Бернардинский костел (Литва, Вильнюс)

Среднее 5.00 (голосов 2)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
2
Всего отзывов: 2

Категория: Литва

Читать все отзывы

Отзыв: Бернардинский костел (Литва, Вильнюс) - Красивый снаружи и необычный внутри костел по соседству с Зареченской республикой художников.

Год посещения: 2018

Здравствуйте! Сегодня, продолжаю тему Вильнюса, начатую двумя предыдущими отзывами, о необычном квартале Ужупис, самоназванной республике художников и прочих творческих деятелей и об запомнившейся нам Аллее сакур на берегу Нериса. А как раз по соседству с Ужуписом, или Заречьем, как называется по русски этот район литовской столицы, на противоположной стороне реки Вильны, как раз и расположен Бернардинский костел, о котором и пойдет речь в сегодняшнем отзыве.

И как раз после прогулки по Ужупису мы и направились в этот костел. Если быть точным, то мы направились вообще то не в костел, а в направлении центра, тем более по соседству располагался отмеченный во всех путеводителях, как чуть не красивейшее церковное сооружение Вильнюса, костел Святой Анны. Ну а про Бернардинский же костел, если и было сказано, то вскользь, как об одном из множества подобных религиозных сооружений, коими так богата литовская столица. Ну а как оказалось эти два храма расположены по соседству. Вот на снимке сделанном от берега Вильны, противоположному "республике" Ужупис, как раз и видны эти два католических костела, справа как раз Бернардинский, ну а левее виден храм, освященный в честь Святой Анны.

На этом список церквей, расположенных в этом районе не исчерпывается. За спиной у нас красивейший белокаменный православный Пречистенский собор, о котором я рассказывал, и фотографии которого выставлял в отзыве об Ужуписе, а впереди видны купола еще одного католического храма, костела Святого Михаила Архангела, в котором ныне работает Музей церковного наследия. Вообщем район переполнен различными религиозными сооружениями, к тому же являющимися шедеврами архитектуры.

Ну а неподалеку от Бернардинского костела мы видим памятник польско-литовско-белорусскому (чтобы никому обидно не было) поэту Адаму Мицкевичу. Тут стоит отметить что хотя данный монумент, на мой скромный взгляд, никак нельзя назвать удачным, это не самый плохой памятник в литовской столице. Пусть на меня не обижаются жители прекрасного практически во всем остальном Вильнюса, но с памятниками в этом городе просто беда. Памятник Мицкевичу был установлен в 80-х годах, причем выполнен был литовскими же скульпторами. Хотя по сравнению, например, с нелепейшим мемориалом Князю Гедиминасу перед Кафедральным собором, это еще шедевр)).

Надо сказать, что посещать Бернардинский костёл мы и не планировали. Но такой красивейший фасад не мог не привлечь к себе внимания. И мы пошли за ограду, окружающую территорию костела и прилегающего к нему бывшего монастыря бернардинцев.

Справа от входа мы видим вот такую изящную готическую башню,

а слева, при проходе к храму, можно полюбоваться боковым фасадом соседнего костела Святой Анны.

Хотя чаще всего этот костел называют именно так, как он обозначен в названии данной темы, то есть, Бернардинским, но, как это часто и бывает, помимо самой употребительного наименования того или иного храма, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, существует и вполне официальное название. В данном же случае, это костел Святых Франциска Ассизского и Бернардина Сиенского. Как можно догадаться, раз он был освящен в честь Франциска Ассизского, то он относится к ордену францисканцев, при монастыре которых и был воздвигнут первоначально еще в 15 веке.
Ну а название бернардинский у данного костела и примыкающего к нему бывшему монастыря, связано с тем, что в некоторых странах, и в частности, в Великом Княжестве Литовском орден францисканцев называли бернардинским, по имени как раз Святого Бернарда Сиенского, считающегося реформатором данного монашеского ордена, в честь которого, в том числе, и освящен данный костел.
Ну а вот как выглядит главный фасад костела, как бы состоящий из двух частей, нижней, краснокирпичной, как и все его окружение, тот же костел Святой Анны, башня при входе, стены монастыря, а вот завершение храма на контрасте, уже оштукатурено и выглядит так, как будто это два совершенно разных здания.

При входе в небольшой дворик перед главным входом в костел, сразу бросается в глаза небольшое деревцо, непонятно как проросшее сквозь брусчатку и плитку, которыми покрыто внутреннее пространство дворика. Но вид этого одинокого, едва зазеленевшего деревца запомнился.

Ну а прямо у стены костела мы видим красивую белоснежную скульптуру, по все видимости, Богоматери, как бы приглашающей войти в храм, что мы и сделали, хотя повторюсь, изначально не собирались этого делать. Но как отказать такой красавице))!

Ну а вот какой роскошный и величественный вид открылся нам, когда мы вошли внутрь костела. Как можно судить по снимку, он далеко не переполнен посетителями.

Первое, что бросается в глаза, это деревянная отделка многих деталей интерьера данного храма. Я даже не припомню такого массового применения дерева в чисто каменных храмах.

Помимо того что из дерева изготовлены места для прихожан, что вообщем то неудивительно, из этого же материала выполнены и многочисленные алтари. Когда то их было аж 14 (а по другой информации, и вовсе 17), но до наших дней сохранилось 11, включая главный алтарь, самый большой и роскошный.

Как я уже писал выше, история храма восходит к 15-му веку, но впоследствии костел не раз страдал от войн и пожаров, а нынешний интерьер относится по преимуществу к началу 18-го века, поэтому внутри готического снаружи здания, мы видим такую изящную деревянную отделку алтарей, выполненных в стиле рококо.

В центре большинства из алтарей мы видим картины, некоторые из которых отделаны позолотой. Причем это, как можно видеть на снимке, именно не позолоченный оклад, что встречается довольно часто, оклад здесь в соответствии со стилем убранства, деревянный, а именно позолота и использование других драгметаллов для оформления частей самого полотна. Встречали подобные картины и в Каунасе, в частности, в Кафедральном соборе Петра и Павла, предположу, что особенность местной религиозной живописи.

Вот на фотографии ниже, виден как раз главный алтарь Бернардинского костела.

Можно в храме видеть и скульптуры, выполненные также из дерева, некоторые из которых, правда, требуют реставрации. Кстати, использование дерева как материала для скульптурных работ очень даже распространено, как я обратил внимание, в Литве, даже на улицах городов, не говоря уже о парках и прочих зеленых зонах.

Ну а перед одним из алтарей с отсутствующей картиной, мы видим установленную тут деревянную, опять же, работу изображающую Богоматерь с младенцем.

Ну а если присмотреться, то на стенах видны фрески 16-го века, причем они открыты относительно недавно, в 80-е годы минувшего века, а до этого, видимо, были попросту закрашены.

Ну а теперь оглядываемся назад, в сторону главного входа, откуда мы и вошли в костел. Ну а прямо над ним, как это и бывает по традиции в католических храмах, мы видим орган.

Причем этот орган, считался в свое время чуть ли не крупнейшим в Великом Княжестве Литовском. К сожалению, не удалось услышать звуки этого инструмента, в отличие от каунасского Кафедрального собора Петра и Павла, где нам по случайности, вообщем то, посчастливилось услышать божественные звуки местного органа. А в Бернардинском же костеле, к сожалению, ныне этого сделать не возможно, по той причине, что орган, к сожалению, не работает. Он был поврежден во время войны, и хотя внешне выглядит почти как новенький, но видимо орган такой сложный музыкальный инструмент, что более чем за 70 лет, звучание его так и не было восстановлено. Но, надеюсь, когда нибудь это все же будет сделано.

Также, что тоже вообщем то типично для подобных католических храмов, внутри расположено множество захоронений, в том числе и весьма важных в истории Литвы личностей. Вот могила князя Станислава Радзивилла Набожного, занимавшего ряд высоких государственных должностей, военачальника, автора религиозных произведений (отсюда, видимо, и прозвище Набожный).

Чем то похожа на надгробие Радзивилла могила полководца Петра Веселковского, больше всего прославившегося вовсе не на полях сражений, а тем, что на охоте спас жизнь королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду Августу.

Со временем, когда внутри костела уже не было места для новых надгробий было открыто отдельное кладбище, называющееся и ныне Бернардинским. Находится оно как раз в соседнем районе Ужупис, ну а спасло это кладбище от уничтожения в советские годы то, что на нем якобы была похоронена мать Феликса Эдмундовича.

Вот как выглядит один из боковых нефов, несколько скромный по сравнению с центральной частью костела.

Ну что же, на этом наш визит в костел закончился.

Рядом с Бернардинским костелом, как я и писал в начале отзыва, расположен ещё один древний храм, костел Святой Анны. Существует любопытная (но вряд ли, конечно, правдивая) легенда о том, что эти два храма строили, причем одновременно, учитель и ученик. Архитектор-учитель возводил как раз Бернардинский костел, а его ученик, соседний, посвященный Святой Анне. И вот, якобы, когда учителю предстало перед глазами творение ученика, он от зависти притаился и скинул своего воспитанника с лесов.
Существует и еще одна легенда, но на этот раз, относящаяся только к костелу Святой Анны, о том что Наполеону Бонапарта так приглянулся данный храм, что он вознамерился чуть ли не перенести его в Париж. Тоже, скорее всего байка, чего только подобного Наполеону не приписывают. Но это характеризует само отношение к данному, весьма красивому и запоминающемуся храму со стороны местных жителей. Хотя я бы не согласился с утверждениями некоторых путеводителей, что это красивейшая церковь чуть ли не во всей Литве. По мне, так соседний белокаменный Пречистенский собор, куда более привлекательный снаружи, но это, понятно дело вкуса.

Внутрь же костела Святой Анны не заходили, да и как пишут интерьер его уступает внешнему облику, да и интерьеру соседнего, Бернардинского костела. Да и впечатлений от первого, нам вполне хватило, нельзя, как говорится, объять необъятное.

Посетить же этот чудесный уголок Вильнюса, где соседствуют несколько интереснейших церковных сооружений, зайти в тот же Бернардинский костел, я искренне рекомендую, тем более это можно совместить с прогулкой по чудесному району-"республике" Ужупис.
Да, открыт для посетителей Бернардинский костел ежедневно, без выходных. В некоторые дни он открывается чуть пораньше, в некоторые дни закрывается попозже, но с 10 утра до 6 часов вечера можно приходить смело, в этот промежуток времени от открыт ежедневно. Ну и надо ли говорить, что вход в него абсолютно свободный и бесплатный.
  • Достоинства
  • Удивительное деревянное оформление элементов интерьера. Местоположение. Далеко не переполнен туристами.
  • Недостатки
  • Нет.
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям