, хоть где то с тем святым, что им покровительствует, но сюжет должен был быть привязан к Библии.
Благодаря конкуренции, каждая гильдия старалась заказать картину для алтаря у видных на их взгляд художников и что бы картина была краше чем у других, что бы народ увидел и сказал, ах какая богатая капелла, значит дела у них идут хорошо и надо постараться стать членом этой гильдии, в наше время это просто рекламный трюк.

Давайте посмотрим следующую картину, знаменитый художник Фландрии "Франс
Флорис (1517-1570)""Дары пастухов", написанную для алтаря капеллы гильдии "Садовников". Франс Флорис коренной Антверпенец, на его жизнь пришлись все ужасы "Восьмидесятилетней войны"и все же он стал одним из виднейших представителей художественной школы Фландрии.
Конечно Рубенс с ним не пересекался, ведь когда умер Флорис Рубенсу было всего 7
лет, но на своем пути к познанию мастерства он несомненно обращал пристальное внимание на работы своего земляка.

Религиозная тематика со всеми ее атрибутами, но картина, скажем так, не захватывает.
Сюжет отработан, есть младенец Иисус, есть Мария, есть пастухи с дарами, но нет естественного порыва, окруживших ее людей, как то не искренне, словно в детской считалке раз, два, три замри.

Еще один прекрасный витраж, но уже в приближении.

При входе в собор скульптуры двух апостолов Петра и Павла, стоящих на охране веры.
Петр выглядит весьма добродушно, в руках ключи от рая.
Павел правой рукой опирается на карающий меч, а под левой прижата "Книга посланий".


А вот следующее полотно под названием "Восстание падших ангелов", все того же Франса Флориса весьма впечатляет. Оно было заказано для алтаря капеллы гильдией "Алебардщиков", отвечающих за спокойствие и порядок в Антверпене.
В этой работе талант Франса Флориса раскрылся с невероятной силой. Демонический ужас охватывает всех кто пытается рассмотреть картину и ее детали.
Художник в свое время достаточно долго пробыл в Италии изучая мастерство своих кумиров Рафаэля и Микеладнжело, как раз в этом полотне копирование творчества
"итальянцев"проявляется в полной мере.

Заказчики были довольны "Архангел Михаил"покровитель гильдии со своими соратниками рубит нечисть направо и налево, картина явно дает понять прихожанам, вот что с вами будет если будут беспорядки, да и кто из добропорядочных людей хочет выглядеть как ужасные демоны.
Жуткий водоворот из страшных морд, мускулистых хвостатых тел и чудовищ рожденных
больным разумом, наводит на мысль мог ли нормальный человек такое изобразить?
Франс Флоринс выпивал, возможно кошмарные образы родились в его больной голове во время горячки.
В свое время этот алтарный образ был самым большим в соборе. В настоящее время картина находится в собрании "Королевском музея изящных искусств"в Антверпене.

Витражи словно средневековая колода карт с королями, дамами, пажами и попами, хотя простите в картах их нет.

Следующую картину написанную для капеллы гильдии "Ткачей" под названием "Дары Волхвов" нарисовал антверпенский художник "Артус Вольфорт"(1581-1641), очень даровитый современник Рубенса, переживший его всего на один год. Конечно он был его поклонником и зачастую исполнял работы в барочной манере.
Обратите внимание как искусно проработан декор, а еще вглядитесь в лицо старца подносящего дар, не напоминает ли он вам знаменитый портрет "Старика с книгой",
выставленный в ГМИИ им. Пушкина в Москве в зале фламандской живописи. Та же седина, тот же профиль лица и совершенное попадание в цветовой передаче кожи лица.

Что то мой академический "спич"затянулся и самое время разбавить его небольшой юмористической историей, под названием "Антверпен как большая деревня".
Прогуливаясь с супругой по одной из улиц этого чудного города и как всегда отвлекаясь на фотографирование чего нибудь, я немного от нее отстал. Слышу голос Алексей,
Алексей! Будучи в этот момент спиной к супруге, подумал "что с ее голосом? Как то изменился."Но нет это не жена, а какая то женщина машет мне рукой и стремительно
подбежав ко мне кинулась в обнималки.
О боже подумал я, супруга все это наблюдает. Напрягаю память и смутно вспоминаю, что
женщину зовут Ирина, она Одесситка, но уже давно живущая в Антверпене. Это было случайное мимолетное знакомство на улице моего города с ней и ее подругой бельгийкой, приехала вместе с ней посмотреть Одессу. Ну как обычно легкий треп, обмен
телефонами и прощальное, будете в Антверпене заходите, "любая семь, квартира восемь", посмеялись и расстались.
Подошедшая супруга вежливо улыбается, но в глазах вопрос:-"И когда же ты это успел
завести знакомство в Бельгии?"Конечно все довольно быстро объяснилось и уже потом была милая беседа о жизни там и жизни здесь с всевозможными подсказками по
Антверпену.
Всегда интересно как судьба сталкивает людей не ждущих встречи, словно это единственная деревенская улица а не многотысячный город, находящийся за тридевять земель от твоего дома.

Однако вернемся к нашим героям и это снова Рубенс и его картина"Успение Пресвятой
Девы Марии". Огромное изображение размерами почти 5 на 3,5 метра исполненное на дереве.
Все было не просто на раз два, картину заказывало духовенство собора, оплата шла за счет средств прихода. Был проведен конкурс, так как нужно было вписать полотно в сложный и очень дорогой алтарный оклад из мрамора с колоннами и всевозможными лепнинами и все это вместе связать архитектурной композицией. Эскизы Рубенса получили предпочтение и началась долгая работа, растянувшаяся на 15 лет.
Надо понимать с каким почтением и трепетом относятся Антверпенцы к Богоматери,
она покровительница города, к ней каждый день будут приходить и преклонять колени
тысячи прихожан, она их кумир и надежда, поэтому рисовать ее изображение в главном храме это и почетно и очень ответственно.
Рубенс привлек к этой работе талантливейшего ученика Антониуса ван Дейка, а моделью
для лика Девы Марии скорее всего послужило лицо его жены Изабеллы Брандт.
Полотно удалось на славу и вошло в одно из трех выдающихся произведений художника
на религиозную тему.

К моему глубокому сожалению откуда то взявшийся лучик света высветлил лицо Девы Марии на фотографии, но можно это принять за добрый знак свыше.
На картине мы видим двенадцать апостолов, среди них Мария Магдалина и сестры Девы Марии окружившие уже пустой гроб.
Вознесение осуществляют ангелы, словно розовые воздушные шарики облепившие тело, на наверху ее уже ждут Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.

И тут же не далеко один из скульптурных образов Девы Марии в серебряных одеждах на
день моего посещения храма, достаточно часто Деву Марию переодевают по разному поводу, ее наряды всегда поразительны и прекрасны.

Антверпен славился художниками, почти все они состояли в гильдии св. Луки, почему?
Потому что члены гильдии платили меньший налог на свои заработки и имели преференции при заказах. Святого Евангелиста Луку они выбрали по простой причине, он тоже был художник и согласно легенде первым изобразил на полотне Пресвятую Деву Марию с натуры.
Конечно же они имели в соборе свою капеллу, а в ней был алтарный образ, картина называлась "Св. Лука рисующий Мадонну".
Картину поручили рисовать старейшему и знаменитейшему на то время местному художнику "Мартину де Восу". О его мастерстве можно судить по тому, что он довольно долго жил в Италии, перенимая мастерство у титанов ренессанса, в частности в Венеции он не только дружил с Тинторетто, но и принимал деятельное участие в совместных работах.
Уже позже живя в Антверпене он восстанавливал интерьеры во всех соборах города после кальвинистских погромов.

В соборе есть интересна работа, возле которой всегда останавливаются, это образ Иисуса
исполненный маслом на белом мраморе, неизвестный художник немецкой школы, предположительно конца 17 века, на мой взгляд отличная работа в подражании Дюреру.

Вообще то мне непонятно почему Антверпенская "Гильдия плотников"выбрала своим покровителем не "Св. Иосифа-Плотника", а Св. Иоанна Крестителя. Конечно Иоанн Креститель великий святой, его роль в христианстве трудно переоценить, но никакого отношения к плотницкому делу он не имеет, а посему возможно Св Иосифа, скажем так перехватили другие, либо "тайна сия" мне не доступна.
Для письма картины в свою капеллу "плотники пригласили не абы кого, а самого
"Хендрика Ван Балена. О это серьезная фигура в многочисленной плеяде талантливых
фламандских живописцев 16-17 века.
Я вот тут подумал, а не создать ли из "отзовичан" побывавших хоть один единственный раз в Италии "Романский клуб", круг людей знающих и любящих итальянскую культуру в
целом - заманчиво, но оставим это на потом(словечко, означающее никогда!).
А вот Ван Бален состоял в "Братстве Романистов", заметьте не в клубе, а именно в "Братстве". Это те художники Фландрии которые побывали в Италии."Братство"как бы не высокопарно это слово звучал значило многое, это взаимопомощь и поддержка, это созвучное понимание целей и задач в живописи, в конце концов это совместные воспоминания о временах проведенных в прекрасной, теплой стране. Хендрик Ван Бален
был не просто рядовым членом "Братства", он его возглавлял, был деканом, вот такому
художнику "Гильдия Плотников"доверила нарисовать главное полотно в свою капеллу,
картину под названием "Проповедь Св. Иоанна Крестителя". Обратите внимание на мужскую группу в центре, посмотрите на их простодушные, внемлющие проповеди лица, наивные выражения глаз, говорящие об искреннем желании верить.

Не надо быть искусствоведом, что бы глядя на полотно сказать:-"Перед нами фламандское барокко, "замешанное" на вкусном итальянском вине". О творчестве Ван Балена можно сказать так, минимум религиозной тематики, очень много мифологических и аллегорических работ выполненных в манерно-барочном стиле с огромным преобладанием обнаженных женских образов, то есть бесконечные купающиеся богини, играющие нимфы и тому подобное и все это разбавленное буйством природы с чрезмерной игрой красок.
Кому то такое по нраву, кому то нет, а вот поздний ван Бален, определенно хорош,
особенно когда он начал работать с малыми формами так называемые "Кабинетные
работы". Посоветую посмотреть"Картины гирлянды", которые он создал совместно с художниками писавшими натюрморты, например с Яном Брейгелем, эти полотна
безумной красоты.

На следующем витражном полотне достаточно красиво подано, получение благославление членами одной из Антверпенских гильдий

В соборе находится много надгробных эпитафий связанным с захоронениями видных или богатых граждан Антверпена, надо отдать должное художественной ценности и качеству исполнения подобным произведениям искусства.


Антверпенские рыбаки и продавцы рыбы конечно же имели свою гильдию, а гильдия в соборе имела свой алтарь. Как вы думаете какой сюжет они заказали живописцу для картины своего алтаря? Библия описывает не одно чудо совершенное Иисусом, но однажды он подумал, что ему нужны помощники, что бы его учение быстрее распространялось в народных массах и тогда он совершает чудо.
Рыбаки долго, пытались выловить рыбу в "Галилейском море", но безуспешно. Иисус наблюдая это подсказал усталым рыбакам куда забросить сеть. Они повиновались и вытянули из воды сети переполненные добычей. Изумленные они с благодарностью обратились к Иисусу, стоя на коленях. Это были апостол Петр и его партнеры Иаков и Иоанн. Выслушав их Иисус ответил им, что с этого момента они больше не будут ловить рыбу, а будут ловцами человеческих душ, неся в народ его учение.
Вот именно этот момент из библии изобразили на картине под названием "Чудесный улов рыбы" два антверпенских художника"Ян Ван Эльбурхт" и "Амброзиус Франкен".

Очень красочное и любопытное, следующее витражное полотно. На нем достаточно четко можно увидеть молящихся герцога "Альбрехта" и его жены эрцгерцогини "Изабеллы Клары Евгении".

Конечно не все гильдии в Антверпене были столь богаты, что бы позволить себе иметь свою капеллу в соборе, вот например "Гильдия Учителей"(ох и тогда были они не богаты) и"Гильдия Мыловаров"просто объединились с целью установки капеллы, одной для двух гильдий.
Для алтаря они выбрали библейский сюжет "Христос среди книжников". Толкование сюжета проще простого, кстати актуально и по сей день. То есть Христос распекал
"книжников"за то, что они призывая выполнять законы Божие, сами их не придерживаются.
Интересно, что к учителям это применимо, но причем тут мыловары? Картину писал местный художник "Франс Франкен", кстати одно время возглавлял "Гильдию Св. Луки".
Возможно вы обратили внимание, что часто встречается фамилия "Франкен", это довольно многочисленное семейство художников с разными родственными связями.

В соборе достаточно много чудесных скульптурных образов разных святых выполненных
из белого мрамора. Мне понравились несколько работ, автор скульптор"Корнелис де Смет"
"Св. Иоанн Богослов" и "Св. апостол, евангелист Матфея".

Св. Матфей почти всегда изображался с Евангелием.

Св. Иоанн Богослов изображается всегда со свитками, орлом и чашей, в данном случае чашу держит в клюве орел.

Как вы понимаете среди художников и их полотен представленных в замечательной галереи собора, для меня существует только один кумир и это конечно Питер Пауль Рубенс. В соборе находятся четыре шедевра художника, а мы переходим к очередному.
Триптих "Воскресение Христа"был написан в 1612 году по заказу очень богатой семьи
"Плантен Моретус", которые владели местной типографией и с которыми он был дружен.
В отличии от других его работ этот триптих был достаточно скромен по размерам.
Вообще то на сегодня существует всего три работы Рубенса на этот сюжет, наибольшее впечатление производит картина "Воскрешение Христа" хранящаяся в "Музее Искусств" в
Марселе(Франция), но и триптих в соборе Антверпенской Богоматери конечно мало в чем ему уступает, а за счет боковых створок даже в чем то интереснее.
И конечно третье полотно находящееся в Санкт-Петербурге и выставленное после многолетней реставрации в филиале Эрмитажа в зале Главного Штаба.
Оно бесспорно интересное, но факт того, что это полотно не было законченным, придает всему этому некоторую пикантность.
Знаете, что мне пришло в голову при первом взгляде на картину, главный мотив рок оперы "Иисус Христос Суперстар" и редкостный голосок вокалиста "Deep Purple"Иена Гиллана, кто хоть раз слушал, меня поймет.
Религиозные картины Рубенса, это грубоватые библейские сцены, но с какой бешеной
динамикой, с какими мощными мужиками в разнообразных движущихся позах. На холст вместе с огромным количеством краски выплескиваются высочайшие жизненные драмы и проявления религиозного духа, которые будоражат воображение.

Глядите на картину, это не просто бог, это неукротимый боец за свои убеждения и правоту, его не остановить, это рождение "суперновой"звезды на грозовом небосклоне.
Не даром Делакруа писал о Рубенсе;"... Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными."Вот что такое барокко от Рубенса.

Еще чудесные скульптурные работы от "Корнелиса де Смета". Евангелист Лука и
Евангелист Марк.

Главный атрибут Евангелиста Св. Луки "крылатый бык" и евангелие.

Евангелиста Св. Марка всегда изображают в компании со львом, морда льва выглядит глуповато, но он такой милашка и очень прикольный.
Образы четырех евангелистов в соборе выполненные скульптором "Корнелиусом де Смета в конце 18 века. Я не знаю кому пришла в голову идея собрать под крышей собора всех евангелистов вместе, но идея весьма успешно осуществлена и великолепные скульптурные образы органично вписались в интерьер огромного помещения храма.

Конечно Антверпенский собор меньше многих великих европейских соборов и все же он огромен, по нему можно кружить и кружить по диагонале и поперек, по кругу и делая замысловатые восьмерки, все время открывая все новые и новые произведения
настоящего великого искусства.
Давайте посмотрим еще несколько дивных работ золотого фламандского века и начнем
мы с работы плодовитого художника Амброзиуса Франкена "Проповедь святого Элегия,
епископа Нуайона"Работу для своего алтаря заказала гильдия кузнецов, покровителем которой Св. Элегий являлся.
Св. Элегий в прямом понимании этого слова кузнецом не был, он был ювелиром, однако
издревле считалось, что это совместимые профессии, так как ювелиры в своей работе пользуются нагревом металла, применяют молотки, щипцы, наковальни.

Амброзиус Франкен конечно не сильно задумывался о временном соответствии, поместив проповедь епископа, жившего в 7 веке в век 16, которому соответствуют одеяния слушающей проповедь паствы.

Обратите внимание на сложнейшую работу резчиков по дереву, изготовивших ложу хоров и исповедальни, большая часть находящихся сегодня в соборе подобных изделий относится к боле позднему периоду и не являются первоначальными образцами.


Тому кто немного знаком с библией будет совершенно не трудно догадаться какой сюжет для картины в свой алтарь заказала гильдия виноторговцев. Они выбрали чудесное превращение Иисусом воды в вино на свадьбе в "Кане Галилейской". Картину
исполнил художник "Мартин де Вос", а название она получила "Брак в Кане Галилейской"
или просто "Кана".
Мартин де Вос являлся одним из самых влиятельных фламандских художников,
работавших в стиле маньеризма, был весьма плодовит, написав около двух тысяч полотен, а его работы украшают самые известные музеи мира.

Обратите внимание сколь многолюдно пиршество, в принципе для свадьбы это нормально, но в картине есть один нюанс, персонажи вокруг стола заполнены членами гильдии одетыми в дорогие одежды, этим они запечатлели себя на века. И еще,
приблизительно в это же время Венецианец Паоло Веронезе пишит аналогичную картину, но людей на ней нарисовано раза в три больше.

Невозможно не показать некоторые более поздние алтари в стиле неоготики,
они настолько декоративно прекрасны, что просто захватывает дыхание глядя на эти ювелирной работы прекрасные художественно-религиозные ценности.
Алтарь Св. Иосифа ярчайший пример этому. Алтарь изготовили с 1870 по 1873 годы.
Центральную часть вырезали мастера Жан-Креститель де Бек и Жан-Креститель ван Винт, а боковые панели выполнил художник Луи Хендрикс.
В центе Св Иосиф с младенцем Иисусом и его житие.

Еще один не менее колоритный и величайшей сложности алтарь и поверьте их в соборе
не мало, есть чем любоваться и восхищаться.

Однако давайте поспешим к одному в своем роде уникальному алтарному полотну заказанным гильдией "столяров-краснодеревщиков"художнику Квентину Массейсу. В чем уникальность этого шедевра, хранящегося в музеи изящных искусств в Антверпене, во
первых уникален сам художник, Квентин Массейс.
С ним вообще связано несколько мифов, говорят что в молодости он был простым кузнецом, а в прочем не простым, а с большим талантом, фантазией и непременно с удачей. Тот самый колодец возле входа в собор с красивой кованной решеткой приписывают его работе, знаменитая история с мухой на неоконченной картине его будущего тестя, которую он нарисовал ночью, да так талантливо, что утром тесть пытался муху прогнать, а когда узнал чья это проделка, то дал согласие на руку его дочери будущему мастеру живописи, но это все мифы и было ли это на самом деле достоверно не известно, зато известно что на то время он был одним из самых крупных художников в Антверпене.
И так триптих Квентина Массейса "Оплакивание Христа".

Однако во всей этой истории есть одно но! Заказчики требовали что бы вместе с центральным сюжетом картины "Pieta"(Оплакивание Христа)присутствовало мученичество святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, которые были покровителями гильдии.
Поразмыслив художник рисует триптих. Причем он пристально присматривается к Дюреру и Леонардо да Винчи, именно они вдохновляют его к изображению некоторых персонажей на триптихе.
На левой створке "Соломея"преподносит на блюде голову Иоанна Крестителя своей матери и царю Ироду, но обратите внимание на мальчишку виночерпия, изображенного в Дюреровской манере...
Центральное полотно с продольным изображением безжизненного Христа, наполнено всеобщим трагизмом, но страх вызывают только столбы распятия, стоящие вдалеке на Голгофе, а сейчас только материнская скорбь Богоматери, поддерживаемой апостолом
Иоанном.
На правой створке мы видим якобы мучения Иоанна Богослова стоящего в котле с кипящим маслом и вышедшего из него невредимым, но смотрите на уродливые лица палачей разжигающих огонь под котлом, омерзительные морды.
В завершение отмечу, что в целом триптих напоминает великое наследие Ян ван Эйка.

Определенно невозможно пройти мимо двух совершенно уникальных произведений прикладного искусства местных мастеров.
"Ангельский трон"это деревянная композиция, но кто из незнающих этого в это поверит, всем кажется что это литье металла, ан нет это тончайшая резьба по дереву
покрытая позолотой и серебром.
Два стоящих и два парящих ангела поддерживают корону с колосьями, покрытую гроздьями винограда.
Символика налицо, зерно и виноград относятся к хлебу и вину, которые в свою очередь
символизируют тело и кровь Иисуса Христа и следовательно относятся к причастию.

Красивейшая скиния в форме "Ковчега Завета"уникальная ювелирная работа изготовленная в стиле рококо со сводчатой крышкой и трехсторонними барельефными
поверхностями с изображениями Евхаристии.
Место ей определили весьма почетное возле капеллы Братства Самого Благословенного Причастия.

Я чувствую, что вам уже надоело столь длинное, нудное и сухое повествование, без клюквы и сладких персиков, о моем посещении чудного Антверпенского собора Богоматери, но я дал себе слово пройти столь непростой путь "неустрашимого" путника, через интригующе интересный "лабиринт"огромного "квеста"с названием "Тайные глубины фламандского характера в религиозном искусстве", что бы выйти из него осталось разгадать еще несколько загадок.

Сколько бы я не посещал европейские соборы, большие и маленькие, почти в каждом главная кафедра проповедника по своему красива и уникальна, католики этому элементу
соборного интерьера уделяют огромное внимание, потому, что зачастую проповедники бывают невыразительные, а проповеди слабые, в такие моменты паства чтобы не нудиться разглядывает саму кафедру или витражи, получая хоть от этого эстетическое наслаждение и не расходиться.
В Соборе Антверпенской Богоматери стоит совершенно не стандартная, изумительной красоты и сложности по исполнению, применю такой глагол, "сотканная" из крепкого дуба кафедра.
Интересно то, что изготовили ее не для главного собора, а для распущенного позднее Аббатства, находящегося не далеко от города в 1713 году. Сложнейшую работу проделал скульптор по дереву Мишель ван дер Воорт.
Трудно определить к какому стилю относится работа, конечно это барокко, но в него вплетено рококо, а фауна в виде пернатых, сидящих то тут то там относится к натурализму.
Кафедра опирается на подставку в виде прекрасных четырех женщин, олицетворяющих
четыре континента Европу, Азию, Америку и Африку, означающее распространение веры во всем мире.
Образы Христа, Марии и Сен-Бернара выделяются на теле кафедры рельефными медальонами.

Не отстают от кафедры своей красотой и значимостью, расположенные вдоль северной стены три дубовых ансамбля исповедален. Художественную ценность представляют в первую очередь резные деревянные скульптуры двенадцати апостолов и двенадцати женщин, представляющих разные добродетели.
Скорее всего это работа того же мастера из того же Аббатства, но уже с коллегой Гильемом Игнатием Кериком. На фото один из трех ансамблей с фигурами апостолов.

Многие из вас сразу догадаются какая гильдия заказала полотно для своего алтаря под названием "Насыщение народа пятью хлебами", это были пекари, а заказали
они полотно все тому же Амброзиусу Франкену, хотя картину до 19 века приписывали Мартину де Восу. Иногда атрибуция автора сложна, продолжительна и бывает непредсказуема. Полотно посвящено самому известному чуду Иисуса Христа, насыщению пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек. Картина хранится в Королевском Музеи Изящных искусств.

Конечно все библейские чудеса нельзя воспринимать буквально, определенно ни кто из
людей не поймет(я специально не написал слово поверит), как можно пятью хлебами и двумя рыбами накормить 5 тысяч человек, а это только мужчины, женщин и детей в те
времена в счет не брали, значит нужно было 5 тысяч умножить минимум на три и всех насытить пятью хлебами и двумя рыбами, это просто невозможно, скажут многие.
И вот тут вступает в силу слово верить, просто буквально верить в то, что богу возможно все, без всяких вопросов.
Что мы видим на полотне, Иисус Христос благословляющий ячменный хлеб и рыбу, за ним двенадцать апостолов активно обсуждающих его деяние, далее помощники Иисуса разносят хлеба и рыбу в народ, еще дальше в двенадцать корзин собирают не съеденную пищу.
Я смотрел на картину, пытаясь что то понять, сюжет напоминал мне некую смесь народного гулянья с субботником и вдруг мне неожиданно открылся ключ к объяснению
происходящего.
Смотрите на мальчика рядом с Иисусом, вернее на его отрешенное лицо, человека
находящегося в трансе, вот это и есть ключ. Если Мессия говорит, что все будут сыты пятью хлебами и двумя рыбами, то люди безоговорочно верующие в его слова будут сыты.

Мы уже знаем, что во времена французской революции Собор был нещадно разграблен,
ценнейшие духовные и художественные произведения были украдены, вывезены и распроданы. Уже значительно позже, после того как собор восстановился в своем статусе
главного "кафедрала" Антверпена, начались поиски утраченных реликвий, которые не прекращаются и по ныне. Многое удалось найти и вернуть, разными путями, иногда возвращали даром, а зачастую вновь приходилось выкупать на антикварных аукционах.
Относительно недавно были выкуплены уникальные рельефы изготовленные из белого мрамора, служившие в свое время алтарным барьером, главным мотивом изображения на
рельефах были этапы приготовления вина и сбор винограда.

Возвращение уникальных по красоте и сложности изготовления древних рельефов, только подчеркивает насколько община дорожит художественными ценностями Собора.

Следующее полотно мне представить приятно по двум причинам, художник нарисовавший его, в своей манере был последователем гениального Яна ван Эйка, хотя жил немного позже, но он еще был другом Дюрера, к творчеству которого я отношусь особенно трепетно, это весьма знаменитый Бернард ван Орлей.
Картина "Страшный суд и семь деяний милосердия"вообще то триптих, но я вам представлю только центральную часть, по причине неважного освещения при съемке.
Алтарная картина была заказана религиозным "Братством помощи бедным". Тут такое дело, верующие боялись страшного суда и старались всю жизнь делать дела праведные,
что бы попасть в рай, а не в ад."Братство" особенно в этом усердствовало, помня о семи деяниях милосердия. Что же к этому относится? Нужно дать пить жаждущему, накормить голодного, принять в свой дом на ночь странника, одеть нагого, дать утешение больному,
освободить от оков пострадавшего за свои религиозные убеждения и похоронить умершего, если этого некому сделать.
В те далекие времена "Братство"активно этим занималось, искренне надеясь, что на судном дне им это зачтется и они гарантированно попадут в рай.
Естественно главным "мотиватором"была мысль о судном дне и что бы это не забывать
"Братство"заказывает картину именно с этим сюжетом.
Самое интересное, что членами братства в те времена могли стать только богатые люди.

Что мы видим на полотне? Христос сидя на радуге, являющейся соединением между небесами и людьми" Возвещает" Страшный суд, ангелы трубят по этому поводу очень громко, что бы слышали все. Мертвые выходят из гробов, а архангел Михаил на весах взвешивает души, оценивая дела праведные и грешные.
Соответственно одни попадают в рай, а другие мучатся в ад. В связи с заказом, особое ударение нужно было сделать на семи делах милосердия, которые я вам не покажу, так как они нарисованы на боковых створках.

Это полотно из Собора мне хочется показать вам тоже по двум причинам, во первых это работа "Адама ван Ноорта", его знают прежде всего как одного из учителей Рубенса, а также Снайдерса. Его картин осталось крайне мало и вот одна из немногих находится в Антверпенском Соборе Богоматери, это "Снятие с креста". Совершенно не большая
138 на 95 см. масло по доскам.
Вторая причина заключается в том, что следующая картина, это будет величайший шедевр Питера Пауля Рубенса с той же темой, а вы в сравнении увидите насколько гениальный ученик превзошел учителя.

Кое в чем мне определенно повезло, за относительно непродолжительное посещение Бельгии мне посчастливилось увидеть четыре из семи художественных чудес этой интересной страны.
Одно из них находится в Антверпенском соборе Нотр-Дам, это изумительный триптих
"Снятие с креста"написанный Питером Паулем Рубенсом с 1611по 1614 годы.
ПРЕДИСТОРИЯ.
Влиятельная гильдия "Аркебузиров"решила заказать алтарную картину именно Рубенсу.
К этому времени его имя уже было на слуху, он стал популярен, его ранее написанные работы были лучшей рекомендацией и слава о его мастерстве бежала впереди него, но
было озвучено одно условие на картине должно присутствовать изображение
Св. Христфора, который был их покровителем.
"Аркебузники"парни серьезные, охрана города как ни как, шутки с ними плохи, но у Рубенса, человека творческого конечно было свое видение работы, а тут еще церковники со своими правилами, а на дворе времена контрреформации с жестким следованиям канонам, согласно которым запрещалось рисовать на алтарях в качестве основной темы житие святых.
И вот попробуй всех умаслить и при этом остаться при своем видении полотна, но умный
Рубенс не был бы тем кем стал, если бы не умел выходить изящно из трудного положения.
РАБОТА НАД ТРИПТИХОМ.
В свое время живя в Италии Рубенс жутко намучился выполня церковный заказ,
дело в том что картину он рисовал в студии где свой свет, а при ее установке она бликовала из за сложного церковного освещения, что его крайне не устраивало, он злился и все время переписывал уже готовое полотно.
В этот раз он решил рисовать в соборе на том самом месте где предполагалось разместить алтарную картину.
Период следования итальянскому наследию у Рубенса закончился на предыдущей монументальной работе "Воздвижение креста", где еще видны отголоски артистизма
Тинторетто, монументальная проработанность тел Микеланджело, резкость перехода и игра светотеней Кароваджо.
На полотне "Снятие с креста"уже все сглажено, нет резких линий и безудержного контраста, именно здесь проявился во всю мощь талант художника, который оценен поколениями зрителей.
Берясь за кисти, Рубенсу нужно было решить одну непростую задачу, как преподнести весь трагизм безжизненного тела Христа и тут он, великолепный знаток античности воспользовался некоторым копированием древнегреческой скульптуры "Лаокоон и его сыновья". Он прорисовывает тело "Лаокоона, " добавляя всего лишь два
гениальных решения, это наклон головы, снимаемого с креста тела и его правая свисающая рука, все трагизм мертвого тела налицо.
Композиционно решение тоже было очень интересным, весь сюжет смотрится как единый порыв начавшийся с правой верхней точки и опускающийся по диагонали картины в нижнюю левою.
Что касается персонажей нарисованных на центральном полотне, то тут художник имел
право на некоторую фантазию, все восемь фигур вокруг Христа скорее всего могли и не быть рядом в момент снятия за исключением одного, Иосифа Аримафейского.
Дело в том, что ни один из четырех евангелистов не указывает, кто еще принимал участие в столь скорбном деле кроме Иосифа, который лично просил Понтия Пилата о снятии с креста тела мертвого Иисуса для захоронения.
Конечно Рубенс это знал, но писать всего два персонажа, это не в его духе, подумав он добавляет в композицию еще семерых, это те которые могли бы быть при снятии.
Старец Иосиф был богатым, но пожилым человеком, он мог нанять двух помощников и сказать это Богоматери, а та соответственно сообщила об этом Марии Магдалине,
Марии Клеофас, старцу Никодиму что бы он их сопровождал и самое главное любимому ученику Иисуса Христа Иоанну Богослову.
Возможно так думал Рубенс, потому что на средней панели триптиха именно эти персонажи, осталось только правильно всех расположить на плите, ведь это не просто,
все должно сочетаться с цветовым решением, что для любого художника главное.
Он находит единственно правильное решение, во первых его любимый темный задний план, на котором ярко вспыхивает основная цветовая гамма главных героев.
В данной картине у художника царствуют, только три цвета черный, белый и красный, при этом заметьте абсолютно отсутствует раздражающий контраст, как то все гармонично и зрелищно.

На картине восемь живых персонажей и мертвое тело, но зритель вначале видит только две фигуры, Смерть тела Иисуса Христа в цвете светло-серых свинцовых белил и Жизнь, которую олицетворяет ярко красный цвет халата Иоанна Богослова, удерживающего сильными молодыми руками безжизненное тело, снятое с креста.
И только спустя некоторое время зритель начинает различать и всматриваться в другие
персонажи трагического действия, происходящего перед ним.
Вверху два неизвестных помощника, слева поддерживающий руку Иисуса старец Иосиф
Аримафейский в дорогой одежде, справа стариц Никодим, а слева внизу Богоматерь, протягивающая ладонь к мертвому сыну и Мария Магдалина, плеча которой касается
ступня Иисуса, рядом Мария Клеофас.
В картине чувствуется звенящий эмоциональный накал, но без показного драматизма!

В целом триптих я не показываю по причине что бы не смазывать впечатление от главного полотна, хотя опишу что на створках написано. На левой Богоматерь в положении, навещает свою беременную кузину Елизавету, на правой створке Мария и Иосиф передают младенца Иисуса первосвященнику Симеону, которого он держит.
На тыльных створках изображен Св. Христофор, опирающийся на палку он переносит на себе через поток мальчика Иисуса, а на другой стороне отшельник показывает ему путь
светя лампой.
Именно на этих тыловых досках Рубенс исполнил заказ "Аркебузиров", изобразив
Св. Христофора. Они конечно такого не ожидали и пытались возмущаться, но Рубенс их
быстро успокоил, резонно заявив что на триптихе главный лейтмотив заключается в том, что все несут Христа и совершенно не важно где это нарисовано.

Мне было бесконечно грустно расставаться с шедеврами мирового значения, гармонично наполняющими огромное пространство Собора Антверпенской Богоматери,
в котором я оставил частичку своего сердца, своей души и своего разума.
Я тихо стоял возле выхода и про себя аплодировал гению фламандского народа, его стойкой жизнеутверждающей силе, ведь эта крошечная страна за свою историю подарила миру тысячи гениальных художников и скульпторов, дизайнеров и мастеров прикладного искусства, архитекторов и ювелиров.
Вывозя веками во все страны мира произведения созданные на этой земле, все равно в ее музеях и галереях, соборах и замках, дворцах и выставочных залах остаются еще тысячи мировых шедевров.
Не хватит целой жизни чтобы все осмотреть и понять ценность созданную умелыми руками бельгийского народа.
Выйдя из Собора я попал под небольшой дождичек, сменивший солнышко, но для Фландрии это не удивительно. Живительная влага дает надежду, надежду на будущее без воин и конфликтов народам, без болезней и страданий каждому человеку на этой по
сути очень маленькой планете Земля, на которой талантливые и трудолюбивые люди
еще пока могут создавать гениальные произведения, которые и не дают угаснуть этому
замечательному чувству надежда!
В конце отзыва поэтическая строка, связанная с этим нужным каждому человеку словом!

Зачем глаза? Коль не на что смотреть.
Зачем идти? Когда не кто не ждет.
Зачем слова? Коль не с кем говорить.
Зачем ждать миг? Когда это придет.

Затем, что мир заставит удивить!
Затем, что любящих всегда поймут!
Затем, что друг готов все обсудить!
И может быть надежду мне вернут!

До встречи на прекрасном "Отзовике"!
  • Достоинства
  • Архитектура,Гениальные произведения внутри Собора,атмосфера!
  • Недостатки
  • Нет
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям