Сингапур у меня ассоциируется с футуристическим городом из старого фильма «Бегущий по лезвию»: дождь, полумрак, небоскребы, полно неоновой рекламы и китайцев (после посещения города я этот фильм и оценила). А всё потому, что попала я в него в сезон дождей. По своему обыкновению поездку я планировала «через ухо»: на работе внезапно дали неделю отпуска, которую я присовокупила к ноябрьским праздникам и употребила на то, чтобы слетать в теплые края. Наивная – я надеялась обмануть таким образом судьбинушку и скрыться от унылого ноябрьского дождя. No fate, ага :)
На этот раз я решила изменить любимому солнечному Таиланду и посмотреть не менее солнечный Вьетнам. А чтобы усугубить безумно-восторженные впечатления от отдыха, для перелета я выбрала Сингапурские авиалинии (с прилетом в Хошимин и пересадкой через сингапурский аэропорт Чанги).
== Как немного сэкономить ==
Авиакомпания славится прекрасным сервисом, а также вот уже несколько десятилетий подряд радует своих пассажиров транзитной программой Singapore Stopover (действует, если на оба плеча у вас билеты от Сингапурских авиалиний). Она дает скидки на экскурсионные программы и достопримечательности, и даже некоторые кафе с магазинами. А самое приятное: по программе положены скидки на участвующие в ней отели, а также бесплатный трансфер от/до аэропорта (в одну сторону). Короче, всё, что нужно безумному путнику, которому тысяча километров не крюк.
Участие в программе оформляется вместе с покупкой билетов, за билетами я ездила в представительство Сингапурских авиалиний куда-то в бизнес-центр в район спорткомплекса Олимпийский и участие в программе оформляла там же. Если верить картам, офис Singapore Airlines с тех пор никуда оттуда не переезжал, так что желающие могут сделать так же (не знаю всех тонкостей оформления через сайт, но думаю, что так тоже можно).
== Аэропорт и виза ==
Раньше трава была зеленее, а транзитная программа лояльнее: штамп дня на 4 ставили прямо в аэропорту, если пассажир мог предъявить авиабилет из одной страны с пересадкой в Сингапуре и дальнейшим следованием в третью страну. Так просто, да. Сейчас любая авиакомпания уже не прокатит, оба перелета нужно совершать регулярными рейсами, а не лоукостерами. Где-то читала про дополнительные заморочки, но вроде штамп по-прежнему ставится в аэропорту Чанги на 96 часов, просто теперь для этого нужно больше денег и телодвижений.
Поскольку на все перемещения у меня была всего неделя, мой первый транзит в аэропорту Чанги был всего 3,5 часа (которые я провела, любуясь на суперсовременный аэропорт с автоматическими поездами между терминалами и садами орхидей, подсолнухов и бабочек), а посещение Сингапура было запланировано на обратном пути. Прилетала во второй половине дня, улетала вечером, так что в общей сложности у меня на осмотр были сутки с небольшим (вечер и почти весь следующий световой день).
Штамп мне, как и было обещано, поставили в аэропорту. На стойке программы Stopover выдали талон на трансфер и увесистую книжку с отрывными талонами на скидки. Там были все основные достопримечательности.
== В предвкушении приключений ==
Шаттл из аэропорта мчит меня по автобану из аэропорта. Плавно – потому что очень хорошая дорога (такое впечатление, что на всем пути не встретилось ни бугорка и ни рытвинки), густо обсаженная мощными зонтичными деревьями. Замечаю, что в городе очень зелено. Только позднее я узнала, что так было не всегда, а Сингапур прошлого, отделившийся от Малайзии в 1965 году, представлял собой довольно тухлое нищее место: выживали, как могли, и горожанам было не до деревьев и не до украшательств.
Растения в городе насадили в рамках грандиозной инициативы по озеленению города: легендарный правитель государства Ли Куан Ю выслал во все стороны гонцов, которые понавезли на остров тысяч 8 видов красивоцветущих деревьев. Тысячи 2 из них остались (остальные или не прижились, или не зацвели), и теперь радуют горожан буйной зеленью и хорошим воздухом. Так что не факт, что вся та тропическая зеленая красота, которую вы сможете увидеть на острове, родилась на нём же: некоторые деревья отродясь на нем не водились.
Но вот уже видно колесо обозрения – легендарный Singapore Flyer, откуда можно днем и ночью потаращиться на город. Кто как хочет, но сегодня я на него заберусь. На осмотр у меня времени мало, но это хорошая возможность осмотреть сразу добрую половину города с высоты.
== И куда тебя несет? ==
…От отеля до колеса обозрения на одной из набережных Marina Bay дошла пешком. Мимо проплыл белоснежный, колониального стиля отель Raffles, занимающий целый квартал, названный в честь основателя колонии на месте современного Сингапура, сэра Томаса Стэмфорда Раффлза (кстати, сам отель он никогда не видел и, соответственно, не мог посещать). На город ложились нежные влажные сумерки, и город сменял свои дневные одежки на вечерне-коктейльные, поэтому весь мой путь был украшен яркими цветами неона от рекламы и торговых центров. Космически-ярко светилось и само колесо.
Я почти десятилетней давности успела покататься на самом высоком колесе мира. Сейчас уже любители высотных соревнований понастроили гораздо более высокие объекты, но тогдашний аттракцион был вне конкуренции. На тот момент он проработал всего лет пять. Космические капсулы Singapore Flyer поднимают желающих на высоту 55-этажного дома над самым центром Сингапура, где половину путеводителя видно сверху, как на Гугло-картах. Капсулы закрытые, но видимость сквозь стекла хорошая. У меня с собой был бинокль, так что небольшой совет тем, кто собирается в путешествие: если у вас дома завалялся бинокль – берите. На колесе обозрения он пригодится.
Из-под ног убегает призрачный лотос Музея искусства и науки… Поблескивают фасетчатые глаза насекомого - концертного зала Эспланад (на самом деле они символизируют разрезанный плод дуриана, но эту ассоциацию я считать не смогла). Темными лоскутами врываются в городской пейзаж парки: поля для гольфа и сады по обеим сторонам залива (Gardens by the Bay). Переливаются огнями небоскребы (а с биноклем можно рассмотреть подробности). Пульсируют световым кровотоком автомагистрали. А через мост встает во весь рост трехногий верстак отеля Marina Bay Sands с известным на весь мир панорамным бассейном, а за ним перемигиваются стоящие на рейде танкеры. За 30 минут, пока колесо делает полный круг, узник его стеклянной капсулы получает первое представление о мини-государстве.
Население Сингапура ужа давно многонационально, но его основные этнические группы – индийцы, китайцы и, естественно, малайцы. Пока я перехватываю какую-то лапшу в парке под колесом обозрения, мне почему-то попадаются исключительно китайцы. Остальные не гуляют, что ли? Или не интересуются лапшой?
== В мире животных ==
Время позднее, и единственное, что я успеваю – взять такси до местного зоопарка. Я не любительница зоопарков и прочих увеселений с животными и стараюсь их пропускать во всех местах, где бываю (разве что я могу предположить, что тех животных хорошо содержат и не обижают). Но сингапурский зоопарк я пропустить не могла. Это грандиозный комплекс (который настолько велик, что находится где-то на отшибе, ближе к Малайзии, а добираться лучше всего на такси, и даже такая поездка занимает изрядно по времени), где животные помещены в просторные вольеры, приближенные к естественной среде их обитания. Настолько естественные, что создается ощущение, что животные, даже хищники, с тобой на одном уровне и не отгорожены от тебя ничем (на самом деле ощущение обманчивое: всякие заграждения, провода, рвы и т. д., не дающие живности разбежаться по городу-государству, очень хорошо замаскированы от посетителей).
Казалось бы, что я забыла в зоопарке в кромешной ночи… А для полуночников там подготовлена программа Night Safari. Нет, никого стрелять не придется: желающих грузят в вагончики и на детском поезде провозят по всем зонам зоопарка (а если хватит времени, можно продолжить обзор пешком). Идея у этой затеи простая и изящная: многие южные животные днем ведут расслабленный образ жизни – или дрыхнут, или прячутся от солнца в тени. Зато выполняют свои прямые обязанности по ночам. И тем, кто не хочет потом хвастаться в Инстаграмме: «а вот эти лежащие туши – это буйволы, а вон там филейная часть зебры» - целесообразнее приехать в зоопарк как раз вечером, когда большая часть животных максимально активна. Тем же, кто желает увидеть вторую часть животных, которые наперекор местным правилам активничает днем, есть смысл приехать еще и днем… Т. е. по-хорошему зоопарк достоин светового дня и куска вечера. У меня же был только вечер.
Объектив у меня узенький и не светосильный, поэтому получилась сплошная шевеленка, так что фотографий я тут не покажу (даже с Флайера мало что получилось). Просто знайте, что в Сингапуре можно посетить Ночное сафари. Всё равно ведь вечером в городах кроме шопинга обычно делать нечего.
== Утро Обломова – из красот и обломов ==
Утро обещало быть жарким. И при выходе из отеля меня ждал облом: от резкого перепада температур запотели все стекла (и те, что были у меня на носу, и весь десяток стекол в объективе). В азиатских странах я наблюдаю странную любовь населения к низким температурам. Кондиционеры шпарят, как подорванные, в любом общественном месте. В этом плане Сингапур превзошел всех своих соседей: в отеле был откровенный дубняк. Думаю, наш Крайний Север пришелся бы сингапурцам по вкусу. Уходя, я выключила кондиционер в комнате (забегая вперед – надо было его заколотить досками). Но это не спасло меня от судорожного протирания очков в попытке вернуть остроту зрения. Половину улицы я прошла как ёжик в тумане – и это без тумана.
Я больше никуда не спешила (мне не надо было рваться на две достопримечательности в разных концах страны), и вальяжно двинулась по «моей» же Queen street в противоположную сторону от отеля.
Это был мой первый город, где были так причудливо замиксованы здания колониальной эпохи и современные здания с небоскребами. Причем каждое старое здание было отреставрировано и отутюжено, так что эта причудливая смесь смотрелась очень гармонично.
И тут меня настиг второй облом: начал накрапывать дождик. В ЮВА сезоны параллелят наши: когда нашу деревню Гадюкино накрывает занудным ноябрьским дождем, в Азии тоже наступает сезон дождей. Накануне я уже поимела счастье полюбоваться тропическими ливнями во Вьетнаме, но мне везло, и я всё время была под крышей.
Но в Сингапуре небеса всерьёз вознамерились меня замочить.
От отчаянья (что срывалась вся моя программа под открытым небом, от Парка орхидей до Сентозы) я зарулила в ближайший парк Fort Canning. За неделю я не успела окончательно отойти от серого московского ноября, и такой восхитительный клочок зелени на холме в центре мегаполиса заставил меня отклониться от маршрута. Кроме того, что в парке поистине райская растительность (вспомним озеленительные инициативы Ли Куана Ю… хотя первый ботанический сад именно на этом холме был разбит на полтора столетия раньше, при знаменитом основателе сингапурской колонии сэре Раффлзе – помним отель его имени, да?), в нем долгое время был форт и прочие военно-исторические постройки, часть которых сохранилась по сей день.
Дождь милостиво позволил мне побродить по дорожкам парка, но погнал меня прочь, стоило только выйти из парка.
== Дорогами воды ==
Дождь в тропиках – дело серьезное. Ну что делать? Все открытые достопримечательности накрылись для меня медным тазом. А раз уж сверху льет, пусть и снизу будет вода. Тем более что рядом Clarke Quay: историческая набережная реки Сингапур. Да, в дождливом государстве Сингапур есть дождливый город Сингапур, в котором течет мокрая река Сингапур. Но как ни странно, именно река предлагала мне открыто-закрытое мероприятие: катание на лодочке, где при необходимости можно было спрятаться под крышу.
Река Сингапур всегда была оживленной торговой артерией, и к моменту объявления государством независимости ее загадили до невозможности. Десять лет с конца 70х понадобилось тому же Ли Куану Ю, чтобы свернуть всю торговлю на реке, убрать с ее берегов пакгаузы, ремонтные мастерские, доки и прочую промзону и очистить саму реку. Это была очередная амбициозная программа по превращению отсталого острова в современный город-сад. По берегам реки выросли небоскребы, бизнес-центры и гламурные моллы.
А Clarke Quay – это чудом уцелевший исторический район: спохватились и не стали всё сносить, а бывшие склады отреставрировали и облагородили. Теперь тут очень милый район для отдыха и шопинга.
== «А приехал я назад, а приехал…» ==
…в Marina Bay: туда меня доставила лодочка. К вчерашнему колесу обозрения. И к отелю Marina Bay Sands, у которого я и вылезла.
Я успела пройтись туда-сюда по набережной… и тут дождь сказал «Погуляла и будет». Хляби небесные раззявились – и оттуда вылилась годовая московская норма осадков. Пришлось идти и сдаваться в ближайший подземный молл, что под отелем Marina Sands. Вышла я оттуда не скоро, с палкой мороженого в руках и двумя хламидами из жатого батика в пакете.
Остаток дня я перебегала от одного торгового центра к другому, стараясь сократить расстояние до отеля, ела что-то вырвиглазно острое в кафе, пила прославленный местный напиток Singapore Sling в отеле Raffles, в том самом баре, где этот лонг-дринк и придумали.
Я специально упомянула, что уходя из своей комнаты в отеле, я выключила кондиционер. Так вот, вернулась я в кромешный холод – абсолютный ноль, такой могучий, что стекла в моей комнате запотели снаружи. Это, видимо, при уборке включили. Я конечно понимаю, что персонал не хотел, чтобы я в комнате протухла, но… я благодарила небеса, что мне не предстояло там ночевать: за криогенное сохранение моей тушки я не платила.
Вот и всё. На метро доехала до аэропорта, благо одна из его веток подходит прямо под здание Чанги.
Мораль сей поучительной истории:
1) Если вы не хотите отрастить себе жабры, ноябрь и декабрь – не ваши месяцы для посещения Сингапура. Город гораздо привлекательнее, когда по нему не надо бегать в поисках крыши. Там много мест, которые хорошо смотреть именно в ясную погоду: все многочисленные городские парки и этнические районы предполагают прогулки на открытом воздухе.
2) У кого техника посложнее мобильника – берегите её (впрочем, мобильник берегите тоже). Запотевает ВСЁ и везде, где приходится нырять из помещение в нормальную тропическую жару. Причем я бы не сказала, что в городе какая-то особая парилка даже в дождливый сезон: там просто тепло и свежо, как у нас после хорошей грозы. Субъективно влажность не давит. А вот техника такого обращения с собой может и не простить.
3) И даже в дождь в уникальном городе-государстве есть, чем себя занять. За одну ночь и половину дня, большую часть которого я старалась опередить стену воды, я успела посмотреть достаточно много: по крайней мере, составить первое впечатление о городе.
4) Эта короткая поездка только разогрела аппетит. В Сингапур стоит приехать еще раз. И еще много раз. Всем, летящим в далекую Азию, можно смело рассматривать Сингапур в качестве транзитного пункта с обязательным выходом в город. Только, по возможности, планировать больше дней, чтобы посмотреть всё самое примечательное.
А я с городом прощаться не хочу: еще увидимся.
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования