Замок Розенборг (Дания, Копенгаген)

Среднее 5.00 (голосов 7)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
7
Всего отзывов: 7

Категория: Дания

Читать все отзывы

Отзыв: Замок Розенборг (Дания, Копенгаген) - Гнезда датских королей: копенгагенская трилогия (часть 1)

Год посещения: 2016

Дания - это огромный сундук, туго набитый многочисленными сокровищами. Не удивляйтесь, я не забыла школьный курс географии и прекрасно помню размеры этой страны. Тем не менее, на малогабаритной территории датского королевства существуют такие дворцы и замки, стены которых буквально лопаются от собранных в них богатств.

Если ранжировать королевские замки и дворцы Копенгагена по силе полученных в них впечатлений, то на высшую ступень пьедестала почета я бы уверенно поставила Розенборг - замок, построенный примерно четыреста лет тому назад для отдыха и увеселений короля Кристиана IV.

Ближайшая станция метро по отношению к Розенборгу называется Norreport. Однако мы с мужем благополучно проделали этот путь пешком, постепенно добравшись до Розенборга от культовой статуи Русалочки, тем самым охватив по дороге другие популярные места датской столицы.

Вынырнув из кварталов с многоэтажными зданиями, расположенных за Мраморной церковью, мы оказались в просторном и уютном саду, окружавшем эту изящную шоколадную королевскую игрушку. Ох, Розенборг, Розенборг - какой же ты все-таки красавец!

Бесшовно соединить несоединимое. Или почти несоединимое. Почти неспособное мирно ужиться друг с другом. Утонченность со строгостью, величие с компактностью, силу с романтикой…На мой взгляд, у архитекторов Розенборга это получилось довольно искусно. Официально их только двое, но если исходить из принципов справедливости, считаю, что в список "соавторов" этого замка должен быть внесен и сам Кристиан IV - король, с именем которого связаны самые тучные годы датской монархии.

Для основательного знакомства с Розенборгом придется пройти фейс-контроль у грозной охраны, состоящей из пары бронзовых львов – одного из символов датской монархии, и далее прошагать несколько метров по мосту, перекинутому через ров с водой:

Эх, как я хотела бы показать Королевский сад со всеми его идиллическими картинками и с полным набором достопримечательностей, хранящихся в его "закромах": с павильоном Геркулеса, с классическим, а не "попсово-туристическим" памятником Андерсену, с фонтаном "Мальчик на лебеде", со скульптурной композицией "Лошадь и Лев", со статуей Маленькой Гунвер - героини одноименной поэмы! Но каждый этаж и даже подвал Розенборга завален несметным количеством ценных, уникальных и просто интересных предметов, имевших особое значение для датской монархии. А у нас здесь, напомню, квота размером в 50 фотографий. И даже при самой жесткой фильтрации по принципу "самое-самое", я все равно растрачу этот лимит до нуля.

Единственный уголок на территории Розенборга, для которого я сделаю исключение и покажу его без купюр - Rosenhavn. Потому что именно он "объясняет" смысл названия этого замка. Розенборг - замок с розами…И около стен Розенборга, как и много веков назад, благоухает прелестный розарий:

Здравствуйте, Ваше Величество! И делаем книксен:) Дама, которая с глубоким достоинством оглядывает это собрание розовых клумб - королева Амалия, супруга короля Кристиана VII, писавшая музыку и активно занимавшаяся благотворительной деятельностью:

Продажа билетов на посещение Розенборга организована очень разумно, и я бы даже сказала - мудро. Наряду с обычным билетом в прайс-листе существует комбинированный билет для визита в замок Розенборг и дворцовый комплекс Амалиенборг. Что самое приятное - такой билет действителен и НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ.

Поэтому, тем, кто не любит хватать информацию "по верхам" и нуждается в длительном переваривании полученных впечатлений, или тем, кто элементарно выдохся, намотав немало кругов по улицам и паркам Копенгагена, можно не лететь, сломя голову, во вторую из резиденций, чтобы успеть в нее до закрытия. Вообще, дорога от Розенборга к Амалиенборгу не такая уж долгая (15-20 минут быстрой ходьбы), но если вы чувствуете, что ваши силы уже на нуле, поход в Амалиенборг можно спокойно и без потерь перенести на завтра. И ознакомиться с "наполнением" его залов на свежую голову.

С момента нашего визита стоимость одного комбинированного билета для взрослых осталась на том же уровне: 155 DKK (сейчас это примерно 20-21 EUR), тогда как цены отдельных билетов на посещение Розенборга и Амалиенборга - 110 и 105 DKK соответственно. Детьми и подростками у них считаются лица до 18 лет, и эту льготную категорию в любую из резиденций пускают бесплатно.

Какие-либо жесткие правила поведения в Розенборге, насколько я помню, отсутствуют, но к "сумчатым" посетителям (а таких, как вы понимаете, не менее 90%) отношение довольно строгое. Сумки здесь не досматривают, однако любую "ручную кладь", превышающую установленные размеры (грубо говоря, всё то, что больше ридикюля или клатча), просят оставить в камере хранения. Ячейки в ней являются платными и стоят 20 DKK за место.

Если у стен Амалиенборга дежурят гвардейцы в медвежьих шапках, солдаты, охраняющие Розенборг, одеты в современную военную форму:

Какой же отрезок времени вместил в себя Розенборг? Период преинтереснейший: он начинается с эпохи правления отца Кристиана IV - Фредерика II (т. е. XVI век) и заканчивается правлением Фредерика VII (т. е. шестидесятыми годами XIX столетия).
"А дальше?" - обычно спрашивают маленькие дети, когда родители прерывают или заканчивают чтение сказки. А дальше - за продолжением - надо идти на другую площадку, в Амалиенборг:)))

В условиях Розенборга подвалы, где прячут сокровища - ничем не приукрашенная реальность. За первой порцией впечатлений мы двинулись на подвальный этаж. Впечатления, как часто бывает при посещении подобных мест, шли по нарастающей как звучание оркестра в "Болеро" Равеля. В качестве блюда-стартера предлагалась солидная коллекция боевого, церемониального, охотничьего и турнирного оружия, которую приблизительно с середины XVII столетия начал собирать Фредерик III.

Супруг, разумеется, "завис" у витрин с пистолетами, ружьями и рыцарскими доспехами, а я "приклеилась" к витрине с пра-пра-пра-дедушкой современных компьютерных игр на военные темы - игровому набору "Римляне и африканцы", сделанному из позолоченного серебра в XVIII веке - для короля Фредерика V. В этот набор входит 250 фигурок:

Это была популярная военно-стратегическая игра, посвященная противостоянию Рима и Карфагена. Ее изготовили прежде всего в образовательных целях, а не просто для развлечения королевского отпрыска. Принцы были обязаны знать военное дело и в особенности азы военной стратегии. Ибо у Датского королевства были неслабые и неуемные геополитические амбиции. Поэтому "фигурное" учебное пособие не простаивало без дела.

За витринами с оружием последовали витрины с изделиями из янтаря и слоновой кости. Правда, меня, как человека, живущего, можно сказать, в "янтарной" стране, трудно ошеломить янтарными ларцами, шахматами или распятиями:

А вот костяные шедевры из Розенборга лишили меня дара речи. Сюжеты композиций - один любопытнее другого. Пара молодых дам с коронами на прелестных головках символизируют Данию и Норвегию, отдающих дань уважения королю Фредерику V, имевшего репутацию одного из добрейших государей Дании. Этих двух граций изготовили в 50-х годах XVIII столетия в качестве подарка на его день рождения:

Любуюсь и не хочу никуда уходить! Тончайшее резное кружево с замысловатым узором. Длинные тонкие цепи из множества звеньев. Фигуры людей, животных, мифологических персонажей и ангелов, где даже не проработаны, а тщательно вылизаны каждая мышца, каждое сухожилие, каждая деталь одежды. Изящнейшие камеи с августейшими профилями. Орнаменты со сложнейшим рельефным рисунком, используемые в качестве фона или украшения постаментов.

Другой подарок тому же самому королю, преподнесенный ему два года спустя к аналогичной праздничной дате - ваза-тренога, украшенная слоновьими головами и безбашенно-буйной парочкой - сатиром и нимфой, посаженных на ее вершину:

А как эффектно задумана поверхность вазы - ее как будто одели в многослойную сетку! А эти воздушно-невесомые цепи! И всю эту многоуровневую затейливую конструкцию поставили на козлиные ноги!

Откуда взялась подобная красота? Часть предметов - дары от "коллег" из других государств, часть - результаты обмена на датских коней или на белых соколов из Исландии. Что-то приобреталось в Германии или являлось трофеями, например, из Шлезвиг-Гольштейна. Но большинство самых изысканных экспонатов выполнено лучшими европейскими токарями и резчиками, нанятыми датским двором.

В изготовлении ваз задействовалась не только слоновая кость. Например, яйца, на которых сидят этот пухленький путти и его "соседи" по витрине, были снесены страусами, подаренными королем Марокко Фредерику V. Судьба этих страусов, похоже, оказалась счастливее, чем у приснопамятного жирафа, презентованного Медичи:)))

Думаю, многие удивятся, но приглашенные токари также вносили свой вклад в обучение датских престолонаследников. Считалось, что работа с токарным станком развивает такие важные качества будущего монарха, как терпение и умение четко планировать свои действия, а также стимулирует интерес к изучению математики и механики.

В подвале, как полагается по всем правилам жанра, наряду с драгоценностями хранятся бутылки с раритетным вином. У пришедшего в замок народа при виде этой внушительной батареи синхронно загорелись глаза, но о покупке или хотя бы символической дегустации такого вина мечтать не положено. Статусом не вышли: вино подается только на новогоднем королевском банкете или по каким-то особым поводам в королевской семье:))

"Годы выпуска" вина (изначально белого рейнского) - страшно назвать, какие. По своему нынешнему вкусу розенборгское вино близко к сухому хересу, а по приближенным подсчетам его должно хватить лет на триста. Насколько точен этот прогноз - никто из нас по естественным причинам уже не узнает:)

От темы вина плавно смещаемся к теме королевских пиров и обедов. Ближайший доступный адрес посудных залежей - бывшая кухня. Помимо посуды в ней демонстрируется экипировка для верховой езды, принадлежавшая королям Кристиану IV (см. фото внизу) и его сыну - Кристиану V. Шитье на ней, в соответствии со статусом ее "потребителей" - ультра-богатое, с жемчугами и золотом, по моде XVI и XVII веков. Но и поводы и для пошива, согласитесь, более чем серьезные: один - коронация, другой - свадьба.

Возрастной диапазон посуды таков, что неизбежно снимаешь виртуальную шляпу - с тринадцатого по восемнадцатый век. И снять ее, считаю, есть за что. Хотя бы за этот голубой эмалевый кубок, предположительно созданный в XVII веке:

Возможно, по нашей современной эстетике, он кажется аляповатым и громоздким, но попробуйте посмотреть его "по кусочкам". Потому что каждая из густо "насаженных" на него камей и инталий - уникальное произведение искусства.

Чего только нет на камеях с инталиями - и римские императоры, и мифологические сюжеты, и цветы, и животные, и правители Ренессанса…И еще мавра с драконом посадить не забыли: должен же кто-то данное чудо держать-подпирать:) Недаром его датчане у герцогов Гольштейнских "прихватизировали" во время очередного набега. А те, в свою очередь, недаром прятали его в сейфе в недрах Готторпского замка.

Почетное и самое высокое место в одной из витрин бывшей кухни занимает "Летающая рыба", которая, конечно же, не плавает и не летает. Свое название этот кубок, сделанный из горного хрусталя миланскими мастерами, получил за приданную ему форму. Не правда ли, необычно?

"Летающую рыбу" королева София Амалия, как любящая мать, подарила сыну - Кристиану V. Нет, не на день рождения, не на свадьбу, не на коронацию, а в связи с захватом Висмара:)

Для корон и прочей атрибутики власти на подвальном этаже предусмотрено особое помещение, которое так и называется - СОКРОВИЩНИЦА. В ней же демонстрируются ордена, золотая и серебряная религиозная утварь, семейные реликвии, церемониальные мечи и шпаги, а также очередная порция чудесной посуды.

Из запомнившихся мне экспонатов не могу не упомянуть кувшин с необычным носиком, выполненным в виде головы дракона. Им и сейчас пользуются при крещении детей из королевского рода:

Титул чемпионки по богатству отделки среди корон я волевым порядком присвою короне, изготовленной для Кристиана IV:

Этот парный комплект корон, предназначавшихся для короля и королевы, использовался при коронациях в период абсолютной монархии:

Как видите, их дизайн уже совершенно иной - со значительно меньшим количеством жемчуга, драгоценных камней и эмали. Но с другой стороны, корона Кристиана IV - не просто соответствующий головной убор. В ее украшениях зашифрована целая "памятка", какими качествами должен обладать датский монарх.

Помните, во многих старых романах упоминался орден Подвязки? Экземпляр данного ордена можно увидеть здесь же - на одной из витрин сокровищницы:

В давние времена в церемониях коронации также "участвовал" и этот огромный меч Кристиана III, изготовленный еще в XVI веке:

Раз уж завела разговор о реликвиях и регалиях, обращу ваше внимание на эмалевое панно с символикой датской монархии. Многие посетители, узрев его на витрине, удивленно показывали рукой или пальцем на загадочных человечков в зеленых лиственных юбочках, вооруженных дубинами:

А человечки не датские:) Они творчески позаимствованы с герба Пруссии, поскольку Дания регулярно стремилась прибрать к рукам прусские земли. А в нижней части панно изображен один из двух главных орденов Дании - Орден Слона.

Наверное, многие женщины охотно примерили бы любой из лежащих в Сокровищнице четырех ювелирных гарнитуров: с рубинами и жемчугом, изумрудами, алмазами, цитринами и аметистами. Каждый из них по своему наряден и элегантен и достоин особ королевской крови. Из-за невозможности показать все четыре комплекта, представлю вашему вниманию тот, который более всего понравился мне:

Замечу, что использование таких украшений жестко регламентировано: согласно закону, принятому почти три века тому назад, надевать гарнитуры из Сокровищницы дозволяется только Ее Величеству - причем исключительно на территории Дании и только на строго оговоренных мероприятиях. И данный закон неукоснительно исполняется. И никакого ответного обиженного фырканья с топаньем ножкой: "я же королева!":))

Портрет главного "виновника" появления Розенборга, т. е. Кристиана IV, я демонстрировала в своем рассказе о дворце Фредериксборг, а сейчас вынесу в студию фрагмент его генеалогического древа:

Покончив с ревизией королевских кладовых, мы двинулись вверх - осматривать залы. Датчане, как я уже говорила, великие мастера убивать посетителей роскошью. Причем убивать с глубоким знанием дела: и мрамором, и лепниной, и плафонными росписями, и мебелью, и посудой, и гобеленами, и часами с вычурным декором…

И вы не представляете, как ловко они это делают! Сначала, под благовидным предлогом, они заманивают вас в ловушку - в зимнюю комнату Кристиана IV:), где дают насладиться живописью нидерландских мастеров:

В зимней комнате выставлена и позолоченная статуэтка всадника, вызывающая ассоциации с Дон Кихотом. Но это, конечно же, не легендарный идальго, а Кристиан IV собственной персоной. Что интересно - за статуэтку он заплатил призовые, полученные им за победу в одном из поединков:

Затем совершается другой отвлекающий маневр: показ одного из "мест заседания" Кристиана IV:

И оснащение, и принцип функционирования королевского туалета - как говорится, в духе и тренде, характерных для продвинутых королевских дворцов того столетия. Но стены, стены! Они целиком отделаны знаменитыми изразцами из нидерландского города Делфта. До чего же Кристиан IV был неравнодушен ко всему нидерландскому! И я его понимаю…

Почти в каждом зале или коридоре вас ожидает великолепие, приправленное сюрпризами или удивительными историями. Но как ни странно, роскошь в Розенборге, не приедается - из-за разнообразия стилей и фантазии, с которой создано большинство предметов:

В зале с поэтическим названием "Роза" торжествует стиль рококо, пришедшийся на период правления Фредерика V. А в этом пузатом ореховом шкафу "прячется" механический оркестр:

Комната Кристиана VI украшена фламандскими шпалерами XVII века, на которых изображены сцены из жизни Александра Македонского:


В комнате сестры Фредерика IV видны некоторые признаки "моды на Азию"», которой "переболели" многие представители европейской знати:

У меня еще с детских визитов в музеи проявляется слабость к кабинетам для украшений. В Розенборге их было множество: и в той же комнате сестры Фредерика IV, и в зале Фредерика IV… И каждый приводил в восхищение:


До чего же прелестный женский портрет! Это представительница британского королевского дома, Луиза, вышедшая замуж за наследника датской и норвежской короны - будущего Фредерика V. Народная любимица и большая поклонница оперной музыки:

После многочисленных походов во дворцы или замки я успела до такой степени "объесться" шпалерами и гобеленами, что чаще всего или сдержанно, или вообще никак не реагирую на их наличие. Однако, войдя в кабинет Фредерика V и увидев висящие в нем шпалеры берлинской фабрики Шарля ле Винье, немного опешила:

Эти шпалеры выглядели как окна в XVIII век. Казалось, сделав несколько шагов вперед, мы окажемся в чьих-то дворцовых садах. И испугаем своим видом до обморока гуляющих в них дам и господ:) Предвидя вопрос "чья это голова на столике", заранее отвечаю - бюст королевы Юлианы Марии.

До этой минуты я не показывала, как выглядит потолочный декор Розенборга, но сейчас восполню данный пробел, продемонстрировав образец, к "моральному облику" которого, надеюсь, не будет никаких придирок:

В комнате Фредерика VII мое внимание привлекла картина с изображением свадебной процессии, во главе которой шел сам (тогда еще принц) Фредерик со своей невестой - принцессой Марианной:

Головы некоторых участников данного шествия напоминали мне вырезанные фотографии, приклеенные к чужим телам:)

Местом, где помпезность достигает своего апогея, является Рыцарский зал:

На стенах зала вывешены двенадцать великолепных шпалер, "повествующих" о победах Кристиана V в битвах со шведами, одержанными в 70-х годах XVII столетия:


Изящная лепнина на потолке датируется XVIII веком и соединяет в себе красоту и напоминания о наиболее важных событиях, происходивших в начале правления Фредерика IV, особое место среди которых занимает отмена крепостного права. А в центр потолка помещен герб Дании:

Но взоры всех приходящих в зал посетителей в первую очередь приковываются королевским тронам. Трон белого цвета, изготовленный из бивней нарвала, предназначался для короля, а другой, сделанный из серебра - для королевы:

Все мысли туристов по поводу "посидеть", естественно, пресекаются на корню:) Условия пользования этими тронами были ограничены даже для королевской четы. Сидеть на них разрешалось только на церемонии коронации: для проведения королевских аудиенций имелись другие троны - с декором попроще.

Около королевских тронов замерли три серебряных льва, выполняющих особую миссию. В дни прощания с почившим в бозе очередным датским королем или королевой, львиное трио "отлучится" в часовню дворца Кристиансборг - для охраны гроба с телом усопшего монарха во время траурной церемонии.

У кого тут из нас на "Отзовике" фарфоровая болезнь - точь-в-точь как у Августа Сильного? Поболеть в свое удовольствие можно не только в Дрездене, но и в Розенборге - по соседству с Рыцарским залом:)))

Да, пусть не так масштабно, не так грандиозно, как в Цвингере, но поводов для заболевания найдется достаточно. Здесь вам и Севр, и Япония, и Китай, и Мейсен, и Датская Королевская мануфактура:



Для тех, кто страдает стеклянной болезнью, помимо подвального этажа, существует отдельная комфортабельная палата, обустроенная возле того же самого зала:)

А напоследок, в зависимости, от вашей физической подготовки, оздоровительный кросс: либо по Королевскому саду, либо, как в нашем случае, в Амалиенборг - для продолжения знакомства с датской монархией.
  • Достоинства
  • ✓красивейшая резиденция и сокровищница королей Дании - must see Копенгагена; ✓потрясающие коллекции королевских реликвий, посуды, драгоценностей, картин; ✓роскошные интерьеры; ✓комбинированный двухдневный билет (Розенборг и Амалиенборг)
  • Недостатки
  • ×не минус, а предупреждение: практически любые сумки придется оставить в камере хранения с платной ячейкой
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям