Графский замок Gravensteen (Бельгия, Гент)

Среднее 4.40 (голосов 5)

1
0
2
0
3
0
4
3
5
2
Всего отзывов: 5

Категория: Бельгия

Читать все отзывы

Отзыв: Графский замок Gravensteen (Бельгия, Гент) - Средневековая мистика,преследующая нас.

Время использования: один раз

Стоимость: 700 р.

Год посещения: 2018

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.
Турист отставший от экскурсии по старинному замку и уже заплутавший в нем, тщетно пытается найти выход. В нервном отчаянье он радостно бросается к неоткуда появившемуся странно одетому мужчине с горящей свечой в руке."Уважаемый подскажите как выйти из замка?"
"Это не составит труда, идите за мной"-ответил тот."Мрачное место"-замечает турист.
И что бы поддержат разговор, продолжает:-"Наверное здесь есть привидения?
"Ну что вы!"Последовал ответ:-"За восемьсот лет я не встретил ни одного ха, ха, ха..."

ЗАМОК.
(Два часа до странной истории).
Прогноз погоды дело ненадежное, особенно во Фландрии и если накануне я с супругой не планировал посещение графского замка в Генте, а вместо него хотел ехать в веселый
Брюгге, то дождливое небо с нависшими тучами не предвещало ни чего хорошего из "бродилок" по улицам города в котором можно "залечь на дно" на всю оставшуюся жизнь до и после пенсии тоже.
Раздумья, куда податься, что бы не грызла подлая мыслишка о потерянном дне, прервал чей то шепот на ушко:"Иди в замок и будет тебе счастье!"
Люблю ли я замки? О! Это не тот вопрос, я их обожаю!(Упаси боже сказать, что я их страстно люблю, боже что за бред они же не женщины)Однако с возрастом вы начинаете понимать, что обожать можно многое, что приводит твой разум в благостное состояние. Легкий трепет пробежавший по твоей спине, может произвести не только мимолетный
многообещающий взгляд красотки, но и суровый, мрачный силуэт высокой башни
"донжон" скроенной чьим то неистовым разумом и сложенной из серых каменных глыб, добытых тяжким трудом обездоленных, полуголодных людей в ближайшей каменоломне.
Средневековые замки, крепости, древние строения монастырей и полные загадок христианские соборы, часовни заполненные старыми захоронениями, подчас неведомых современникам людей, все это дыхание прошедших времен, которое умело играет нашим умом, зачастую заставляя нас воображать то далекое сложное время словно добрую сказочную мистерию из нашего сна, но было ли это так на самом деле?

Раннее средневековье;одиннадцатый, двенадцатый и вплоть до семнадцатого века в Европе были жуткие времена. Бесконечные феодальные войны с сотнями тысяч потерь человеческих жизней, непролазная грязь, разорявшие города эпидемии заразных болезней, церковное мракобесие выливающееся под час в поисках виновных в людских лишениях, не прекращавшиеся полыхать костры инквизиции в которых сжигали
сотнями еретиков и ведьм, лишь только за то что взболтнули что то лишнее или просто были красивы лицом и статью, вот тот настоящий исторический фон который дает истинную картинку жизни в те времена.
Хотите это прочувствовать? Посмотрите испанский сериал "La peste"(Чума),
снято талантливо, кадры крайне натуралистичны до степени отвращения, вы сразу поймете что такое средневековье.

Если с вас спала легкая пелена средневекового гламура, то можно уже и к замку переходить, а если нет то могу добавить к вышесказанному, что в те давние времена в Европе, скажем так, отсутствовала культура ухода за телом, высокородные особы
"благоухали"такими жуткими "ароматами", что запахи в помещениях не могли заглушить даже многочисленные очаги открытого огня.

Однако не будем так придирчивы к оным временам, многое сегодня изменилось в лучшую сторону, а по сему примем нашу игру в замки следуя поговорке: "Кто старое помянет, тому глаз вон", но правда заключается в том, что кто забудет тот лишиться обоих глаз.
Если абстрагироваться(или принять на "грудь" абсента больше, чем положено)то "Gravensteen" Гента может показаться приземистым чудовищным монстром, выползающим из серо-туманных вод окруживших его с трех сторон.
Собственно все старинные, средневековые замки крепостного типа по своей архитектурной форме уродливые чудовища, парадокс заключается в том, что наше пылкое воображение подталкивает их обожать, а если все это еще приправлено острым "соусом" всевозможных мифов и пикантных историй, то это вообще заставляет особо прытких любителей старины залезть в самые укромные и недоступные уголки замковых шхер в поисках подземных ходов и возможно черт побери наткнуться на клад, охраняемый сонмом приведений.

Меня позабавил следующий "ярлычок" приклеенный к старинному замку "Gravensteen" после реставрации, "обрюсселился", кто бывал в европейской столице, тот поймет о чем речь. Столицу Бельгии новые веяния в градостроительстве превратили в некое подобие бетонных джунглей "Манхеттена"с клочком исторического оазиса "Гран-пляс"в его сердце(я немного утрирую, но в целом это так). Ни чего не имею против "ярлычка", однако выскажу свое мнение об этом.
Дело тут вот в чем, замку почти тысяча лет, к девятнадцатому веку он подошел в весьма плачевном состоянии, превратившись в кучу развалин. Этому способствовал возраст сооружения и совершенно наплевательское отношение к нему городских властей, которые не знали, что с ним делать после того как хозяева замка оставили его, считая что проживание в нем накладно и не комфортно, что времена внутренних и внешних угроз уже позади, а сооружение уже не спасет их в защите от новых видов оружия.
Правда толстые стены и мощные ворота позволили в замке разместить монетный двор, затем четыре столетия в нем заседал высший суд Фландрии, а при нем бала тюрьма и камера пыток, потом многие помещения были распроданы в частные руки, где оборудовали ткацкое производство, кузнечные цеха и многое другое, что постепенно подрывало устои старинной кладки и несущих конструкций.
И почти уготована ему уже была печальная участь, быть растащенным по камушку, по кирпичику, но не сталось это по причине двух очень мощных факторов, во первых замок это самое сердце Гента, во вторых историческое самосознание фламандцев привязано к
замку "Gravensteen", построенному их любимой исторической личностью графом "Филлипом Эльзасским"и дошедшим именно в этом виде до наших времен, а еще тремя веками ранее приложил к этой крепости руку первый во Фландрии независимый феодал граф "Бодуэн Железная рука", который взял да и украл сестру французского короля себе в жены, без его согласия и что бы не быть за это покаранным, именно в этом месте построил крепость, посреди обширных болот на землях, дарованных правителям Фландрии императором "Карлом Великим", как бросовые.

В девятнадцатом веке городские власти спохватились увидев ужасающее положение главной исторической гордости Гента и поняв, что потомки не простят им если строение
окончательно погибнет, принимают решение полностью реставрировать замок, за счет городской общины.
Денежку собрали и начались длительные внешние и внутренние работы по восстановлению и укреплению почти разрушенного замка. Архитектор Йезеф де Валле принимает правильное решение восстановить сооружение в первоначальном виде, убрав
все новые наслоения, однако работы не удалось провести до конца намеченного,
кончились деньги и наступили военные времена первой мировой, и все же именно благодаря этой реставрации мы сегодня радуемся замку таким, который был построен почти девятьсот лет назад.
Уже много лет спустя после этой работы, власти города опять обращают внимание на главную городскую туристическую достопримечательность и принимают решение к новой основательной и углубленной реставрации внутренних объемов с целью создания
городского музейного пространства, демонстрирующего не столько быт феодального средневекового сословия, сколько в основном деятельность правосудия в те далекие времена, особо заострив внимание на условия содержания заключенных и применяемые к ним методы дознания, которые в те времена были ужасны.
После окончания работ и размещения экспозиции, которая периодически обновляется за счет пополнения вновь приобретенных экспонатов и проведения новых выставок, внутреннее пространство приняло современные очертания, удачное освещение, хорошую вентиляцию с теплыми воздушными потоками, половое покрытие палубного типа и тщательное выравнивание дворовых площадей, используя современные технические возможности в укладке плитки. К явному минусу могу отнести постройку застекленного сооружения офисного типа для размещения кассового менеджмента при входе во внутренний двор, явно лишняя конструкция, вот именно она и есть явная "брюсселизация"бросающаяся в глаза.

Чем привлекателен Гентский замок, во первых хоть и отреставрированным(что хорошо на мой взгляд), но отлично сохранившимся внешним и внутренним интерьером, служащим наглядным пособием к учебнику по средневековому замкостроению.
Мне удалось сделать фотографии замка "Gravensteen", вы сможете на него взглянуть, сначала внешне, а затем и внутри, после этого немного поговорим об особенностях
замка, как он устроен и об его сильных и слабых местах в обороне на то время.



На фотографиях замок представлен с трех сторон, которые окружены водной преградой, созданной в свое время искусственно и только небольшая полоска земли соединяет замок с большой землей, там возведена мощная входная башня в которой проделан туннельный проход закрывающийся огромными воротами с противотаранными задвижками.
В замке не сделан подъемный мост из за плоского рельефа местности, так как в этом случае он не может служить тяжело непреодолимым препятствием наступающему врагу.

Давайте присмотримся что является в замке неоспоримым преимуществом в обороне перед осаждающими.
Первое, это высокие и толстые стены, поддерживаемые мощными контрфорсами на которых возвышаются выступающие оборонительные башни с бойницами и заметьте именно они дают возможность защитникам контролировать подход к крепостной куртине
что бы нападающие не могли приставлять штурмовые лестницы и по ним пытаться проникнуть на бастионы защитников.
Второе, это в данном случае водная преграда заменившая глубокий ров. Реки Лис и Шельда дали возможность заполнить с трех сторон пространство возле замка своими водами, что бы затруднить атакующим быстрый подход непосредственно к стенам и сделать невозможным совершить подкоп или заложить пороховой заряд для подрыва стены.
Третье, на случай прорыва противника во внутренний двор замка, защитники прятались в
высокой и обычно очень мощной башне (донжон) в которой они могли еще долго сдерживать нападающих до прихода полевой армии на выручку или для получения возможности почетной капитуляции.
Учитывая то, что соотношение нападавших и защитников должно быть не менее один к десяти, иначе шансов у нападавших просто нет, то сильный гарнизон в замке мог очень долго сдерживать атаки, ждать помощь или просто наступало то время когда нападавшие истощив свои силы отступали.
Всего вокруг замка высятся двадцать пять башен и заметьте под ними с двух сторон проделаны конические окна-бойницы из которых выливали на головы нападавших вар или горячую смолу, а значительно позже они служили горловиной для стрельбы пушками.
В подтверждение вышесказанного могу привести пример из истории этого замка, в него пытались прорваться, но долго не могли этого сделать, думая что его гарнизон многочисленный, когда же прорвались через пролом в стене, то оказалось что защитников всего 26 человек.

А чем же замок крепостного вида плох для его защитников? Все очевидно и это можно понять исходя из толкования слова "замок". Если ударение на первый слог, то мы понимаем, что это зАмок, а если на последний, то замОк, а что такое замОк, это то что закрывает что то или кого то, то есть по сути люди внутри зАмка под замкОм и это для них по сути плохо, ведь рано или поздно при осаде они просто умрут с голоду после окончания припасов, это и есть плохая сторона обороны замка.
Посмотрите еще раз на первую фотографию и обратите внимание на высокую башню
(донжон), которая возвышается посреди крепости, повторюсь это последний оплот защитников замка, мощная фортификация "последнего шанса"остаться в живых, иногда из нее вел длинный секретный подземный ход за пределы крепости, выходивший на поверхность в неприметном месте.

Давайте зайдем во внутрь крепости, для этого нам нужно пройти минуя внешние входные ворота и длинный туннель под надвратной башней, обратим внимание на эту незаурядную конструкцию и подумаем, почему она именно такая.

Внимательный читатель сразу обратит внимание на абсолютно другой оттенок кладки, да и размер камня тоже более крупный, это говорит нам о том что данная конструкция пресловутый"новодел", что меня лично совершенно не смущает, так как он в точности повторяет конструкцию сооруженную в 12 веке.
Высоченная башня царствует над площадью Св. Фаральдиса, у ее подножья ежедневная суета городской жизни, рыночные торги и исполнения судебных решений, здесь же клеймили бездомных бродяг, проводили казни и экзекуции. Особенно жестоким было наказание за драку с офицерами охраны, за это отсекали кисть руки, а что бы другим было не повадно палач совершал казни при стечении людской толпы.
Над архивольтом входа были сделаны ниши с узкими отверстиями окон-бойниц, сквозь них власти наблюдали за происходящим на площади, находясь в безопасности. Еще выше
в толще башни был выложен "Мальтийский крест", освящавший все происходящее на ней, а сдвоенные сторожевые башни напоминающие шахматные ладьи делали законченной архитектуру входа в замок.

Что бы зайти на территорию замка нужно пройти туннель и затем купив билет за 10 евро
в стеклянном оффисе, минуя турникет попасть на территорию осмотра, что мы с супругой и собирались сделать, но случай распорядился иначе.
Пройдя туннель остановились осмотреть замковый двор из-за небольшой ограды, отделявшей территорию осмотра и накопительную площадку. Рядом стояла группа пожилых немецких туристов, которая начала движение в сторону открывшейся боковой калитки, поддавшись стадному инстинкту поспешили вместе с ними, сами того не подозревая, что они уже оплатили вход. Группа зашла, калитка закрылась и гид повел немцев далее по маршруту.
Мы оказались в музее не оплатив билеты, в Одессе на это сказали бы, что мы прикинулись "поцами", но это было невольно и да простят нас музейные
боги, "шару" любят везде, а в Одессе особенно, однако судьба видит все и нас не простила, но об этом ниже.


Прежде чем зайти в замок, окинем взглядом огромный графский дом-башню. В высоту
строение несколько этажей, но подземные помещения не менее обширны в них размещались помещения для пыток и тюрьма со страшной пятиметровой ямой без окон. Каменный мешок был холодный и сырой, убежать было невозможно, стены кладки толщиной в два метра и такой же пол это исключали.
Несчастные попавшие в яму умирали от холода, голода и в жутких страданиях.

В тот день было сыро и прохладно, все скорее спешили под замковые своды особо не задерживаясь во дворе под дождиком.
Однозначно берите "аудиогид", правда на русском нет, но кто владеет хоть немного английским он в помощь, рассказ идет с юмором и с звуковыми эффектами, очень рекомендую.
Однако вперед к осмотру и конечно это главный зал в котором раньше проходили заседания "Совета Фландрии", шли дебаты и принимались решения.
Сегодня в отреставрированном помещении проводится выставка средневекового оружия и доспехов, экспонаты в основном предоставлены из коллекции Адольфа Нейта, богатого промышленника и мецената.

Всегда любопытно взглянуть на подлинные рыцарские доспехи, ведь хорошо сохранившихся не современного исполнения сохранилось не много и стоят они достаточно дорого.
Скажем так, антураж вокруг экспонатов играет не последнюю роль, я имел удовольствие
видеть много подобных экспонатов во многих других замках и всегда окружающие интерьеры во многом определяли интерес к подобным элементам истории страны.
Коллекция Гентского замка конечно не уникальна, но все же дает определенное представление об оружие и средствах защиты в войнах в те далекие времена. Вокруг этой атрибутики много мифов и неправильных суждений, попробуем кое что посмотреть и разобраться в этом.
В большом зале в застекленных шкафах и при хорошем освещении можно не спеша рассмотреть оружейные экспонаты, фотографировать можно все.

Комплект рыцарских лат и шлема, но без защиты ступни. Данный экземпляр не относится к элитному разряду дорогих рыцарских доспехов, скорее всего это произведено в местных мастерских, в то время относящихся к немецкой цеховой гильдии оружейников.
Данные доспехи могли позволить себе не только рыцари дворянского происхождения, но и городские зажиточные бюргеры, входившие в местное ополчение и держащие оружие в своем доме. Вес такого облачения не превышал 20 килограмм, передвигаться в нем был довольно удобно и даже позволяло свободно с небольшой помощью оруженосца садится на лошадь.
Стоимость доспехов в те времена была достаточно серьезной, о ней можно судить хотя бы по стоимости шлема, за его цену можно было купить корову, тогда как весь рыцарский "костюм" стоил годовой зарплаты средней руки чиновника.
Сегодня подобный экземпляр можно купить на аукционе не менее чем за 20000 евро и то не факт, правда за подлинник.
Посмотрим полные рыцарские доспехи с металлическими башмаками в более дорогом исполнении.

Этот экземпляр выполнен более качественно, шлем с полностью закрытым забралом и металлические сапоги предохраняли ступни от колющих и скользящих ударов, но при этом эти доспехи были несколько тяжелее и передвигаться в них было менее удобно.
Скорее всего это тоже немецкая работа, но уже на очень высоком уровне и стоимость ее может доходить до стоимости очень дорогого автомобиля или выше.
Изготовление подобных доспехов проходило долго, а если это был индивидуальный заказ, то изготавливали с неоднократной подгонкой не менее года. Такие доспехи зачастую заказывали для рыцарских турниров, их украшали инкрустацией что бы на турнире можно было блеснуть своим богатством, силой и ловкостью.

Особенно ценились итальянские латы, они были легче килограммов на пять и всегда были изящней и красивее, не скажу где изготовили данный экземпляр, но отмечу броненакладки на плечевой пояс, защищавшие от тяжелых ударов мечем и скользящих проникающих ударов пики.
Во всех трех экземплярах отсутствует элемент защиты "штуки между ног",
металлического гульфика, но сидя на коне он был не нужен, защищало седло, а в пешем сражении эта деталь была остро необходимой, иначе рыцарь мог остаться без потомства
и без женского внимания.
Однако рассмотрев рыцарскую защиту в бою, перейдем к самому оружию, которым в средние века пользовались рыцари и не только. Собственно набор орудий убийства в те времена был удивительно примитивен, это метательные, колющие, режущие и наносящие тупые мощные удары предметы к коим относятся пики, мечи, кинжалы, луки и арбалеты, а так же топорики, вот их и посмотрим в музейном зале.

На фотографии представлены разновидности алебард, обычное оружие пешего воина,
алебарды колющее и режущее оружие, некоторыми своими частями успешно помогали бороться с конными воинами, цепляя и стягивая их с лошади.

Некоторые разновидности шпаги, достаточно удобное холодное оружие, облегченная разновидность меча, вес не более 2,5 килограмм. В умелых руках очень грозное оружие.
Цены на антикварном рынке могут доходить до нескольких тысяч евро.

Двуручный рыцарский меч, оружие для очень сильных и умелых воинов, его вес обычно не превышал 4,5 килограмма, обоюдоострое лезвие являлось ужасным оружием, способным при попадании по противнику разрубить его надвое. Отмечу, что мечи в те времена не разрешалось носить в мирное время в городах, без специального разрешения.
Старинные мечи в хорошем состоянии могут стоить баснословных денег.

Кинжалы и стилеты носить не запрещалось, однако в личные покои высокородных особ с
ними проходить было нельзя.
В ближнем бою от кинжалов могла спасти специальной вязки кольчуга, но не все ее могли себе позволить, из-за дороговизны.

Иногда кольчуга по стоимости была на уровне лат, а то и выше, изготовление долгое.

Еще немного холодного и метательного оружия нам предстоит посмотреть и поговорить о нем. И так боевые топорики.

Всего три топорика, но каждый имеет свою историю возникновения и применения.
Смотрим топорики снизу вверх.
Нижний-это "Бородач"или "Бородовидный топор", название получил из за своей формы, их отличает прямая верхняя грань и расширяющаяся к низу часть лезвия с закруглением, которая образует выемку.
Фландрия это их родина, но со временем они получили распространение в Германии и дальше на восток.
Средний-это знаменитая "Франциска", придуманная германскими племенами еще во времена их противостояния "Риму". Они были двух видов для ближнего боя и для метания, метательный топорик имел рукоять до полуметра, а для боя рукоять была несколько длиннее, с утолщением ближе к концу.
Верхний-это не что иное как пастушья "Валашка", распространенная по всей Европе в
крестьянской среде, имела длинную рукоять и в перевернутом виде играла роль опорной палки при передвижении, но иногда применялась при самозащите от волков или при рубке хвороста для костра, хотя данный экземпляр по своему виду скорее напоминает обыкновенный колун.

Арбалет это весьма древнее изобретение, применявшееся практически всеми цивилизациями.
Эффективность арбалета зависела от его конструкции и от умения арбалетчика,
считалось весьма грозным оружием. Данный экземпляр попал в музей скорее всего из за
красивой инкрустации приклада с редким рисунком.
Прощаясь с этим залом, прославляющим оружие средневековых рыцарей, посмеюсь вместе с вами забавному рисунку на современном гобелене, выставленным на показ, в котором говорится о том, что пока благородный рыцарь участвовал в военном походе, оставшиеся на долго жены без мужей не теряли время даром и предавались утехам с веселыми менестрелями.

(Час до странной истории.)
Учитывая, что это не замок дворцового типа, можно с сожалением сказать, что наполнение исторического пространства не разбавлено красивой старинной мебелью и не радует глаз изысканными картинами и гобеленами, хотя возможно такое наполнение в будущем, учитывая большие свободные площади залов и небольших комнат.



В одном из залов я повстречал одинокую музу, возможно "Эрату", вместо лиры она перебирала струны арфы, а в песне звучащей из ее уст говорилось:"И даже темное царство Аида не может разлучить любящие сердца!"

Однако пора спустится в преисподнюю и осмотреть другую часть экспонатов замка, связанную с средневековым правосудием.
Учитывая знаменитую фразу, сказанную мерзавцами, что признание подследственного это царица доказательств, в средневековье особо не церемонились с поисками улик и прочего, что указывало бы на вину или оправдание попавшего в застенки человека, его просто подвергали зверским пыткам, конечно же от невыносимой боли все в чем то сознавались.
Это аккуратно записывали, а вместо подписи несчастный прислонял окровавленный палец к записи, для суда этого было достаточно, дальше петля на эшафоте, если ты еретик отрубание головы или сжигание на костре.
Иногда особо любимых в народе людей, но негодных власти, которых невозможно было казнить публично, просто сажали в каменный мешок и он в нем погибал мученической смертью.
Почему то во многих странах Западной Европы, славящейся либеральной демократией любят организовывать музеи, связанные с показом орудий пыток и прочими мерзостями,
возможно это связанно с целями воспитания и назидания общества, мол смотрите на это
и с вами такое будет... если что! И как не странно нездоровый интерес общество к этому имеет и платит свои кровные, что бы увидеть как кромсали тело несчастных в угоду правосудию.
Посмотрим и мы раз уж зашли на такое шоу, но без особых комментариев.







А что тут комментировать, мы побывали в преисподней, где душно дышать, где наступает мерзкое ощущение на душе от увиденного, где от стен слышны стоны, мольбы о пощаде и
где ты понимаешь, что разум животного намного человечнее чем человеческий.

Все-скорее наверх, на воздух, на простор, где слово свобода это существительное в полном понимании этого всеми фибрами своей души, где взгляд в даль заставляет расправить крылья и взлететь над землей, что бы видеть ее красоту и слышать гимн жизни исполняемый вольным ветром и летящими в небе птицами.

Для этого бегом подымемся на крышу башни преодолевая ступеньки в узком винтовом замковом проходе, устроенном так, что наступающему врагу в теснине лестницы будет намного сложнее сражаться мечем чем защитнику.

И оказавшись на верху насладимся видами чудного города, подарившего нам столько интересного.




Настало время странной истории, которая мистическим образом коснулась нас супругой
после выхода из замка. Ее название звучит так;"Как я хотел купить "нос" и остался с носом".
Есть в Генте своя гастрономическая достопримечательность с странным и смешным для нашего уха названием "Купердон", в переводе с фламандского "Нос", это такая сладость наподобие "Лукума", приготовленная на основе фруктовых соков и по форме напоминающая человеческий нос. Продают ее с лотков прямо на улице, все чинно и гигиенично, стоит сущие пустяки, поэтому у туристов в почете. Мы захотели попробовать
и выйдя из замка увидели лоток со сладостями, стоявший возле одного из мостиков через "Лис".
Подойдя к лотку и взглядом выбрав кулечек со сладостями, я указал на него продавцу, не найдя мелких денег протянул ему двадцатку евро и вот тут произошло что странное,
полное мистики. Я протягиваю деньги, а он мне на встречу руку что бы их взять, я отпускаю купюру из руки, думая что он уже берет, но в этот миг странный налетевший порыв ветра подхватывает деньги и воздушным потоком несет их к мосту, а уже над речкой вдруг стихает и деньги плавно падают в почти стоящую воду канала.
Подбежав к парапету я только и мог наблюдать как в воде издеваясь на до мной переворачивается с реверса на аверс двадцатка, подмигивая мне арками средневековых
мостов Европы, нарисованных на купюре.
Черт побери подумал я, средневековая мистика мне отомстила, я не заплатил двадцатку за посещение замка и тут же замок забрал ее у меня в другом месте.

До новых встреч на дружном "Отзовике"!
  • Достоинства
  • Отменно сохранившийся и отреставрированный замок,хороший аудиогид.
  • Недостатки
  • Отсутствие картинной галереи и мало исторической мебели.
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям