Антверпенский Собор Богоматери (Бельгия, Антверпен)

Среднее 5.00 (голосов 6)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
6
Всего отзывов: 6

Категория: Бельгия

Читать все отзывы

Отзыв: Антверпенский Собор Богоматери (Бельгия, Антверпен) - Красиво и величественно

Год посещения: 2019

Кафедральный собор Антверпена — едва ли не самая знаменитая достопримечательность в городе. Один из крупнейших храмов Римско-католической церкви, самый высокий собор Бельгии и настоящая сокровищница шедевров мировой живописи, он, естественным образом, привлекает к себе толпы туристов.

Оформлением занимались такие знаменитости как Пауль Рубенс, Мартин де Вос, Якоб де Бакер и местная знаменитость Абрахам Маттиссен.

Строительство началось в далёком четырнадцатом веке. С тех пор его расширяли, достраивали, перестраивали бессчетное количество раз, и официально его строительство ещё не завершено. Выполнен, в характерном для этих мест, стиле шельдской готики, из серого камня. Обладает самой высокой в странах Бенилюкса башней — Северной.

Меня же собор встретил лесами (включая ту самую знаменитую башню), характерными для реконструкции или реставрации (уж не знаю, что на этот раз задумала мэрия).

Что бы сфотографировать собор надо очень постараться. Дело в том, что прилегающая территория — центр города и очень плотно застроена. И разглядеть собор целиком, а тем более втиснуть в кадр, получалось либо с более отдалённых площадей (лучше всего - с Зелёной) либо, в конкретно моём случае, из окна туалета в отеле.

Посещения собора, если вас уж занесло в город, обязательно. Здесь хранятся многочисленные шедевры религиозной живописи и скульптуры, созданные самыми прославленными мастерами эпохи. А также, часть прославленных картин из Королевского музея изящных искуств города Антверпен, который нынче находится на реконструкции до 2021 года.

Оттого, в отличие от большенство других соборов, вход в конкретно этот сделали платным. Стоимость входного билета в Антверпенский собор: стандартный взрослый билет - 7, есть скидки для детей (до 12-го возраста - бесплатно) и пенсионеров.

Можно так же взять, аудиогид, но для себя, я не стала.

Также выдаются бесплатные брошюры с подробным описанием картин. Фотографировать можно, но без вспышки. Кстати, желающим взглянуть "одним глазком" смухлевать не получится, бесплатно можно зайти только в своеобразную прихожую.

Храм этот с весьма непростой историей. Его разграбили дважды: во время реформации (из религиозных соображений) и революции (уже из меркантильных) и он на время лишился многих алтарных картин и скульптур. После иконоборчества восстановлением интерьера собора пришлось заниматься с нуля, большому количеству зодчих и художников.

Во время великой французской революции же, часть шедевров была вывезена в Париж, немалое количество произведений было распроданы в частные коллекции. После 1815 года некоторые похищенные революционерами художественные ценности, в том числе полотна Рубенса, были в собор возвращены. И сегодня мы имеем шанс их лицезреть по месту основной прописки.

Зайдя в собор, я, как и множество других туристов, решила совершить круг почёта и отправилась постигать красоту и величие собора Антверпенской Богоматери.

Сразу справа от входа, меня ожидали макеты, посвященные строительству собора, расположенные по принципу "было-стало".

Так что бы желающие смогли проследить историю собора от средневековья до наших дней. Каждый экспонат имеет памятную табличку, а так же обозначает белым цветом, что именно было достроено.

И, в конце концов, перед нами предстаёт сегодняшний вариант строения. Правда не факт, что его окончательный вариант.

Рядом с макетами — стены, расписаны сценами жития Христова, от рождения до казни. Появились в соборе благодаря пожертвованию крупных меценатов и цеховых организаций.


Они рассказывают нам о жизни Иисуса Христа и напоминают о взаимодействии между религией, искусством и обществом ушедших эпох.


В центре собора — современная скульптура "Мужчина, несущий крест" Яна Фабра. Она символизирует хрупкость веры в современном мире.

Мужчина пытается удержать в равновесии на ладони вытянутой руки огромный крест.

Ещё одна современная скульптурная композиция находится по левую сторону от входа.

Это - "Диаспоралия" Коена Тейза, завершённая в 2018 году, пытающаяся обозначить проблемы беженцев и эмиграции. Но, вернёмся к более классическим элементам собора.

Интерьеры собора, выполненные в барочном стиле воистину потрясают воображение.


После реформации готических элементов в соборе осталось всего-ничего.

Лишь пара старинных фресок, свидетельствующих о древности здания.


На фото выше — главный орган собора Антверпенской Богоматери или Schyven-orgel. Ему уже целых 130 лет и большинство деталей до сих пор оригинальны.

Приобретён на пожертвования, длинна 10 метров, а высота занимает собой три этажа. Его мене услышать не довелось, о чем, естественно сожалею.

Кафедра проповедника тоже привлекла моё внимание. Выполнена из красного дерева, с превеликим множеством резных декоративных украшений. Именно отсюда священник столетиями ранее стращал свою паству.

Самая большая ценность Антверпенского собора — его картины. Некоторым здесь осталось оставаться совсем не долго — до конца реконструкции, упомянутый выше. Вдоль южного прохода находится яркая картина Амброзиуса Франкена «Насыщение народа пятью хлебами». Она посвящена одному из самых известных чудес Иисуса: насыщению пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

На переднем плане изображен Христос в окружении апостолов, благословляющий хлеба и рыбу. Слева показано, как ученики раздают пищу народу. Картина размером относится к коллекции Королевского музея изящных искусств в Антверпене. Когда-то это была центральная часть триптиха, но его боковые створки утрачены.

Но основной жемчужиной художественной коллекции собора, являются картины Рубенса, написанные великим фламандцем специально для Антверпенского собора: «Воздвижение Креста Господня», «Снятие с креста» «Воскресение Христа» и «Успение Богоматери».

«Снятие с креста». В отличие от других полотен, которые находятся в Антверпенском соборе временно, это произведение было включено в число экспонатов на постоянной основе. Также данная картина признана наиболее значительным шедевром фламандской живописи семнадцатого века и является одним из признанных чудес Бельгии.

Этот алтарный образ, написанный вскоре после возвращения Рубенса из Италии, по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Был заказан художнику гильдией мушкетеров, желавшей получить триптих, посвященный покровителю данного братства — святому Христофору.

Однако иконографические правила того периода запрещали изображать жития святых в качестве главной темы алтарных образов. И Рубенс прошёл на хитрость, разрешив нести Христа более каноническим персонажам, изобразил святого с ребёнком несколько поодаль.

Не менее значима и картина «Водружение креста», которая соединён с предыдущей единством сюжета, что придает всей композиции особую цельность и грандиозность. Немногими персонажами Рубенс достигает впечатления большой толпы, массовой сцены.

Это происходит оттого, что все Вся композиция пронизана бурным, стремительным движением.

Крупные фигуры изображены на переднем плане только усиливая первоначальный эффект.

Изображая женщин, художник всегда помешал в середину образа круг и не допускал в фигуре ни одного резкого угла. Оттого все дамы у художника в теле.

Рядом с Рубенсовскими шедеврами, в одно из переходов, представлена картина Мартина де Воса «Кана» («Брак в Кане Галилейской»).

Картина первоначально была частью триптиха, созданного для гильдии виноторговцев и содержателей таверн. Отсюда и сюжет — чудо превращения воды в вино, сотворенное Христом на свадьбе.

Композиция картины несколько перегружена. Художник запечатлел среди присутствующих на брачном пиру гостей, в том числе и самих заказчиков — членов цехового братства в дорогих одеждах. Действие происходит в ренессансном интерьере, вокруг обильно накрытого праздничного стола.

Картина создает впечатление пышности и роскоши, из-за чего на первый взгляд даже может показаться, что она выполнена на светский, а не религиозный сюжет. Сказывается то, что художник долгое время жил в Италии.

И, наконец, хотелось бы отметить полотно, не нуждающееся в долгом представлении — запрестольный образ - "Вознесение Богородицы".

На картине Рубенса изображено, как сном ангелов поднимает Деву Марию на небо, а вокруг её гробницы собралось двенадцать апостолов.

Но художественные произведения — не единственная жемчужина собора.

Витражи, стены, скульптура выглядят богато и красиво.

Потолки тоже в какой-то мере произведения исскуств.


Главный алтарь окружают многочисленные капеллы, в которых погребены выдающиеся Антверпенские горожане, епископы государственные деятели.


На фото выше, мраморный саркофаг Амброзио Мариуса Капелло.

Одна из исповедален. Всего в соборе их девятнадцать.


А ещё тут есть мини музей, посвещенный церковному быту.

Итак, если расщедритесь на входной билет, вы увидите:

- много Рубенса и работы других фламандских живописцев;

- яркие витражи и элементы декора;

- скульптуру;

-познакомитесь с церковным бытом.

Словом, входной билет стоит своих денег. На башню я не попала. Увы, временно закрыта.

Если вы решились ознакомиться с творчеством Рубенса, более удобный случай вам вряд ли когда представится. Да и людям не особо заинтересованным в творчестве художника будет на что посмотреть. Горячо рекомендую для посещения.
  • Достоинства
  • Красиво, помпезно, много Рубенса
  • Недостатки
  • Башня была закрыта
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям