Отзыв: Фильм "Я, робот" (2004) - Почти идеально
О природе роботов, об их схожести и различиях с людьми, о взаимодействии человека и машины можно разговаривать долго. Как ни крути, искусственный интеллект - это повестка завтрашнего дня, об этом нужно говорить/снимать кино/писать книги. На полке с фильмами очень много заметных представителей данной тематики, но наиболее увлекательным лично для меня экземпляром (за исключением общепризнанных фаворитов по типу "Терминатора" и т. д.) долгое время являлся "Я, робот" с Уиллом Смитом.
Какой-то там год, будущее. Роботы прочно влились в общество в роли прислуги, помощников, домработников и т. д. Благодаря "Трем законам" ни один робот не может совершить преступление, что в сознании людей является уже аксиомой. Детектив Спуннер, у которого с "жестянками" особые отношения, вовлечен в дело об убийстве, где главным подозреваемым является... робот. Самое интересное, что он называет себя Санни и, кажется, может испытывать эмоции...
Раньше "Я, робот" казался тем самым "фильмом без недостатков", который можно пересматривать бесконечно, этаким "идеальным развлекательным кино". Но при очередном просмотре после долгого перерыва выяснилось, что все не так уж и хорошо.
Детектив Спуннер в исполнении Уилла Смита - центральный персонаж сей пьесы. Опустим тот момент, что старина Уилл в очередной раз играет badass-копа - он в этом амплуа смотрится органично, это его образ, отыгрывает Уилл шикарно, поэтому претензий нет. Сам герой вот несколько угловатым получился. Детектив Спуннер определенно обаятельный персонаж с историей и мотивацией, серьезным развитием, вот только из него сделали эдакого "профессионального ненавистника роботов". Слишком выпячивали на протяжении хронометража эту его неприязнь, слишком активно он ее проявлял буквально везде и всегда. На тридцатой минуте уже хотелось сказать "да-да, мы поняли, что Спуннер терпеть не может роботов, покажите пожалуйста что-нибудь другое, спасибо".
Вторым по важности персонажем является тот самый необычный робот Санни. Сыгранный Аланом Тьюдиком, который подарил герою мимику, жестикуляцию и голос, Санни получился одним из самых запоминающихся роботов в кинематографе (лично для меня). Склонный к философским вопросам, безмерно человечный, одновременно эмоциональный и спокойный. Его развитие немного смазали в одной из финальных сцен, когда Санни был готов выполнить миссию, пожертвовав жизнью человека. По всем канонам он должен был, не задумываясь, кинуться на помощь. Но ладно, это издержки сценария...
Доктор Кальвин ничего интересного из себя не представляет. Актриса Бриджет Мойнахен сыграла неплохо, но ее героиня нужна была лишь для взаимодействия со Спуннером и Санни. У нее и арки-то собственной никакой нет, хотя намеки на таковую давались. Также среди актеров, исполняющих второстепенные роли, засветились Джеймс Кроуэл и Брюс Гринвуд. А еще не сошедший с ума, совсем молодой Шайа ЛаБаф.
Так вот, о сценарии.
Он показался мне во многом... топорным. Да, сценарий динамичен, он увлекает, есть достойные посылы и смыслы, сама детективная история получилась на "ура" - это бесспорно. Но все же получилось неидеально. Знаете, один из основных принципов драматургии звучит как "не рассказывай, а показывай". Такое ощущение у меня сложилось, что сценаристы и режиссер Алекс Пройас несколько подзабыли о слове "показывай".
Во-первых, это несколько грубое представление персонажей. Это относится и к вышеупомянутой чересчур "показушной" ненависти Спуннера, и к кульминации с Санни и спасением доктора Калвин... Было ощущение, что ребята не знали, как показать задуманные события более тонко, поэтому Спуннер чуть ли не точь-в-точь повторяет "Спаси девушку". Должно быть в бровь, а попадают в глаз...
Во-вторых, это в чем-то забавные сценарные моменты. Зачем в повествование вплетен персонаж Шайя ЛаБаффа? Чтобы от его лица показать жителей города, что пригодилось в последнем акте. Но сводить одного именного персонажа, не являющего лидером по сути или статусу, к множеству людей - это, конечно, распространенный прием, но для меня является дурным тоном. При условии, что у такого персонажа других функций нет вовсе. Или знаете клише, когда герой не понимает, что ему делать дальше и тут, внезапно, в случайной беседе на совершенно отвлеченную тему (как правило такое происходит где-то в баре) он находит подсказку для дальнейших действий? Вот тут таких моментов целых два.
Все вышеперечисленное не является косяком - скорее это "не обструганные углы". Просто таких "углов" на единицу хронометража лично для меня было много. Либо они были слишком заметны на фоне достоинств картины.
Прекрасная музыка украшает фильм. Главная тема очень атмосферна и запоминается (та, которая звучит во время монолога Спуннера). Вот картинка, спецэффекты несколько подкачали. Точнее на момент выхода "Я, робот" они смотрелись очень и очень достойно, но сейчас это "мыльновато". Зато отлично с точки зрения стиля смотрятся футуристичные элементы, например вид города или автомобили.
Хотелось бы отметить и интересный юмор картины. Это не уровень "катаюсь по полу", а уровень "все улыбнутся" - что-то доброе и развлекательное в чистейшем виде. Реприза про "сладкий", "кажется был четверг", "мне снова позвонить твоей бабушке, Спун?"... Сцена с чаем и диалог про "имитацию жизни" вовсе разлетелись на мемы. А привычку Спуннера прикидываться спящим во время занудства или его коронное "у меня аллергия на чушь" можно использовать в повседневной жизни.
Итог
"Я, робот" - достойный фильм. Это увлекательное, интересное кино с хорошей игрой актеров и приятными персонажами. Его не стыдно и пересмотреть, с чем я, возможно, и увлекся, так как именно после n-ого просмотра для меня стали очевидны "шероховатости" сценария и героев. С другой стороны даже после n-ого просмотра я так и не нашел серьезных минусов.
Рекомендую к ознакомлению.
P.S. Как я люблю истории о голливудских долгостроях. Сиквел "Я, робот" анонсировали ооооочень давно, вскоре после проката, если не ошибаюсь. Но о фильме уже много лет не было вестей, хотя официально от него не отказались. Мне было бы любопытно посмотреть продолжение. Арка Спуннера полностью завершилась в первой части, но вот у Санни впереди может быть интересное будущее.
- Достоинства
Уилл Смит, неплохой сценарий, посыл, детективная история
- Недостатки
Некоторые элементы получились "топорными"
Оценка пользователя:
Рекомендует
Расскажите об отзыве друзьям
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования