Антверпенский Собор Богоматери (Бельгия, Антверпен)

Среднее 5.00 (голосов 6)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
6
Всего отзывов: 6

Категория: Бельгия

Читать все отзывы

Отзыв: Антверпенский Собор Богоматери (Бельгия, Антверпен) - Брабантской готики роскошный образец!

Год посещения: 2016

Привет всем читателям и писателям!

Любой, кто заглянул в Антверпен, в гости к Рубенсу, обязательно продолжит маршрут и не пропустит этот храм!
Любой, кто просто заглянул в Антверпен элементарно не сможет пройти мимо!
Он мощен, грандиозен - это самый большой готический Собор в стране (да и у соседей - голландцев и французов подобных не много)!


Он фантастически устремлен вверх - у него же самая высокая в Бельгии храмовая башня - 123 метра!
Видно её отовсюду!


Он удивительно асимметричен - вторую башню так и не смогли достроить (банально - не хватило денег!).


Он изящен - на таком гиганте всегда особенно смотрится каменное кружево.
Это Собор Антверпенской Богоматери.


А ведь у него - еще и тааакое богатство внутри!
И потрясающая история. На его месте маленькая часовня была еще тысячу лет назад. Потом, в двенадцатом веке появилась церковь в романском стиле - как она выглядела сказать не может никто, а вот её фундаменты увидеть и даже потрогать можно - если спуститься в крипту.


Храм в его нынешнем виде возводили почти два столетия. Начали в 1352-ом, закончили где-то в 1521-ом, но и то - относительно (работы строительно-реставрационные потом затевали еще не раз)! Я насчитала порядка пяти архитекторов, принимавших в этом участие. Вот эту необычную композицию у стен можно считать своеобразным памятником - не только первым архитекторам, всем - кто веками строил этот невероятный собор.


Но не успели его возвести - как катастрофа за катастрофой. В 1533 году в одну октябрьскую недобрую ночь кто-то плохо погасил свечу, и пламя почти уничтожило всё внутри. Вот, смотрите, как полыхало!


Однако в шестнадцатом веке Антверпен процветал, с финансами не было проблем - Собор быстро отреставрировали, спасли. А в 1566-ом его интерьеры разрушила уже другая стихия - в лице иконоборцев-кальвинистов, они, как известно, особо не церемонились - беспощадно и жестко очищали храмы от изображений Христа и святых, не щадя ни алтари, ни надгробья, ни статуи, ни витражи. Почти двадцать лет кальвинисты управляли Антверпеном, а потом город вернулся под власть Испании и католиков.

И стали годами воссоздавать разрушенные алтари. Тогда-то и оказалось - вовремя вернулся в город Питер Пауль Рубенс! Он и его мастера получали множество заказов от возрождавшихся храмов и желавших увековечить себя в них богатых горожан. Пять работ он создал для Собора Антверпенской Богоматери. Но увидеть сейчас в нём можно не все.

Поскольку еще одной катастрофой для храма стала Французская революция. Эти новые оккупанты его сначала разграбили (все самые роскошные полотна фламандцев и, конечно же - Рубенса были увезены в Париж и другие города). А потом и вовсе задумали Собор снести, чтобы на этом месте построить площадь Равенства. К счастью, проект не осуществился, вроде как - сам Наполеон отменил. Да и три картины Рубенса уже в 1815-ом торжественно встречали из Парижа (специально отправленной туда комиссии многое удалось найти и вернуть!).

Но - пойдем уже их смотреть! Собор Антверпенской Богоматери сейчас, конечно, не только храм, а еще и музей! И вход для туристов в него платный - 6 евро с человека (из приятного - буклетик на русском языке дают). И первое ощущение - как будто оказался в гигантской художественной галерее. Длинные-длинные ряды, царство картин...


У каждой колонны - шедевр. Современники и последователи Рубенса, его учителя и ученики. Для антверпенского Собора работали и Корнелис де Вос, и Хендрик ван Бален... И даже если эти имена вам ничего не скажут - вы вольно или невольно остановитесь у их картин...


Как не пропустите и Рубенса! У него здесь четыре масштабных полотна (некоторые специалисты считают - лучших в его творчестве)!
Вот - "Воздвижение креста".
Обычно обращают внимание на Марию ( она вверху слева, увы-увы, очень плохо видно у меня) и самого Христа. Поднятые вверх глаза. И никакого отчаяния.


Они точно знают - будет Воскресение. Да вот и - оно. Тоже - в исполнении Рубенса.


А триптих "Снятие с креста" он писал специально для этого храма, по заказу гильдии стрелков из аркебузы - для их алтаря (гильдии тогда, похоже, соревновались во всем - не только спорили - у какой из них будет лучший дом на главной торговой площади, но и бились за лучший алтарь в главном городском храме...). Может как раз об этом детям сейчас рассказывают...


А в качестве главной алтарной картины в этом храме теперь рубенсовское "Вознесение Девы Марии". Считается, что девушка в красном в центре полотна очень напоминает любимую жену художника - Изабеллу Брант.


А изображений Богоматери в этом храме вообще - очень-очень много, что совершенно естественно - ведь ей, покровительнице города и защитнице, и посвящен Собор.


Самый почитаемый - вот этот чудотворный образ ( на фото - внизу). Богоматерь Антверпенская. Шестнадцатый век. Дерево. Как и другие культовые статуи, она иногда меняет облачение. При нас была - в благородном зеленом!


И обязательно нужно голову вверх поднять! Там в восьмиграннике, среди дубовых листьев и виноградной лозы - рельефов пятнадцатого века - еще одно великолепное "Вознесение Девы Марии". Корнелис Схют в семнадцатом веке потрудился. Рекомендую рассмотреть.


И на огромные роскошные витражи нельзя не обратить внимание! Собственно с шестнадцатого века уцелело немного - всего два. Все остальные - уже родом из девятнадцатого столетия.


И то, что меня не устает восхищать - потрясающие шедевры из дерева. И скульптура...




и резная деревянная кафедра для проповедей (создана в восемнадцатом веке, правда, для аббатства недалеко от Антверпена, попала в собор, когда оно было разрушено). Чего тут только нет - фигуры ангелов, диковинные птицы, ветви и стволы деревьев...


И уже на выходе советую обратить внимание на макет Собора. В реальности-то его вот так по кругу не обойдешь - все застроено! А тут пожалуйста, - можно рассмотреть и форму его крестообразную, и башни.


Вообще эти асимметричные башни могут свести с ума пытливого путешественника! Вот увидит он в каком-нибудь путеводителе вот такую гравюру-картинку и задумается... значит их все-таки когда-то было две?!!!


Обман, все обман!
Так в те далекие времена выдавали желаемое за действительное и без всякого фотомонтажа! Никогда-никогда не существовало второй башни - и гравюр, рисунков, картин подтверждающих это, встречается гораздо больше.


Но даже разобравшись с этой загадкой, не спешите из Собора выходить - все равно не получится. Многие застывают в изумлении вот перед такой композицией. Явно не шестнадцатого столетия.


"Человек, несущий крест". Известного художника-провокатора Яна Фабра работа. Ээээ... точнее его автопортрет. И первое произведение, которое было приобретено собором за последнее столетие.


Бельгийцы вообще большие любители времена и стили совмещать-смешивать. Относиться к этому можно по-разному, но не обратить внимание - никак нельзя.

Вообще я думаю, вы уже и без моих рекомендаций давно поняли - этот Собор в Антверпене пропустить тоже - ну совершенно невозможно! Так что если соберетесь в бриллиантовый город, обязательно себе черкните - Собор Антверпенской Богоматери - must see!


Удачных всем путешествий!
  • Достоинства
  • потрясающая архитектура и история, шедевры Рубенса и его современников
  • Недостатки
  • сложно рассмотреть его целиком - плотная застройка вокруг
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям