Дворец Фредериксборг (Дания, Хиллеред)

Среднее 5.00 (голосов 7)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
7
Всего отзывов: 7

Категория: Дания

Читать все отзывы

Отзыв: Дворец Фредериксборг (Дания, Хиллеред) - Датский Версаль, или любимый дом Кристиана IV

Год посещения: 2016

Как мало мы знаем о Дании! Нам только кажется, что мы знаем о ней довольно много. С этой мыслью я покидала практически каждый посещенный мною датский дворец или замок. Стандартный список наших познаний об этой стране, во главе которого триумфально шествуют сказки Андерсена - на самом деле, всего лишь мелочи, подобные цветочкам и ягодкам на большом праздничном торте.

Мы судим о Дании как о маленьком, милом, спокойном и уютном королевстве, не имеющем никаких серьезных геополитических амбиций, позабыв или не подозревая о прежних размерах его территории, а также о его бурном, воинственном прошлом. А чтобы ассоциировать Данию с дворцами и замками - такое почти никому не приходит в голову.

Хотите - верьте, хотите - нет, но Дания - еще и территория замков. Более того, это внушительное собрание замков-шедевров, где за красивой архитектурной оберткой скрывается ошеломляюще изысканная отделка залов.

Одним из неизменных лидеров датского туристического замкового хит-парада является замок Фредериксборг, находящийся в городке Хиллерёд - приблизительно в 40 км от Копенгагена.

Посещение замка Фредериксборг мы с мужем, как это делают многие (и в том числе «безлошадные») туристы, совместили с посещением замка Кронборг, получившего, благодаря Шекспиру, альтернативное название «замок Гамлета»:) Замечу, что особо выносливая публика, приехав в эти места, также посещает и третий замок - Френденсборг.

Но я, предварительно прочитав описания «содержимого» Фреденсборга в различных источниках, пришла к заключению, что «пропуск» данного замка, несмотря на его статус, не станет чудовищным упущением при нашем знакомстве с Данией. В принципе, если напрячься, то расстояния и расписания работы позволяют охватить три перечисленных мною объекта за один день. Однако забеги по залам ради констатации факта «мы тоже там были» - это не мой вариант.

В отличие от городка Хельсингёр, гостеприимно предоставляющего бесплатную парковку для приезжающих в замок Кронборг, парковки в городке Хиллерёд были исключительно платными. Трехчасовое пребывание нашей машины на паркинге, ближайшем от замка, обошлось нам в 40 DKK.

Если перед посещением Кронборга я целенаправленно выделяла время на прогулку по городу, где он расположен, то я не нашла никаких убедительных аргументов для прогулки по Хиллерёду, и мы направились прямо в замок.

Ах, Дания, Дания! Вроде бы маленькая и скромная, кажущаяся абсолютно предсказуемой, но какой капкан для туристов она приготовила! И размещенный не где-нибудь, а на воде - на трех маленьких островах, что многократно увеличивает прелесть данного объекта.

При виде этих башен и башенок, золотых шаров и корон, стрельчатых окон, изящных эркеров, обилия статуй и чудесного лепного декора на воротах и фасадах, широко распахиваешь глаза и рот. И остаешься в таком состоянии…нет, не до выхода из последнего доступного для посетителей зала, а до окончания прогулки по парку.

Да, при планировании этой поездки непременно учтите, что около замка существует очаровательный и немаленький парк. Поэтому закладывайте время и на знакомство с парком:)

Эту звезду датского ренессанса построили в начале XVII столетия для короля Кристиана IV. Свой «Версаль» король Кристиан IV назвал в честь отца - короля Фредерика II. С тех пор Фредериксборг превратился в один из символов датской монархии, и в нем без малого 170 лет проходили церемонии коронации.

От «датского Версаля», кстати, могли остаться только развалины и воспоминания, ибо в 50-х годах позапрошлого века он выгорел практически дотла. И если бы основатель известного пивного бренда Carlsberg вместе с другими крупными датскими предпринимателями не занялся спасением пострадавшего национального достояния и не собрал бы деньги на его восстановление, трудно сказать, что сейчас находилось бы на территории Хиллерёда.

На подступах к замку и во дворе обнаружились сетчатые щиты-ограждения, вагончики-бытовки и другие основные признаки ремонтно-реставрационных работ, однако это не создавало никакого существенного дискомфорта для посетителей.

Трудно найти такого туриста, который не задержался бы во дворе у фонтана «Нептун» и не сфотографировался на фоне этой эффектной скульптурной группы. Фонтан создавался известным нидерландским мастером де Врисом как символ владычества Дании над морями.

По случайному совпадению, траектория нашей поездки частично пересеклась с маршрутом движения оригиналов данных скульптур, «прихватизированных» шведами в 50-х годах XVII века - в ходе войны с датчанами. Дело в том, что после путешествия в Данию мы отправились в Швецию и побывали в королевском дворце Дроттнингхольме, в который шведы и привезли оригинальные компоненты «Нептуна». Но в Дроттнингхольме сейчас тоже «обитают» копии, а подлинники отданы в музей де Вриса.
Замок, фактически «собранный» заново после того крупномасштабного пожара, превращен в Национальный исторический музей.

По сравнению с прайс-листами замков Эгесков и Кронборг, цены входных билетов в замок Фредериксборг не отличались «кусачестью» - 75 DKK для взрослого человека. Отмечу, что данный тариф актуален и на данный момент. В числе экскурсий, которые записаны на аудиогиды, имеется экскурсия и на русском языке. Предоставление аудиогида бесплатное, но под залог водительских прав или паспорта.

Еще на пороге Малого Рыцарского зала делаешь вывод, что приехали сюда не напрасно, и разочарований в связи с аскетизмом внутреннего убранства и малым числом экспонатов стопроцентно не будет. И, безусловно, восхищаешься титаническим трудом и терпением реставраторов, воскресивших великолепные интерьеры эпохи Кристиана IV.

В Малом Рыцарском зале, на мой взгляд, особенно хороша лепнина - в частности, серия барельефов с оленями. Во времена Кристиана здесь обедали придворные, а сейчас размещена экспозиция, посвященная истории замка.

Как люди, неравнодушные к старинной мебели, мы с мужем обратили внимание на сундуки-«современники» короля Кристиана IV.

Если декор Малого Рыцарского зала просто воспринимался с большим удовольствием, то реакция 90% туристов на интерьеры замковой капеллы представляла собой смесь изумления с восхищением.

Такую богатую и изысканную отделку, не говоря уже о размерах самого помещения, обычно рассчитываешь увидеть в храмах Италии, Франции, Испании, Германии, Австрии, в каких-то других европейских странах, но с Данией подобные ожидания как-то не связываешь.

Хотя, повторяю, когда вы даже поверхностно знакомитесь с ее историей, такая роскошь нисколько не удивляет. У этой умопомрачительной пышности имеется ряд абсолютно прозрачных причин.

В отличие от других помещений замка, в капелле мы любовались декором в его первозданном виде, т. к. по счастливой случайности она почти не пострадала от пожара. Капелла, кстати, является действующей и в ней проходят венчания членов королевской семьи.

Замечательно, что туристов «запускают» в церковь «на верхотуру». Потому что ТАКОМУ потолочному декору хочется бесконечно петь хвалебные оды! Фантазия его создателей не знала границ.


Как непривычно рассматривать алтарь с высоты! Его отделка тоже весьма впечатляюща. Золото, серебро, эбеновое дерево.

Поскольку капелла по совместительству служит «домашним» храмом для двух орденов - Ордена Слона и Ордена Даннеброга, ее стены увешаны многочисленными эмблемами их кавалеров. Но по причине лимита на общее количество фото я покажу только одну оконную нишу - с гербами особо именитых обладателей Ордена Слона:

Надо сказать, что среди кавалеров обоих орденов есть не только представители датской и иностранной знати, но и просто выдающиеся люди из разных государств (например, физик Нильс Бор и Нельсон Мандела).

До поездки в Данию я читала о том, что на одном из оконных стекол капеллы есть надпись, которую выцарапала своим бриллиантовым перстнем великая княжна Ольга Константиновна Романова, внучка Николая I. Правда, этот автограф не попадался нам на глаза. И раз уж зашел разговор о русских царях, отмечу, что Фредериксборг посещал и Петр I.

Капелла напрямую соединена с Ораторией, которая тоже не отличается скромностью интерьеров. И было жаль, что Ораторию почему-то погрузили во тьму: там дивная инкрустация (интарсия) на стенах плюс украшения из слоновой кости на потолке.

На стенах Оратории - цикл работ знаменитого датского живописца Карла Блоха, посвященных житию Иисуса Христа, например, «Нагорная проповедь»:

Тронный зал. Это вам не замок в Блуа, на троне не посидишь, не позволено:)

Взглянув на стены зала, мы без труда опознали ковры из того же набора, который видели утром в Кронборге. О предпосылках создания и «содержательной части» этих ковров можно узнать из моего рассказа о данном замке. Вторая встреча с коврами несколько озадачила: в музейных информационных материалах о Кронборге утверждалось, что остальные ковры «уехали» в Копенгаген. Выходит, не только в Копенгаген, но и во Фредериксборг.

Путь к Аудиенц-залу проходит через галерею, украшенную прелестной лепниной:

В декоре Аудиенц-зала присутствует типичный джентльменский набор в духе французского барокко:

Одна из эффектных, по моему мнению, деталей отделки данного зала - люстра с оленем:

В этом же зале над окнами располагается серия картин с батальными сценами: изображенные на них войска двух «миролюбивых» стран - Дании и Швеции - дерутся за территорию шведской провинции Сконе:

Из окон Аудиенц-зала открывается вид на парк, запечатлеть который не отказались бы сотни художников. Теперь, я думаю, вам стало понятно, почему следует выделить время на прогулку по его аллеям и дорожкам:

Далее нас ожидало знакомство с экспозициями музейных залов, посвященными периоду правления королей из Ольденбургской династии - от Кристиана I до Кристиана IV. Данный отрезок времени соответствует XV-XVII вв.

Эта захватывающая телепортация в «ольденбургский период» начиналась с показа генеалогического древа короля Кристиана III:

Залы с воссозданными интерьерами данных периодов представляли собой классическую иллюстрацию понятий «королевский размах» и «королевский шик»:

От многих элементов отделки и меблировки было трудно оторвать глаз - с такой виртуозностью, элегантностью, изяществом все это было выполнено:




Из составляющих интерьера, производивших наибольший фурор у туристической публики, выделю потолочную роспись:

На потолке художник запечатлел одну из популярнейших датских легенд - легенду о богине Гефион, объясняющую происхождение острова Зеландия. Те, кто бывал в Копенгагене, по идее должны были видеть фонтан Гефион, стоящий неподалеку от Кастеллет (так называют местную крепость).

Один из моих любимых видов времяпрепровождения во дворцах - рассматривать картины на историческую тематику, портреты монархов и их ближайшего окружения. В частности, на одном из полотен были изображены торжества по случаю коронации Кристиана IV:

Взойдя на престол, он пробыл на нем дольше всех датских королей - целых 59 лет. В датскую историю он вошел как король-реформатор, стремившийся сделать Данию сильной колониальной державой и укреплявший ее армию и флот.

По дороге к этому залу встретился еще один портрет Кристиана IV - уже «не мальчика, но мужа»:

Так выглядела вторая супруга Кристиана IV - Кирстен Мунк, родившая ему 12 детей:

По датским законам, существовавшим в те времена, брак короля с Кирстен считался морганатическим. Ее отношения с королем завершились крупным скандалом: Кирстен уличили в супружеской неверности, после чего она была изгнана со двора и отправлена под домашний арест в одно из поместий.

Что любопытно, в замке висит портрет матери Кирстен. Но будучи ограниченной в количестве фотографий, я воздержусь от показа королевской тещи:))))

Самое главное, а потому наиболее пышно отделанное помещение замка - Большой Рыцарский зал:

Какую же буйную, неукротимую фантазию надо было иметь, чтобы придумать такой потолочный декор! И какой же безумный объем работы надо было проделать для его воплощения - сначала мастерам, а затем реставраторам.

Посетителей Большого Рыцарского зала встречают две девушки-хостес, одетые для «поддержания атмосферы» в платья аристократок тех далеких времен:

Со стен Большого Рыцарского зала на приходящих смотрят портреты представителей датского королевского дома. Полагаю, что многие мои читатели, живущие в России, без труда узнали и эту даму, и членов ее семейства:

К слову, портреты дамы можно увидеть и в других датских королевских дворцах. И было бы удивительно, если бы их там не было:)

Кроме портрета Дагмар (именно так показанную мною даму звали в Дании), в Рыцарском зале также присутствовала ее статуя:

В том же зале висят портреты ныне правящей королевы Маргрете II и ее ныне покойного супруга - принца Хенрика, но я не поклонница живописи, напоминающей цветные фотографии и потому не буду их вам показывать.

Подчеркну, что Рыцарский зал - кульминационная, а не финальная часть осмотра. Выйдя из него, можно осмотреть группу залов с картинами, мебелью и посудой 1700-1850 гг. Обращаю ваше внимание, что на фото показаны далеко не все интерьеры, а только то, что вписалось в лимит:


Среди посуды, хранящейся в замке, значительную долю занимают изделия Датской Королевской Мануфактуры:

Парк, прилегающий к Фредриксборгу, как мне кажется, вполне достоин внесения в рейтинги самых красивых дворцовых садов и парков Европы. Если к постройке замка привлекались голландские зодчие, то парк - дело рук немецкого специалиста И. Кригера.

Узорчатый ковер из самшита с выстриженными королевскими монограммами, каскад с фонтанами, статуи античных богов и мифологических персонажей, каналы, многометровые липовые и грабовые аллеи…

Получилось нарядно, празднично, но утонченно, без навязчивой и удушающей помпезности.


Нам с мужем понравилась веселая пара сатиров, разлегшихся у каскада. По-моему, они замечательно оживляют пейзаж:

Как же хороши виды на замок со стороны озера и фонтанов! Ноты суровости, звучавшие у парадного входа, словно растворяются в воздухе, и замок превращается в почти воздушное, обворожительно-сказочное строение:


Во время прогулки по парку мы вновь убедились в том, что неблагоприятные прогнозы синоптиков непременно сбываются:( С неба, как и было ими обещано, хлынули очередные потоки дождя. Поэтому задержаться в парке не получилось…

В последующие дни нас ожидали другие дворцы и замки, а вместе с ними - знакомые и незнакомые нам страницы датской истории.
  • Достоинства
  • 1) один-из-красивейших-королевских-дворцов-Европы; 2) одна-из-TOP-достопримечательностей Дании; 3) невероятно-красивые-и-роскошные-интерьеры; 4) чудесный парк
  • Недостатки
  • не обнаружено
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям