Сериал "Ликвидация" (2007)

Среднее 4.85 (голосов 188)

1
0
2
2
3
3
4
16
5
167
Всего отзывов: 188

Категория: Сериалы

Читать все отзывы

Отзыв: Сериал "Ликвидация" (2007) - Замечательное российское кино от талантливого режиссёра. Браво.

Время использования: декабрь 2019

Приветствую вас! Вот и посмотрела я знаменитую "Ликвидацию" Сергея Урсуляка, как и планировала после знакомства с его удивительной, неповторимой драмой "Исаев". То, как подействовал на меня фильм о разведчике, вызвало и глубочайшее уважение к режиссёру, и желание обратить внимание на другие его произведения.

Безусловно, картина о послевоенной Одессе, где подполковник уголовного розыска Давид Гоцман ведёт борьбу с бандитизмом, в моём сердце никогда не сможет занять место, отданное экранизации книг Ю. Семёнова, в которой принял участие мой самый любимый на сегодняшний день актёр, но я получила огромную отдачу от просмотра и этого шедевра талантливого режиссёра. Я иначе не могу называть работы С. В. Урсуляка: он настоящий мастер своего дела, уважающий себя, людей, которые с ним работают, и зрителей. Та тщательность, с которой он подходит к художественному воплощению своих замыслов, меня восхищает. И при этом я отдаю себе отчёт: его фильмы - не документальное кино. Это художественное произведение, где есть место и условностям, и преувеличению, и схематичности, и недосказанности, и, напротив, подчёркнутому вниманию к деталям, и всегда, всегда за кажущейся простотой имеется глубокий смысл, не позволяющий судить о персонажах и их поступках, а также об отношении к ним автора однозначно.

В отличие от любимого мной творения этого режиссёра, которое с первых кадров приковало моё внимание и захватило меня, заставив погрузиться в происходящее на экране и с нетерпением ждать возможности посмотреть продолжение, "Ликвидацию" мне начинать смотреть было трудно: потребовалось несколько серий, чтобы я привыкла к персонажам, увлеклась ими, начала вникать в смысл их диалогов, а полного - с головой - погружения так и не случилось. Но это - особенности моего восприятия: здесь не нашлось ни одного героя, к которому я испытывала бы чувства, подобные тем, что вызвал во мне Максим Максимович... Но всё-таки "Ликвидация" не разочаровала меня.

Одной из радостей моих от этой картины стало то, что я наконец-то прониклась истинной симпатией к замечательному актёру Владимиру Машкову, роли которого в других фильмах ( "Русский бунт", где ему достался образ Емельяна Пугачёва, мимоходом отмеченный сериал о Распутине и др.) почему-то вызывали у меня необъяснимую антипатию к нему, не знаю, как уживающуюся с безусловным признанием его таланта. Всё позади. Его Давид Маркович - превосходен, мне в нём понравилось всё: и резкость, и неотёсанность, скрывающая восприимчивый к прекрасному внутренний мир, и суровость, соседствующая с нежностью, и эти его меткие словечки, и улыбка, и особенно - тёмные внимательные глаза, словно заглядывающие мне в душу.

Заметила: Сергей Урсуляк умеет так преподнести персонажей своих картин, что даже второплановые, почти неприметные, если случайно бросишь на них взгляд, воспринимаются как действующие лица на живописных полотнах, где прописан каждый элемент, отчего, глядя снова, открываешь что-то новое. А уж ведущие актёры в его фильмах получают такую возможность предстать во всём великолепии своих талантов, что абсолютно все - нравятся, а некоторые вызывают непередаваемый душевный трепет и остаются в памяти, и сияние этих их ролей озаряет все прочие, где бы потом ни довелось мне встретить их.

Так получилось с Борисом Каморзиным, радость видеть которого мне выпала в нескольких фильмах (кроме "Исаева", выделю полнометражный фильм "Монах и бес" ), с Константином Лавроненко, которого полюбила и за роль Блюхера, и за очень трудную для моего восприятия здесь роль преступника по кличке Чекан. Отлично смотрелся Михаил Пореченков в образе графа Воронцова, но и здесь он хорош, и персонаж его постепенно становится всё интереснее, достигая полного раскрытия к последним сериям.

Опять мне хочется похвалить всех... Так и делаю: хвалю и благодарю всех! И тех, кого не называю, заметила, запомнила. А какие красивые женщины появляются "на страницах" фильмов этого режиссёра... Лика Нифонтова и Ксения Раппопорт здесь приглянулись мне даже больше, чем в "Исаеве". Очень разные, но бесконечно женственные, чарующие каждым взглядом своим и движением. И снова я любовалась героиней Полины Агуреевой с её завораживающим голосом, и тронула она меня своими задором, прелестью, и вызвала слёзы своею беззащитностью...

Отдельно отмечу ставший для меня сюрпризом неповторимый одесский говор, такой для меня притягательный, что слушала бы и слушала эту речь, в которой не найдётся ни единой фразы, не украшенной шуткой, иронией, вторым смыслом, которая передаёт особенный характер одесситов, их умение и в трудную минуту посмеяться над собою и ситуацией. Главными носителями т. н. "одесского юмора", почти анекдотичными персонажами стали соседи Гоцмана: безразмерный кудрявый брюнет Эммик в подтяжках "а ля Карлсон" (А. Семчев), его такая же необъятная мама (Светлана Крючкова) и дама сердца Циля.

Словом, в трагической криминальной киноповести с закрученным детективным сюжетом нашлось место и улыбке, и романтике: нет времени настолько тяжёлого, чтобы помешало оно людям искать и находить свою любовь...

Не только любовь мужчины и женщины. Меня наполнила светом и нежностью дружба, возникшая между Давидом Марковичем и сиротой Мишкой Карасём. А романтика... Да, с одной стороны, показывая на экране влюблённых преступников, авторы провоцируют зрителя относиться к ним с симпатией, сочувствовать им... Тот же Чекан безжалостно убивает людей, противостоит законной власти, готовит диверсии и пособничает враждебным государству структурам, а ты смотришь, как он спасается от погони, зная, что в этот миг за него тревожится любимая женщина, и желаешь только, чтобы ему удалось уйти невредимым... Плохо это?

Если подумать, то насколько терпеть не могу я слезливые истории про зеков и даже слово "шансон", оскверняющее в моём понимании обыкновенное французское "песня", вызывает во мне неприязнь, настолько безразличными должны были бы мне казаться судьбы тех, на кого устраивают охоту главные герои "Ликвидации" (я ведь - на их стороне). Но здесь я думала о другом. Снова меня накрыло осознание, что каким бы чёрным ни был внутренний мир человека, избравшего смыслом существования своего ненависть, жажду мщения, наживы и всего разрушительного, настоящее его - светлое, чистое, божественное - всё равно прорастёт в сердце. И именно в эти удивительные минуты, когда встречаются взгляды, соединяются руки и уста, человек - такой, каков есть на самом деле, даже если это больше ни в чём не проявляется.

Но эти мгновения - очень хрупкие, они - из Мечты. Их создают и хранят в себе женщины. И у Норы, и у Тонечки, и у Иды живут в сердцах эти ростки под названием Любовь, которым или расцвести суждено однажды, или быть загубленными. Эти моменты, в которые ничего не замечаешь, кроме Любви в глазах героев, стали самыми главными для меня в фильме. Потому невозможно было не страдать, и когда сбылось это прекрасное и трагическое "главное - вместе", и когда загадочный главарь преступной организации Академик, рассекретить которого было самой трудной задачей контрразведки и УгРо, по сути, убил самого себя, уничтожив ту, которую, несмотря ни на что, любил... Мне казалось, что после этого он уже перестал быть живым человеком... Ничего не осталось, кроме ненависти...

Вот это умение избежать разделения на "друг-враг", "свои-чужие", "чёрное-белое" и т. п. в картинах С. Урсуляка меня и восхищает. Он подчёркивает: есть - люди. И все они изначально прекрасны. И все созданы любить, творить, совершенствоваться... Но прежде - делать выбор, конечно, вот только правильный, оказывается, сделать отнюдь не просто...

Меня снова в фильме Урсуляка порадовали очень уместные музыкальные темы, способствующие созданию нужного настроя. И здесь - высший пилотаж, хотя - опять сравниваю - в драме "Исаев" музыка была необыкновенная и превосходящая неизмеримо то, что услышала я здесь.

Несмотря на то, что практически та же команда (за исключением ряда ключевых актёров) спустя пару лет трудилась над созданием истории о молодом Штирлице и что оба фильма в значительной мере выдержаны в чёрно-белом формате (в "Ликвидации" мы видим лишь тёмно-красный "советский" цвет в табличках и пионерских галстуках и еле уловимую синеву неба, а в "Исаеве" чёрно-белая гамма чередуется с полноцветной, отвечая замыслу режиссёра), два этих произведения очень различны. Атмосфера, идея, настроение, эмоциональная окраска... В "Исаеве" мы видим, как растворяется в небытие целая эпоха - нет, половина вечности, унося с собой свою красоту, как исчезает прежняя Россия - возвышенная, тонкая, неразгаданная, а в "Ликвидации" - в разгаре эпоха новая с её железным кулаком, живучая, победившая в войне, враждебная к иллюзиям и лирике. Совершенно разное кино, и отношусь я к нему по-разному.

Картина "Исаев" наполнила моё сердце до краёв, переполнила его, заставила звучать все струны моей души. И сравнить ею оставленное впечатление с тем, что получилось с "Ликвидацией", просто невозможно. Но всё же данному фильму ставлю я пять баллов, имея в виду, что, будь возможность, "Исаеву" поставила бы десять. Такая вот "картина маслом" у меня получается...
  • Достоинства
  • Потрясающая режиссёрская и актёрская работа, музыка. Одесский колорит. И масса других.
  • Недостатки
  • Лично мне пришлось долго настраиваться. Рада, что не приостановила просмотр.
Сюжет
Зрелищность
Игра актеров
Оригинальность
Музыка и звук
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям