Базилика Нотр Дам Де ля Гард (Франция, Марсель)

Среднее 5.00 (голосов 7)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
7
Всего отзывов: 7

Категория: Франция

Читать все отзывы

Отзыв: Базилика Нотр Дам Де ля Гард (Франция, Марсель) - Под небом Прованса (часть 11)

Год посещения: 2015

В Марселе существует особое место, способное, на мой взгляд, если не аннулировать, то, как минимум, сгладить многие негативные впечатления об этом городе. Хотя, если беспристрастно оценивать ситуацию, явления, за которые туристы ругают Марсель, в общем-то, - давно не экзотика ни для нынешней Франции, ни для крупных средиземноморских портовых городов.

Тем самым особым местом является холм, на котором стоит символ и святыня Марселя - базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард. С ее колокольни на город и море взирает огромная позолоченная статуя Девы Марии с младенцем Христом на руках:

За статус хранительницы моряков и Марселя (ее колокольня со статуей служит ориентиром для кораблей), а также за великолепие ее интерьеров, Нотр-Дам-де-ла-Гард, вместе со Старым портом и замком Иф, заслуженно занимает первые строчки в списках главных достопримечательностей города.

До Нотр-Дам-де-ла-Гард мы с мужем добирались, быть может, не самым рациональным, не самым экономичным, но наиболее приемлемым для нашей ситуации способом - на туристическом мини-поезде с паровозиком, отправлявшимся от набережной Старого порта.

Несмотря на то, что в Марселе давно построен величественный, изысканно отделанный Кафедральный собор, меня не покидало такое ощущение, что храмом №1 для марсельцев фактически является не он, а базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард.

Многие виды, мелькающие в окошках поезда, так и хочется сделать заставками на рабочем столе в компьютере - для релаксации в ненастном и стрессовом осеннем или зимнем периоде:

Один билет для взрослого человека стоил 8 EUR, но данная сумма, по сути, уплачивалась за проезд в обе стороны. На поезде можно было доехать до вершины холма, пробыть на территории храма сколько угодно, не будучи «привязанным» именно к этому мини-поезду, а дальше, дождавшись приезда любого другого мини-поезда, спокойно вернуться вниз - на ту же самую набережную Quai du Port. Посещение базилики для туристов бесплатное и, что особенно радует, ее ослепительно-яркое внутреннее убранство разрешают снимать на фото- и видеокамеры.

Вопреки официальным данным о «возрасте» нынешнего здания Нотр-Дам-де-ла-Гард, я не воспринимала ее как «продукт» второй половины XIX столетия. И я с удовольствием «опознавала» в ее облике сначала византийские, а потом уже и романские черты, встречая их как старых и добрых знакомых.

Как и марсельский Кафедральный собор, Нотр-дам-де-ла-Гард сделали двухцветной, т. е. из белого и зеленого камня. Однако, как я считаю, в Нотр-дам-де-ла-Гард пропорция данных цветов выглядит более элегантно.

Пока народ с ребячьим восторгом осваивает обзорные площадки, любуясь пестрым лоскутами марсельских кварталов, тонкими линиями улочек, гаванью, морем и Фриульским архипелагом со 160-метровой высоты, поднимаем глаза к покрытой сусальным золотом статуе Мадонны, много лет опекающей экипажи всех марсельских судов и неусыпно наблюдающей за бурной городской жизнью. Золотую королеву Марселя создал Эжен Лекен.

Первое впечатление об этой громадной фигуре - феерическая помпезность, переходящая все грани разумного:)

Однако, узнав о причинах постройки Нотр-Дам-де-ла-Гард, вряд ли захочешь иронизировать по поводу таких «излишеств». (А когда узнаёшь о том, при каких обстоятельствах она уцелела во время Второй Мировой - тем более). Эта церковь строилась практически «всем Марселем» - на деньги тех и для тех, кто регулярно уходил в дальние плавания, чья жизнь проходила в постоянной борьбе с непредсказуемой морской стихией и подвергалась опасности. Для людей, которые в силу особенностей своей профессии, элементарно могли не вернуться домой, а значит, нуждались в особой поддержке и покровительстве «высших сил». Поэтому их желание иметь просторную, светлую и украшенную от всей души церковь вполне понятно. А в выборе места на самом деле нет ничего уникального: на данном холме еще в XIII веке стояла часовня, выполнявшая те же самые функции: молиться о здоровье и благополучии моряков. И у архитектора Эсперандье, как мне кажется, получилась вполне достойная ее преемница.

Когда мы вошли в Нотр-Дам-де-ла-Гард, то чуть не утонули в океане из искрящейся, цветистой мозаики на золотом фоне, переливавшейся всеми цветами радуги. И видно, что авторов этих многоцветных ковров вдохновляли Флоренция, Рим, Равенна…

Безусловно, пребывание в Нотр-Дам-де-ла-Гард несравнимо с теми эмоциями, которые испытываешь при посещении флорентийского Баптистерия Сан-Джованни, но при внимательном рассмотрении фрагментов мозаики постепенно отдаешь должное мастерству ее авторов:

Если на задуманной как постамент колокольне стоит золотая Дева Мария, внутри, на главном алтаре установили серебряную Деву Марию:

За Девой Марией, в апсиде видна роскошная мозаика с кораблем, символизирующим христианскую церковь, плывущую по бурному морю жизни. Над кораблем - путеводная звезда с монограммой Марии, помогающая ему успешно добраться до порта, в котором стоит маяк с крестом (т. е. символом Христа) наверху.

Но в этой мозаике меня удивил не центральный сюжет, а большое количество птиц. Помимо вполне прогнозируемого голубя (как символа святого Духа), здесь присутствовали высокомерные красавцы-павлины, попугаи, фазаны, цапли и другие неидентифицированные мною виды пернатых. Получилось чудесное птичье царство. И еще восхитил подбор оттенков зеленого в растительной части орнамента:

А нижняя часть мозаики была интересна тем, что в ней на девяти круглых медальонах «проиллюстрирована» известная католическая молитва (литания) к Пресвятой Деве Марии. Перед поездкой я думала, как это сделано (ведь длинный же текст!), но всё оказалось довольно просто:) В действительности, из литании было взято только девять строк, и каждый медальон соответствовал определенной строке, т. е. на нем был изображен упоминаемый в ней символ или понятие, например, башня Давида и пр.

Не менее впечатляющей была и мозаика под куполами. Как, например, эти прекрасные ангелы, держащие прелестный, изящнейше скомпонованный венок с монограммой Девы Марии, к которому прикреплены четки:

Сначала мне казалось, что в мозаике под всеми тремя куполами, расположенными над главным нефом, воспроизводится один и тот же рисунок. Тот же золотой фон, те же бело-серые птицы…Но нет! Цветы, «разбросанные» по золоту под каждым из куполов, оказывается, разные:)

В верхней части апсиды представлена легко узнаваемая сцена Благовещения. Это, пожалуй, один из наиболее лаконичных фрагментов декора:

Для кого предназначена эта церковь - понятно без комментариев:) С потолка свисают многочисленные макеты кораблей, на стенах - картины с морскими сюжетами…

Такие предметы в католицизме обобщенно называют «экс-вото» или, по-другому, вотивные дары, что означает «дары по обету». В данном случае они преподнесены моряками, а также их родными и близкими в подарок Деве Марии - в знак благодарности за успешное плавание или, наоборот, с молитвой о счастливом возвращении из очередного рейса и т. д.



К экс-вото также относятся ордена и благодарственные таблички. Судя по общему количеству даров, марсельцы недаром называют этот храм «Доброй Матерью». Кстати, экс-вото в Нотр-Дам-де-ла-Гард оставляли не только члены семей тружеников моря, но и обычные жители. И между прочим, экс-вото приносят и в наши дни, причем немало предметов изготовлено руками дарителей.

Я полагала, что в Нотр-Дам-де-ла-Гард отсутствуют какие-либо напоминания о ее предшественнице, т. е. о средневековой часовне, но, как выяснилось, была неправа. В базилике стоит алебастровая полихромная копия статуи Девы Марии, деревянный оригинал которой находился в часовне. Оригинальную «версию» статуи горожане прозвали брюнеткой – за темный оттенок дерева.

Отправляемся вниз, чтобы увидеть крипту. Если в основной части Нотр-Дам-де-ла-Гард царит византийский дух, то крипта, вырубленная в скале, спроектирована в романском стиле. Во всех отношениях крипта является антиподом блестящей, яркой, напоминающей бонбоньерку «верхушки», в которой не умолкает шум от туристического конвейера.

Крипта - это аскетизм, кажущиеся бесконечными ряды усыпальниц и тихое место для тех, кому требуется уединение при молитве.

По дороге к крипте снова замечаем мозаику с изображением павлина:

Статуя Девы Марии, увиденная нами у стойки для свечей в крипте, показалась мне поразительно похожей на статую, установленную в алтаре наверху (с той разницей, что на алтарную статую надета корона). Как выяснилось, это действительно копия и ее специально сделали легче оригинала, чтобы выносить раз в году за пределы Нотр-Дам-де-ла-Гард - во время традиционной процессии накануне Успения.

Но в реальности, объектом из набора must see в крипте, конечно же, считается не она, а очаровательная Мадонна с букетом:

Данная статуя - одно из трогательных свидетельств любви жителей Марселя к своему храму. Во времена Великой Французской революции, когда на месте Нотр-Дам-де-ла-Гард еще существовала часовня, церковные статуи были изъяты и отправлены в переплавку. После того, как в часовне возобновились службы, один из прихожан купил для нее на торгах эту прелестную деревянную статую за собственные средства, и, соответственно, преподнес ее в качестве дара.

Мне очень хотелось узнать, кому принадлежало это произведение до момента покупки, но, увы, так и не удалось найти никакой информации на данную тему.

Единственное, в чем я уверена на 99% - данной статуей владела какая-либо другая местная церковь, также попавшая «под раздачу» в тот же самый исторический период.

Как я уже говорила, одна из причин, по которым Нотр-Дам-де-ла-Гард пользуется неизменным успехом у туристической публики - панорама Марселя. Непередаваемо эффектное сочетание небесной и средиземноморской лазури, белые запятые парусов, черепичные крыши в окружении зелени - равнодушных к подобным картинам по определению быть не может.

Несомненной звездой в коллекции открывающихся отсюда видов является вид на культовый замок Иф, где томился в неволе Эдмон Дантес, будущий граф Монте-Кристо, и на другие острова Фриульского архипелага. Этому виду я безоговорочно отдаю первое место в хит-параде марсельских пейзажей:



Продолжаем обследовать Марсель с птичьего полета. На переднем плане жилые дома, построенные, скорее всего, в последней четверти XX века. Естественно, никакие не шедевры архитектуры, но очень многие видимые глазу бытовые штрихи выдают их «географию» с головой:))))

Глухие шторы, ставни или маркизы на окнах. Тенты на балконах. Плоские крыши с садиками. Мы на юге! На жарком французском юге! А на заднем плане, у моря, виден дворец Фаро, в котором так и не удалось пожить в свое удовольствие императрице Евгении - супруге Наполеона III:

Еще один превосходный вид - вид на оба марсельских порта: старый - с отрядом яхт, катеров и прогулочных теплоходиков и новый (на фото он сзади). Слева тандем из двух фортов: Сен-Жан и ее визави - Сен-Николя. И в отдалении полосатые стены и византийские купола Кафедрального собора:

Снова старый порт, но уже целиком, вместе с уходящей от него улицей La Canebiere и церковью Святого Ферреоля, к которой словно приставили фасад в стиле барокко:))) Смотришь - и оторваться не можешь:

Обзорные площадки у Нотр Дам-де-ла-Гард оборудованы просто отличные. На разных уровнях и с полным комфортом: с подзорными трубами и с пояснительными табличками.

Если повернуться спиной к Старому порту, то виды этих районов Марселя, конечно, не производят такого оглушительного фурора как предыдущие. Они покоряют другими деталями: разномастно-разнокалиберными домами, чешуйчатыми лентами черепичных крыш и буйными зарослями, среди которых проглядывает и исключительно южная растительная экзотика (например, агавы):



Здание с белой крышей, напоминающей летающую тарелку - всего лишь стадион «Велодром»: в Марсель инопланетяне почему-то не прилетали:))) Первоначально он проектировался в основном для велосипедистов, но позже его «перепрофилировали» в футбольную арену. Тем не менее, название стадиона оставили прежним. Сейчас это домашняя площадка местного клуба «Олимпик», и время от времени на ней проводят концерты.

Не скажу, что я полюбила Марсель всей душой, но мне импонируют его природный, а не лабораторно синтезированный колорит:) и неиссякаемая живость. И после подъема на холм с Нотр-Дам-де-ла-Гард к этому провансальскому-средиземноморскому enfant terrible относишься более терпимо.
  • Достоинства
  • 1) одна из TOP-3 достопримечательностей Марселя; 2) феерические, ЗАПРЕДЕЛЬНО КРАСИВЫЕ ВИДЫ на город-с-обзорных-площадок; 3) восхитительная-внутренняя-отделка-с-роскошной-мозаикой; 4) бесплатная-фотосъемка-интерьеров; 5) можно-подъехать на мини-поезде
  • Недостатки
  • не-минус, а предупреждение: объект-находится-на-очень-высоком-холме, и кому-то, возможно, будет-трудно-добираться-до-него-пешком по жаре
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям