Строгановский дворец (Россия, Санкт-Петербург)

Среднее 4.60 (голосов 35)

1
1
2
1
3
2
4
3
5
28
Всего отзывов: 35

Категория: Музеи и выставки

Читать все отзывы

Отзыв: Строгановский дворец (Россия, Санкт-Петербург) - Прекрасное рядом

Время использования: 2019

Стоимость: 300 р.

Год посещения: 2019

Страна: Россия

Регион (край, область, штат): Санкт-Петербург

Город или поселок: Санкт-Петербург

Улица: невский проспект

Дорогие друзья, уважаемые читатели Отзовика, здравствуйте. Сегодня мой отзыв будет посвящен парадным залам Строгановского дворца.

Сам Строгановский дворец - архитектурное чудо. Здание очень красивое, с богатой историей, можно часами рассматривать лепнину, восхищаться чугунным кружевом ворот и решеток балконов, познакомится с гербом... Фасады здания прекрасны. Привлекают к себе внимание и вызывают восхищение.

Как же всё таки здорово, что у жителей Санкт-Петербурга и гостей города, появилась возможность любоваться не только его фасадами, но побывать внутри.

Дворец очень интересный и посетить его я бы всем советовала. Среди экскурсионных объектов он не так популярен, как другие более известные его собратья - петербургские дворцы, но по уникальности он ни в коем разе не уступает им .

Низкий поклон реставратором. Проделана тщательная, титаническая работа, благодаря которой многие интерьеры воссозданы таким образом, что посетители получают наглядное представление о том, как выглядел дворец в былые блистательные времена, во времена своего сказочно богатого хозяина.

Для осмотра открыто довольно много парадных залов, среди которых есть настоящие бриллианты, такие как : подлинный растрелливский зал Большой зал, потрясающая Арабесковая гостиная, необычный Минералогический кабинет.

Приглашаю вас на экскурсию во дворец.

Думаю, что вы согласитесь со мной, что интерьеры залов впечатляют.

Но сразу хочу отметить, что во дворце представлено именно подлинных вещей из коллекции Строгановых. Немало уникальных экспонатов сохранились в разнообразных музеях и фондах, хотя мало вероятно, что картины и скульптуры из Эрмитажа сюда возвратят. Ну хоть, что нибудь вернули из других фондов под крышу дома своего, и то было бы прекрасно.

И так поднимаемся по парадной лестнице. Парадные лестницы всегда являлись важной частью торжественного пути гостей дворца и им уделяли особое внимание при оформлении внутреннего убранства дворцов.

В этом дворце лестницу оформлял знаменитый архитектор Воронихин. Он заменил первоначально пышную растреллевскую лестницу, отделанную с использованием мрамора, золота, живописи и создал в более строгом классическом стиле. Посчитав, что строгая и монументальная лестница должна была создать образ дворца, построенного на руинах античного храма.

Лично я предпочтение отдала бы старому барочному стилю, но вероятно, веяние моды вызвало желание к таким переменам .

На промежуточной и верхней площадке лестницы можно увидеть бронзовые торшеры, они были спроектированы специально для Парадной лестницы Строгановского дворца в 1995 году архитектором Э. М. Петровым на основании музейных образцов.

Поднимаемся на второй этаж и попадаем в Новую переднюю. Здесь внимание привлекает лепнина стен с росписью падуги в стиле " второго рококо", две угловые печи, украшенные лепкой и зеркалами и бронзовая скульптурная группа " Миневра и Гений художеств".

Из Новой передней можно пройти на выбор налево или направо.

Я выбрала налево и попала в интерьер, который является жемчужиной дворца.

Большой танцевальный зал площадью 128 квадратных метров. До наших дней дошел только один интерьер Растрелли, хотя первоначально по проекту в Строгановском дворце было оформлено полсотни парадных растрелливских залов.


Большой танцевальный зал -единственный, сохранивший свою первоначальную отделку, в том числе скульптурное убранство и живописный плафон работы Джузеппе Валериани.

Ценность он представляет особую, это ЕДИНСТВЕННЫЙ в Санкт-Петербурге не воссозданный, а подлинный, парадный первозданный интерьер Растрелли.

Облик зала впечатляет. Стены декорированы пышной лепкой, огромные окна имеют также декоративные обрамления. Атланты и Кариатиды, словно вырастают из лепных барочных орнаментов.

Особое восхищение вызывает живописный плафон, занимающий всю поверхность
потолка Большого зала. Выполнен он был в 1753 году в петербургской мастерской итальянского художника Джузеппе Валериани. Затем доставлен во дворец и смонтирован на потолке.

Грандиозное полотно имеет площадь 125 квадратных метров. Это полотно - единственная сохранившаяся работа Валериани. Остальные плафоны его кисти погибли во время Великой Отечественной воны 1941-1945 г. г.

Живопись плафона трактуют как проповедь созидательной добродетели, мудрости, любви к искусствам. Центральную роль в композиции отдана богине Миневре, ставшей символом российского просвещения.



Далее пройдем в просторную Греческую комнату.

Минимум убранства, объясняется тем, что до конца 90-ых годов прошлого столетия никто из исследователей не имел даже малейшего представления об интерьере этой комнаты. Её название было обнаружен в 1997 году на обороте одной из крошечных акварелей Русского музея. Процесс реставрации был поэтому очень затруднён.

В Греческой комнате установлены гипсовые бюсты архитектора Андрея Никифоровича Воронихина и его супруги, Воронихиной Марии Фёдоровны (урожденной Мэри Лонд) Воронихин женился на своей помощнице англичанке Мэри Лонд - гувернантке детей Павла Строганова. Мэри была ещё в добавок ко всему прекрасной художницей.


Украшением интерьера служит мраморный камин. Центральную часть камина украшают целующие путти, еще два маленьких амурчика сидят по бокам, поддерживая мраморные гирлянды.



Через Греческую гостиную проходим в нарядную и светлую Большую гостиную.
Она была восстановлена по фотографиям из семейного альбома Строгановых.

Интерьер Большой гостиной решён в духе эклектики второй половины девятнадцатого века.

От прежней отделки сохранилась только люстра, камин и двери красного дерева. В процессе реставрации по фотографиям был заново набран художественный паркет, воссозданы резные рамы для зеркал и шёлка, карнизы.


Дверь из красного дерева с позолоченной львиной маской.

Камин в Большой гостиной является одним из самых эффектных во всем дворце, его украшают две мраморные вазы и драгоценные плакетки английской фирмы.

Главным элементом декора Большой гостиной был лионский шёлк с букетами цветов на белом фоне, обрамлённый позолоченными рамами. Шёлк использовали как на стенах, так и при обивке мебели и драпировке окон.

В центре Большой гостиной установлена скульптура "Преданность" ( скульптор Джозуэ Мели, 1854 ) Собака самоотверженно давит лапой змею, чтоб она не укусила спящего ребёнка.

С Большой гостиной соседствует Малая гостиная, принадлежавшая графу Павлу Строганову.

Стены помещения облицованы искусственном мрамором. В простенках между окнами и над камином расположены напротив друг друга зеркала, что иллюзорно расширяет пространство.

Интересным украшением комнаты является десять многофигурных барельефов, расположенных в полуциркульных люнетах падуги. На фотографии представлен один из десяти барельефов.

Продолжаем нашу экскурсию.

Большой кабинет графини С. В. Строгановой, или библиотека Строгановского дворца. Одно из интересных помещений, сохранившихся до наших дней. Интерьер сохранил первоначальный замысел создавшего его в 1804-1805 годах архитектора А. Воронихина, который задумал его как античный храм. Эта комната когда то принадлежала графу П. Строганову, а затем его вдове Софье.

За колоннами стоит гранитная ваза с позолоченной бронзовой отделкой. Ваза была подарена графу А. С. Строганову в память строительства Казанского собора Комиссией по строительству храма.



Большой кабинет. В настоящее время экспозиция зала посвящена Отечественной войне 1812 года. На этой войне Софья Владимировна Строганова потеряла сразу двух родных мужа - графа Павла Александровича, и сына Александра.

Далее проследуем в уютный зал с дубовым камином. Название зала условное, так как подлинное не установлено. Зал посвящен исключительно охоте и лошадям.

Граф С. А. Строганов был большим любителем псовой охоты. А так же являлся владельцем нескольких конных заводов.

Экспозиция зала посвящена анималистике в русском искусстве второй половины девятнадцатого века. Представлены скульптуры на тему охоты и картины с изображением животных, в большинстве своем лошадей и собак.

На фотографии выше две картины : "Серая лошадь " - художницы И. Е. Краснушкиной и
и "Вороная лошадь" - художника В. Вионградова.

А вот этот Угловой зал или Парадная столовая, настоящий зал - загадка, который полностью сбивает с толку. Он кажется громадным, а на самом деле небольшой по размеру.

Сразу и не догадаешься, что по ту сторону колонн -зазеркалье. Люстры и колонны - всего лишь половинчатые.

Один из впечатляющих интерьеров Строгановского дворца -Арабесковая гостиная. Здесь можно задержать на несколько часов, рассматривая живописные копии фресок Рафаэля и его учеников в лоджиях Ватиканского дворца.



Зал украшают так же две мраморные скульптуры сидящих философов в античных тогах.


Полюбовались фресками Рафаэля, камином, мраморными скульптурами и уникальным паркетом и переходим в следующий зал, двухъярусный Минеральный ( Минералогический ) кабинет.

Кабинет, выполненный А. Воронихиным в 1791-1792 годах считается одним из шедевров
русской архитектуры восемнадцатого века. Первый ярус помещения предназначен для размещения богатейшей библиотеки графа А. Строганова, а на верхних ярусах экспонировалась его знаменитая коллекция минералов. Потолок кабинета украшал живописный плафон, а пол - паркет из ценных пород дерева.


Воронихин спроектировал не просто научный кабинет, а настоящий храм. Купол
в зале кажется необозримо высоким из-за мастерской иллюзорности росписи.

Аллегории стихий представлены в виде сидящих женских фигур.

Барельеф( представленный на фотографии выше) изображает женщину в античном одеянии, она держит в руке чашу с огнем. Представляет " аллегорию огня". Так же можно увидеть, барельефы и трёх других стихий.

Переходим в знаменитую Картинную галерею Строгановых.

Александр Бенуа называл Картинную галерею "душой " Строгановского дворца. Раньше здесь находилась знаменитая коллекция живописи А. С. Строганова, здесь же проходили занятия воспитанников Академии художеств. Галерея стала своеобразным музеем живописи и была открыта для всех любителей искусства.



Хочу обратить ваше внимание на интересные каминные экраны. Нна вставленных в экраны живописных полотнах изображены любимые собаки графов Строгановых, спаниель Мутон и белый пудель Мустафа. Такие каминные экраны были созданы в 1805 году по приказу Александра Сергеевича Строганова и украшают в настоящее время, как и в былые времена Картинную галерею. Картины для экранов выполнил Карл-Фридрих Кнаппе. Тем самым увековечив домашних любимцев.



Давайте полюбуемся картинами западноевропейских художников, представленных в галереи. Каждая из них заслуживает отдельного внимания.




Нас приветствует хозяин дворца - А. С. Строганова. Он смотрит на гостей с портрета кисти А. Г. Варнека, на котором граф изображен в костюме кавалера ордена святого Андрея первозванного, с развернутым планом Академии художеств, Казанским собором в окне и скульптурой Юпитера-Аммона.

Дворец был открыт для дипломатических приемов, для художественных, литературных и музыкальных собраний. У Строганова бывали и самые знаменитые люди того времени: писатели, композиторы, художники. Хозяину дома посвящали свои произведения Гавриил Державин и Дмитрий Бортнянский.

И сейчас дворец распахнул свои двери и каждый желающий может посетить его.

Вот мы и совершили небольшую прогулку по парадным залам Строгановского дворца.
  • Достоинства
  • реставрация, экспозиция, анфилада парадных залов
  • Недостатки
  • не обнаружила
Качество
Удобство
Расположение
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям