Музей кружева (Россия, Вологда)

Среднее 4.89 (голосов 19)

1
0
2
0
3
0
4
2
5
17
Всего отзывов: 19

Категория: Музеи и выставки

Читать все отзывы

Отзыв: Музей кружева (Россия, Вологда) - Сказочная красота вологодского кружева

Время использования: 2015

Год посещения: 2015

Страна: Россия

Регион (край, область, штат): Вологодская область

Район: городской округ Вологда

Город или поселок: Вологда

Совершая поездку в составе туристической группы по интересным местам Вологодской области и помня, что помимо вологодского масла, город знаменит кружевами, которые плетут с помощью коклюшек, я, конечно, хотела попасть в единственный в стране Музей Кружева.
Экскурсия в этот музей не входила в программу нашего пребывания в Вологде, но, как всегда при знакомстве с городом, нам давали свободное время, которое каждый турист использовал по своему усмотрению. Я погуляла около Кремля, осмотрела памятники, расположенные рядом с ним, зашла в Храм Святого Благоверного князя Александра Невского и Софийский собор, и отправилась в музей, благо дело, он находится рядом с перечисленными достопримечательностями, в небольшом двухэтажном здании.

Времени в моем распоряжении было немного, поэтому нужно было проявить определенную сноровку, чтобы осмотреть довольно большую экспозицию кружевных изделий разного назначения, изготовленных в разное время и демонстрирующих богатство сюжетов и составляющих их элементов. Элементы, которые входят в состав многих больших работ перекликаются с типичными для русской вышивки образами - символами. Это условные фигурки людей, птиц, животных, цветов, солнышка и т. п.
Вот некоторые из таких образов - символов.
Женская фигурка, которая представлена как отдельный самостоятельный элемент,

и русская красавица в сарафане и кокошнике, включенная в более сложную композицию.

Вот птицы ( Жар-птицы или райские ?), в виде самостоятельных изделий. Обратите внимание, при внешнем сходстве все птички разные не только по цвету, но и по повороту головки, количеству крылышек и их внутреннему наполнению. Особенно богато смотрится птичка из темных ниток под номером 150.

А здесь птицы включены в сложный растительно - цветочный орнамент. Интересно, что птичьи крылышки, хвостики и хохолки на головках трансформированы в цветы. Приглядитесь внимательно: у каждой из трех птиц при сходстве силуэтов есть свои неповторимые детали, как- будто мастерица ( или художник, который создал эскиз кружева) демонстрирует нам неистощимость своей фантазии. Такое вариативное использование элемента - мотива (в данном случае, птицы) перекликается с варьированием музыкальных фраз в народных песнях: зерно одно, а каждый раз оно распето чуть иначе.

Мне очень понравилась работа под названием "Материнская нежность", в которой большая красивая птица, раскрыв крылья и хвост (которые подробно, богато проработаны в кружеве), летит к сидящим в гнезде птенцам и несет им корм. Очень гармонично этот сюжет вписан в овал, обрамленный своеобразной кружевной рамкой. Вспоминаются фантастические узоры, которыми покрываются оконные стекла в морозные дни.

Одни изделия образованы из ОДИНАКОВЫХ простых элементов ( здесь - это козлики), украшенных нарядной обвязкой. Коза ( козел) символ плодородия:" Где коза рогом, там жито стогом, "- так пели в рождественских колядках.

В других работах РАЗНЫЕ мотивы входят в состав большого полотна: скатерти или покрывала, напоминая отдельные клейма ( эпизоды из жития святого) на иконах вокруг ее главного персонажа.
На двух фото ниже приведены 3 элемента, которые входят в состав большого полотна - покрывала:
это нарядный петух, с роскошным, как у павлина, хвостом,

это козлик рогатый, который по садику бродит ( слова из детской народной песни),
и это конь ( Сивка - Бурка), скачущий по полю в лучах солнца. А середина этого полотна густо заполнена цветами. Эта работа воспринимается как поэтическое отражение той повседневной жизни и красоты, которая окружает деревенского жителя и любима им.

Еще одно полотно, в котором через по -детски простые и понятные мотивы - символы высказано представление о благополучии и счастье. Здесь и солнце, и цветы, похожие на подсолнухи, и роскошные петухи, и девицы-красавицы в избах -теремах, и парень, играющий на гармошке, и колесо - символ жизненного круговорота.

В кружевные изделия попал и предмет русского быта XIX века, символ национального радушия и гостеприимства - самовар. А рядом с ним еще одна русская красавица - хозяйка дома, хранительница семейного очага. Кружевница подчеркнула ее нарядный облик, украсив голову кокошником и сережками, а юбку - густым узором из цветов, и в руках у хозяйки - цветок!

Я обратила внимание на интересное панно, которое отразило приверженность русского человека православной вере. В его центре - собор с тремя куполами, по краям высокие колокольни и надвратная церковь, а в правом нижнем углу, как мне кажется, изображение Богородицы. Если внимательно присмотреться, то видны какие-то тоненькие линии - лучики, исходящие из ее рук. Не подразумевает ли это изображение икону "Умягчение злых сердец", на которой в руках Богородицы сходятся семь стрел.

Вот такая маленькая иконка "Умягчение злых сердец" стоит у меня дома.

Кто-то может возразить, что я излишне фантазирую. Но на этом панно женская фигурка изображена не в полный рост, а только до пояса, в отличие от других работ. Я не сфотографировала год создания этого кружева, но если это было в годы гонений на церковь, то, думаю, для верующего человека было достаточно этого небольшого намека, чтобы узнать почитаемый образ. Если я права, то присутствие намека на икону "Умягчение злых сердец" придает всей работе особенное звучание. Это не просто изображение церковных храмов, которые посещает верующий, это напоминание, что главный смысл христианского учения - любовь к ближнему.
Есть в музейной коллекции и работы, отразившие советское время: Герб СССР,

башни Московского Кремля.

Не остались в стороне и сюжеты, связанные с русской сказкой. Салфетка
"Аленький цветочек".

Занавес "Сказка о Царе Салтане". В центре - "поверх зыбучих вод Лебедь белая плывет", над ней прекрасный город царевича Гвидона, а рамка, обрамляющая эту композицию, включает в себя и кораблик, что плывет на раздутых парусах, и затейницу - белку, и елочку. Наверное, такой занавес можно было бы использовать в спектакле. Но в данном случае - это самостоятельное произведение кружевного искусства, которое производит огромное впечатление мастерством исполнения, стройностью композиции, искусным сочетанием традиционных кружевных узоров и элементов, продиктованных сказочным сюжетом.

Встретила я среди экспонатов и покрывало, такое же, как хранится у меня дома. Мне оно досталось от мамы вместе с накидками на подушки с аналогичным рисунком. Эти вещи мне очень нравятся, но современная обстановка не предполагает их использование в интерьере, теперь такое убранство не в моде. Все время думаю, где бы в Петербурге найти музей, которому бы эти вещи пригодились: такая красота и лежит в чемодане.

Наверное, кружевной рисунок покрывала не самый редкий и сложный в сравнении с теми, о которых я уже рассказала, но все равно, смотрится оно богато и нарядно. В нем интересно сочетание разных геометрических фигур ( круг вписан в прямоугольник), контуры которых подчеркнуты узорами, напоминающими мережку. Разнообразят и украшают эти геометрические фигуры фантазийные цветы и листья.

Края покрывала оформлены вот такими фестонами в виде лепестков.
Рядом с этим покрывалом демонстрируется эффектная скатерть с густым затейливым извилистым узором. Видя такую скатерть, сразу вспоминаешь театральную сцену и какой-нибудь спектакль ( по Чехову или Островскому), герои которого живут в XIX веке.

В сопроводительной надписи указано : Скатерть (выплетена по старым сколкам начала XX века). Нити х/б, кружево. Сцепная техника. 159 х 144.
Технику вязания, традиционную для вологодского кружева используют и для
создания элегантной женской одежды: кружевных воротничков, накидок, пелерин, жакетов. СтОят такие вещи в магазине очень дорого и они, не выходят из моды, в отличие от предметов интерьера ( покрывал, накидок на подушки, салфеток, скатертей). Вот такой изысканный жакет с нежнейшим рисунком привлек мое внимание. Женщина в такой одежде кажется легкой, воздушной, изящной, невольно вспоминаются строчки А. С. Пушкина - " гений чисто красоты".

Меня впечатлили многие работы, я восхищена мастерством кружевниц и фантазией художников, придумывающих сюжеты для разнообразных изделий, и я понимаю, что это уникальное рукоделие рождено и питается исконно русским национальным самосознанием. Отдельные элементы кружева - это своеобразная энциклопедия, которая в зримых образах обобщает многовековой нравственный и эстетический опыт народа. И материал для этого ремесла - лен -родной, растет на нашей земле, и цвет отбеленного льна напоминает о русской белоснежной зиме, и извилистые узоры крУжева подобны речушкам и тропинкам, вьющимся по русской равнине. Не хочется, чтобы богатые традиции этого уникального народного промысла были утрачены.
Власти Вологды стараются поддерживать интерес к этому виду деятельности. Они проводят смотры - фестивали кружевниц. Раз в три года проходит Международный фестиваль кружева " Vita Lace". В рамках такого фестиваля 24 июня 2011 г. прошла акция "Самого массового кружевоплетения ". В ней одновременно приняли участие 570 (!) кружевниц. Акция проходила на Соборной площади Кремля. Этот факт, уникальный по массовости, был занесен в Книгу Рекордов России. Все эти сведения тоже представлены в Музее Кружева. Следующий Международный фестиваль "Vita Lace" состоится в 2020 году.
  • Достоинства
  • Необыкновенная рукотворная красота с русским национальным колоритом
  • Недостатки
  • Недостаток времени для более основательного знакомства
Качество
Удобство
Расположение
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям