Академическая Филармония имени Д.Д. Шостаковича (Россия, Санкт-Петербург)

Среднее 4.54 (голосов 13)

1
1
2
0
3
0
4
2
5
10
Всего отзывов: 13

Категория: Разное

Читать все отзывы

Отзыв: Академическая Филармония имени Д.Д. Шостаковича (Россия, Санкт-Петербург) - Прекрасный зал, где можно услышать не менее прекрасную музыку.

Стоимость: 900 р.

Год посещения: 2019

Страна: Россия

Регион (край, область, штат): Санкт-Петербург

Город или поселок: Санкт-Петербург

Здравствуйте! Сегодня мне хотелось бы рассказать о нашей, Санкт-Петербургской Филармонии, которую довелось посетить после довольно таки длительного перерыва, относительно недавно, в праздничные дни в начале ноября. Не так часто как хотелось бы, но посещаем время от времени концерты классической музыки, но в последние годы обычно это бывало на других площадках.
В той же Капелле, о которой я рассказывал в своё время, в католических храмах, в которых проводятся концерты органной музыки, в частности, в Петрикирхе на Невском проспекте, в костёле Успения Девы Марии, рядом с Техноложкой. Даже в музее-усадьбе Державина как то довелось присутствовать как то на концерте старинных музыкальных инструментов. А вот Филармонию все как то обходили вниманием, к великому сожалению.
И вот наконец-то собрались, билеты были куплены ещё где то за месяц, воскресный день, да и плюс ко всему с утра не на работу в связи с самым загадочным из российских праздников, днём какого-то там единства. Но ладно, выходной лишний никогда, как говорится, не помешает.
Последний же раз бывал в Филармонии чуть ли не в детские годы, когда меня водили. Так что это был первый, осознанный, так сказать, визит. Я даже подзабыл точно где главный вход, мне почему то показалось, что с улицы Бродского, или как она сейчас называется, вроде Михайловская. Сколько раз ходил мимо, у меня почему то ассоциировался главный вход именно с этой частью здания бывшего Дворянского собрания, в которой и работает ныне Большой зал Филармонии.

Именно здесь расположены кассы, висят афиши, извещающие о спектаклях, кроме того, один из входов выходит как раз на улицу Бродского (ну не могу эту улицу по иному называть)), но через него осуществляется проход, как я понял, на места, расположенные на балконе, или точнее, в так называемых хорах.
В результате этой путаницы, чуть не произошла ситуация, подобная описанной в одной из песен Леонида Утесова)). Моя мама, составившая нам компанию в посещении Филармонии ждала нас у главного входа, выходящего на площадь Искусств, а мы у бокового, на Бродского. Хорошо что в таких случаях выручает гениальное (хотя иногда очень назойливое) изобретение человечества, как сотовый телефон))!

Собственно основные помещения Филармонии расположены на втором, парадном этаже. На первом же этаже здания бывшего Дворянского собрания помимо касс, расположены пару заведений общепита. На Бродского выходит кафе "Shocolatte", а на площадь Искусств ресторан названный в соответствии с бывшим предназначением этого красивейшего здания, "Дворянское собрание".

Само же здание не может не восхищать! Выстроено оно было по проекту Карла Росси, впрочем об этом можно было догадаться и просто взглянув на фасад. Почерк мастера чувствуется, что называется, безошибочно. Правда воплощал его замысел в жизнь его верный помощник, Поль (или Павел, как его называли у нас) Жако. Кстати, один из немногих его самостоятельных проектов, это дом Энгельгардта на Невском, неподалёку отсюда, в котором расположен ныне Малый зал Филармонии.
Вот же как выглядит парадный фасад здания, выходящий на площадь Искусств. В правой части виден вход в ресторан "Дворянское собрание", в котором, к слову сказать, идут прямые трансляции всех концертов, проходящих в Большом зале Филармонии и даже репетиций. А вот левее расположен главный вход в Большой зал.

Соседство у Филармонии более чем замечательное, не зря площадь, на которую выходит она называется уже на протяжении восьми десятилетий площадью Искусств. Это и Русский музей, Этнографический с изумительным Мраморным залом, в котором периодически проходят великолепные выставки, Михайловский театр, который мы периодически посещаем слушая отличные, как правило, оперные постановки, театр Музыкальной комедии, арт-кафе "Подвал Бродячей собаки", да долго можно перечислять.
И в числе прочего, далеко не последнюю строчку можно отвести Большому залу Филармонии.

Посещали же мы концерт, на котором исполнялись два цикла музыкальных произведений с одинаковым названием - "Времена года" авторства двух композиторов, живших в совершенно разные времена и в разных странах.
Кого то в данном концерте более привлекло имя Антонио Вивальди, а вот меня более имя Астора Пьяццоллы, гениального, на мой взгляд, аргентинского композитора, превратившего танго, музыкальный символ Аргентины, в глубокую и серьёзную, но в то же время завораживающую музыку.

Более подробно о концерте я расскажу чуть ниже, а пока же посмотрим на интерьеры Филармонии. Сразу при входе зрители попадают в холл на первом этаже. Эти фотографии сделаны уже во время антракта, так что не удивляйтесь что народ без верхней одежды.

Также в этом холле находится магазин с соответствующей профилю учреждения ассортиментом, книгами о классической музыке, компакт-дисками и так далее.

Этот холл единственное на первом этаже помещение. Дальше все посетители проходят на Парадную лестницу. Вот эта устланная ковровой дорожкой лестница наверху которой расположена зона контроля.

Гардеробы же расположены посреди этой лестницы, на промежуточном, назовём это так, этаже. Единственное тут замечание, что данные помещения очень уж маловаты, и после завершения концерта было тесновато, и это ещё мягко сказано.

А вот мы уже и на втором этаже здания бывшего Дворянского собрания.

С обоих сторон от бвллюстрады над Парадной лестницей мы видим фотографии музыкантов Симфонического оркестра Филармонии, настоящей визитной карточке данного музыкального учреждения.

Есть на галерее, опоясывающей лестницу, и памятник Иоганну Себастьяну Баху, правда несколько манерный, на мой взгляд. Не очень то он приглянулся.

Пройдемся же залам, которые ныне перед началом концерта и во время антрактов заполняет публика. Самый большой зал фойе расположен рядом с лестницей и выходит окнами как раз на площадь Искусств.

По стенам тут развешаны портреты великих композиторов и музыкантов.

Своеобразная мемориальная доска, на которой приведены фамилии великих композиторов, выступавших в зале, в который мы вскоре войдем. Большинство из них выступали ещё не в Филармонии, а в зале Дворянского собрания.

Кстати, через два года будет ровно сто лет как Филармония обосновалась в этих стенах. Собираться то в этом здании стало уже некому и его отдали этому музыкальному учреждению. Вот с этим решением Советской власти вряд ли могут поспорить даже самые ярые её противники.
Кроме пищи духовной, в помещениях фойе предлагается также пища вполне земная, в нескольких буфетах. Кстати, цены, как мне показалось, вполне приемлемые по меркам подобных мест в городе. Обычно крайне редко заходим в буфеты, а тут захотелось кофейку. Вот кофе, стоимостью в 100 рублей, если честно, тут не фонтан. Да, и принимают в буфетах исключительно наличку, как я понял. И отметил бы, что особо больших очередей в буфеты не заметил, видимо несколько иная публика здесь собирается, нежели, чем в некоторых театрах и прочих культурных учреждениях.

В ещё одном, угловом помещении, открыта выставка, посвященная 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое отмечалось в начале года.

Самый памятный и важный тут экспонат, это вот такая афиша первого исполнения легендарной, иначе и не скажешь, Седьмой Ленинградской симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, состоявшегося в блокадном городе.

Меня больше всего, если честно, удивила надпись в самом низу афиши, по поводу продажи билетов. Просто как то в голове одно с другим не бьётся, что называется. Этот легендарный концерт и то, что на него в блокадном городе в обычной кассе билеты продавали. Казалось почему то, что на этот, самый известный и памятный из концертов, которые когда либо проводились в нашем городе, которому художественные и документальные фильмы посвящены, не могли вот просто так, заурядно, билеты в обычной кассе продавать.
А вот и памятник великому композитору, в честь которого, кстати, и названа филармония, Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу.

Ещё одно весьма просторное помещение фойе. Кстати отметил бы, что несмотря на полный аншлаг в зале, тут было довольно таки просторно.

Здесь работает выставка, посвящённая 180-летию Большого зала Филармонии, которое отмечается как раз в этом году.

Тут представлены многочисленные афиши с концертов, состоявшихся в этом легендарном зале. Сколько великих музыкантов он перевидал на своём немалом веку!


А вот уже и вход в Большой зал филармонии. При входе можно приобрести программки идущего в данный вечер концерта.

Отметил бы качество и содержание программок. Стоимость их чуть выше средней по городу для подобных мест, 100 рублей, но цена абсолютно соответствует качеству, на мой взгляд.

Помимо информации о том, что прозвучит на данном концерте и о музыкантах, тут же можно ознакомиться с биографией композиторов, с историей создания произведений, что прозвучали в течение вечера. В условном рейтинге качества подобных печатных материалов из наших театров и концертных залов, данная программка заняла второе место после соседнего Михайловского театра. Хотя, конечно, сложно судить по одному разу, но надеюсь это не исключение из правил.

Билеты у нас были куплены в так называемые ложи, куда проходим вот по такой широкой галерее сбоку от основного пространства зала. Справа мы видим ещё места для зрителей, но туда, судя по схеме зала, приведенной на сайте Филармонии, даже билеты не продаются, этих мест попросту там нет. Видимо сюда по контрамаркам проходят. Но даже эти места все были заняты в этот вечер, как видите.

Зал, оформленный в соответствии со стилем самого здания бывшего Дворянского собрания, опоясанный беломраморными колоннами, прекрасен.

Вот единственное, что вносит определённый диссонанс в облик зала, это такая, вроде бы необходимая вещь для филармонии (тут трудно спорить), как орган. Изначально то он находился не в этом зале, а был изготовлен для... института акушерства и гинекологии (если быть точным, то тогда, в начале прошлого века, он назывался Императорский клинический повивальный институт), расположенного рядом со стрелкой Васильевского острова. В нем в начале прошлого века профессор Дмтрий Отто, в честь которого ныне этот институт и назван, проводил опыты по влиянию звука органа на рожениц. А в 30-е года, когда про эти опыты было уже забыто, этот орган перенесли сюда, в зал с классическим обликом, где он конечно же нужен, но немного, сугубо на мой взгляд, мозолит глаз на фоне интерьера, задуманного Карлом Росси.

Отметил бы и публику, присутствовавшую в Филармонии, поведение было просто идеальным, никаких разговоров, телефонных звонков, просто пялящихся на экраны смартфонов, даже кашляющих не было)).

А какие красивейшие люстры, коих я насчитал восемь штук только над основным пространством этого зала. Причём, они загорались попеременно. Когда зрители занимали свои места, те люстры, что ближе к сцене, были выключены, а когда концерт начался, наоборот, их включили, а более удаленные от сцены погасили.

Мы, повторюсь, купили билеты в одну из боковых лож. Это далеко не тот тип ложи, в которые мы обычно берём билеты в Михайловском театре. Здесь это пространство с местами для зрителей между колоннами в два ряда и по четыре кресла в ширину.

Вот на второй ряд лож я бы не советовал бы брать билеты, а на первом ряду было довольно таки комфортно. Правда, приходилось держать голову чуть в полоборота, но это не доставило сложности.
К тому же эти места расположены на определённом возвышении относительно партера, ряды которого находятся рядом. Понятно, что в подобных местах более важен звук, нежели визуальный, что называется, ряд, но все же хороший обзор сцены ни в коем случае не помешает. А на первом ряду лож все видно, да и слышно, отлично. Так что могу рекомендовать эти места.

Билеты же на эти места нам обошлись по 900 рублей. Куплены они были на официальном сайте Филармонии. Только хотел бы предупредить, есть ещё похожий сайт, с окончанием "com", а не "ru", там тоже предлагаются билеты, уж не знаю насколько они действительны, но стоимость их в 2-3 раза выше, нежели на официальном сайте Филармонии. Так что будьте бдительны!
Ну а теперь чуть поподробнее о самом концерте, который мы посетили. Состоял он из двух отделений, в каждом из которых исполнялось по одноимённому циклу "Времена года". В первом отделении это четыре концерта Антонио Вивальди, а во втором - четыре же (а сколько иначе)) танго Астора Пьяццоллы в аранжировке нашего современника, Леонида Десятникова.

Продолжался концерт порядка двух часов. Тут надо отметить определённый недочёт, который я заметил на сайте Филармонии. Дело в том, что там невозможно узнать хотя бы приблизительную продолжительность того или иного концерта. Я лишь на сайте оркестра узнал о продолжительности данного концерта. А ведь мало ли какие бывают ситуации, кому то надо, скажем в пригороды, и необходимо узнать время завершения мероприятий, чтобы успеть на последнюю электричку или автобус, некоторые концерты днём проводятся, а кому то скажем в ночь на работу, да мало ли ещё причин.
И почему нельзя указывать хотя бы приблизительное время, которое продлится то или иное мероприятие в Филармонии, я не пойму. Приведу тут пример их соседей, Михайловского театра. Когда мы ходили последний раз на оперу Джузеппе Верди "Бал-маскарад", так у них на сайте даже было приведено точное время каждого из трёх действий и продолжительность антрактов, не говоря об общей продолжительности спектакля.
Исполнял же музыку, которая прозвучала в этот вечер в Большом зале Филармонии камерный оркестр "Дивертисмент". Не слышал, к стыду своему, ранее это название, а между тем он довольно таки часто выступает в Филармонии, гастролирует, в том числе и за рубежом. Как узнал на сайте оркестра, а существует и такой, куда я залез для того, чтобы узнать как раз продолжительность данного концерта, в декабре, на протяжении трёх недель у них запланированы гастроли по городам Японии.

Итак, в первом отделении звучала великолепная музыка Антонио Вивальди. Тут стоит заметить, что ранее я несколько поверхностно был знаком с его творчеством. Хотя, когда слушал цикл "Времена года" во время концерта, понимал что большую часть этого произведения так или иначе слушал до это от, но как то фрагментами. А вот целиком прослушанный цикл, да ещё живьём, сильно изменил мнение об музыке этого великого венецианца. Она показалась куда более глубокой и многообразной, нежели мои представления о ней. Раньше, когда я слышал это имя, у меня сразу в голове звучала неплохая, но какая то слащавая и приторная песенка "Под музыку Вивальди". А вот сейчас мне представляется прежде всего этот концерт и замечательное исполнение его музыки оркестром "Дивертисмент".

Камерный же оркестр "Дивертисмент", который выступал в этот вечер, не столь многочисленный, впрочем это подразумевается самим понятием "камерный". Причём цикл Вивальди исполнялся меньшим количеством исполнителем, жена насчитала вроде бы чёртова дюжину музыкантов, а вот Пьяццоллу уже исполнял оркестр в полном составе, где то 18-19 человек (во всяком случае и на фотографии, которую можно было видеть на афише концерта, где то столько же музыкантов). Но, главное, звучание было потрясающим, тем более акустика в этом зале замечательная.

Более же я ждал второе отделение этого концерта, где прозвучал цикл с тем же названием, что и у Вивальди, "Времена года", но авторства "Великого Астора" (Gran Astor), как называли Пьяццоллу на родине, в Аргентине. Если уж быть точным, то этот цикл из четырёх танго носит название "Четыре времени года в Буэнос-Айресе" и был написан в конце 60-х годов минувшего века.
А спустя три десятилетия российский композитор, Леонид Десятников, аранжировал этот цикл для оркестра, включив как раз фрагменты из "Времён года" Вивальди, и вот данный вариант как раз и прозвучал в исполнении оркестра "Дивертисмент". Причём что интересно, здесь было учтено то, что Италия и Аргентина находятся в разных полушариях, то есть, скажем, фрагменты из "Весны" Вивальди были включены в "Осень" Пьяццоллы, и так далее.

Но самое главное тут все же была сама гениальная музыка Пьяццоллы, которую сложно охарактеризовать словами, это надо слушать.

В конце отзыва можно будет посмотреть и послушать фрагмент произведения Пьяццоллы, не удержался и записал, когда оркестр второй раз выходил на бис. Вообще-то во время концерта не приветствуется съёмка, я и фотографии все делал во время выхода музыкантов на поклон, но тут все таки записал фрагмент, тем более многие тоже достали в этот момент свои телефоны и фотоаппараты. Кстати, оба раза на бис исполнялись именно фрагменты из музыки Пьяццоллы. В видео же, "Дивертисмент" исполняет даже не фрагмент из "Времен года", а самое, пожалуй, известное произведение аргентинского маэстро, "Либертанго".
Цветы, как можно видеть на заключительном снимке, публика тоже не пожалела. В данном случае их принимает многолетний руководитель этого замечательного коллектива, Илья Иофф.

В заключении хотелось бы рассказать занятную историю, произошедшую в антракте, когда я вышел перекурить на улицу. В этот момент из Филармонии выходит одетый мужчина, держащий билет. Увидев первого попавшегося одинокого прохожего он подходит к нему, протягивая билет, и начинает говорить о том, что он приезжий, первое отделение посетил, а сейчас мол надо срочно уезжать, "а ты сходи, послушай, там Вивальди, классная музыка...". Вообщем всучив опешившему от такого напора мужику, молчавшему все это время билет, он умчался. А к тому человеку, который остался с билетом подходят его знакомые, видимо, и они начинают говорить между собой... на чистом немецком языке. Тот товарищ, которому дали билет, показал его друзьям, объяснил ситуацию, они посмеялись и пошли дальше. Как говорится, нарочно не придумаешь)).
  • Достоинства
  • Местоположение в самом центре города. Соответствующая месту публика.
  • Недостатки
  • Невозможно узнать на сайте хотя бы о приблизительной продолжительности концертов.
Сюжет
Зрелищность
Игра актеров
Оригинальность
Музыка и звук
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям