Карнавал "Бушоярош" (Венгрия, Мохач)

Среднее 4.50 (голосов 2)

1
0
2
0
3
0
4
1
5
1
Всего отзывов: 2

Категория: Хорватия

Читать все отзывы

Отзыв: Карнавал "Бушоярош" (Венгрия, Мохач) - Просто так в список всемирного наследия не попадают

Год посещения: 2014

Приветствую всех читателей Отзовика!

Во время недавней прогулки по праздничной ярмарке в Москве я удивлялась мохнатым чудищам в деревянных масках и пыталась вспомнить, было ли такое в быту и традициях русского народа. А сегодня захотелось рассказать о празднике, где подобные персонажи уже несколько столетий являются главными действующими лицами.

Проводы зимы и встречу весны еще со средних веков отмечают многие страны и народы. В полюбившейся мне Венгрии этот праздник называется фаршанг. Начинается он сразу после католического Крещения и длится до начала Великого поста. По всей стране проводятся народные гуляния, балы, маскарады и праздничные шествия. Самое же яркое и необычное завершение фаршанга происходит в Мохаче - карнавалом Бушояраш (дословно – хождение/веселье бушара).

Небольшой южный городок на правом берегу Дуная прославился двумя знаменитыми битвами, на столетия определившими судьбу венгерского народа. В 1526г. объединенное венгеро-чешско-хорватское войско было полностью уничтожено турками, превосходящими численностью и оснащением. Венгрия на 1,5 века попала под власть Османской Империи. А в 1687г. практически в этом же месте уже турецкое войско разгромно продуло австрийскому, и над Венгрией установилась власть Габсбургов. Аж до первой мировой.

Сейчас же Мохач на весь мир известен уникальным карнавалом, посмотреть который приезжают тысячи туристов. Поэтому снять жилье в эти дни в городе и его окрестностях практически невозможно, равно как и найти местечко в ресторане. Зато есть роскошные ярмарки, уличные шатры с разнообразной едой и бесчисленные лотки с палинкой и глинтвейном. На ярмарку съезжаются представители самых разных народных промыслов со всех уголков Венгрии. Даже этот красавец с кренделями, которого я часто встречала на центральных улицах Будапешта, тоже здесь.

Итак, последнее воскресенье фаршанга (аналог нашему Прощеному воскресенью). На главной площади города (пл. Сечени) с утра заготовлена огромная куча прутьев и камыша, вечером здесь будет гореть соломенное чучело Зимы. А пока площадь и близлежащие улочки заполняются гостями, гражданами и местными, чудом выдержавшими недельное гуляние. Скоро на огромной парковке для автобусов не будет места, а от брошенных, где повезет, машинок будут отделять целые кварталы.

Турецкие мотивы на здании городской администрации – дань памяти османскому владычеству. Мемориальный храм в византийском стиле – памятник десяткам тысяч воинов, погибшим от турецких сабель. Возведен комплекс на народные средства к 400-летию битвы. В его основании заложена земля, привезенная из 52 городов и почти 3 тысяч венгерских деревень. У восточной стены в трагической обреченности прикрыл глаза Лайош II, состарившийся за один тот черный день. Во время битвы двадцатилетний король был ранен и погиб при отступлении. Поклонники сериала «Великолепный век», в показанный там образ не верьте! )

Город же тем временем продолжает наполняться людьми, и среди них все чаще встречаются герои праздника – бушары. Эти вот рогатые чудища в бараньих шкурах и страшных масках, с удовольствием пугающие зевак, а потом с ними же дружелюбно позирующие:

По легенде часть жителей Мохача, несогласных с произволом османов-завоевателей, сбежала жить на остров, что напротив города. Турки попытались было догнать, да плюнули, потому что места гиблые, болотистые, соваться себе дороже. Авось не выживут. Гордые мадьяры мало того, что выжили, сдаваться не собирались, еще и надежду имели, вселенную неким старцем-видением: дескать, вернетесь вы в родные места, а пока делайте маски пострашнее, лодки и дубинки ладьте и сигнала ждите. Так и сделали.
В одну ненастную ночь явился на остров таинственный рыцарь и велел облачаться в костюмы, плыть в город и шуметь там погромче. Надев рогатые маски и бараньи шкуры мехом наружу, ворвались ряженые в город, производя страшный шум и грохот. Сонные турки демонов перепугались, поразбежались, а после и вовсе покинули город. Жители же, чтобы не забыть о славном спасении, решили каждый год устраивать шествия ряженых. Это по легенде.

А по версии этнографов прогоняли рогатые ряженые вовсе не турок, а Зиму. И все это великолепие - отголосок языческих ритуалов, посвященных проводам зимы. Впрочем, одно другого не исключает, а нам при любом раскладе в радость. Костюм бушара, кстати, самый дорогой «сувенир» на празднике. Маска, например, стоит от 100 евро.

В городе тем временем становится все громче и веселее, шум толпы перекрывается национальной музыкой, грохотом огромных трещоток, металлическим бряцаньем, дудками и радостными возгласами.

Цвета, запахи и люди именно венгерских ярмарок научили меня когда-то получать от них удовольствие и спокойно реагировать на толпу. Сейчас, видя, как этот дух потихоньку приходит и на наши крупные ярмарки, не перестаю этому радоваться. Фото мохачской ярмарки и людей на ней заняли бы целый отдельный альбом, поэтому этот момент пропущу.

В ожидании главного действа всем есть, чем заняться – и маленьким, и взрослым. С похожей мохнатой башки на палочке, привезенной мне в качестве сувенира, когда-то начался мой интерес и появилась мечта посетить это место.

Многонациональная публика на мероприятии исключительно доброжелательная. Ни ругани, ни разборок, сплошное веселье. Исключение составил вот этот цыганский дебошир с велосипедом. Чего хотел – не понятно, был очень шумный, изрядно подшофе и вел себя вызывающе. Сначала привлек неодобрительные взгляды местных и гостей, а потом и рендёршегов (венгерской полиции), коими и был уведен под белы ручки.

В назначенное время раздаются пушечные выстрелы, начинается главное – прощание с Зимой.
У северо-западного угла площади показывается процессия, направляющаяся по ее периметру. Впереди серая лошадка в исторической сбруе тащит деревянную телегу с гробом. Это Поклада, символизирующая почившую Зиму.

За Покладой следует горюющая свита:



Самое время отметить, что карнавал этот придумали вовсе не этнические венгры, а хорваты-шокцы, мигрировавшие в эти края, спасаясь от вторжения турок-завоевателей. Традиционный костюм шокцев – белый с крушевным украшением, его-то мы и видим из-под лохматых шкур. На ногах бушаров – самодельные кожаные чувяки и разноцветные вышитые гетры.

Костюмы женщин не менее красочны – кружевные маски, расшитые юбки и передники, те же гетры всех цветов.

Чем дальше от начала, тем веселей идет процессия. Шумят, хулиганят, интересуются толпой. Желающих рассмотреть шествие очень много, пробиться в первые ряды непросто. Но возможно

Трещотки и колотушки – обязательный атрибут праздника, шуметь полагается много и качественно. Дети знакомых на свою голову выпросили небольшую, см. на 40. С того дня утренний подъем у них начинался не с будильника, а с трещотки в руках отца-садиста Потом догадались спрятать.

Идут не все, некоторые предпочитают ехать.


Что-то приводит в движение двигатель, что-то – единичные лошадиные силы. Например, вот этот деревянный диск (с четырьмя красавцами на нем) с жутким скрежетом тащат на бревне пара рыжих коняг-работяг. Диск переваливается с одной стороны бревна на другую, вращаясь при этом наподобие карусели.

Шокцы-земледельцы привлекают Весну остатками прошлогоднего урожая – початками кукурузы, пучками чеснока и ожерельями из высушенной паприки. Пончики, символы Весны, нацеплены везде, где только можно. У одного пристававшего рогатого очень хотелось сорвать один и слопать

Не знаю, что бы я делала на месте Зимы или турок, но когда на тебя идет такое – немного не по себе. Не знаешь, чего ожидать.

А ожидать можно чего угодно. Могут сетку или мешок на голову одеть. Могут из толпы выхватить и начать скакать с двух сторон с недвусмысленными движениями. А то и с четырех. Молодым симпатичным девчонкам больше всего достается, но и остальным может перепасть.

Могут из толпы выдернуть и с собой потащить, могут перьев на голову насыпать (в прежние года и мукой случалось). Или вот такой палкой, как у чувака справа, потыкать. Пришлось поуворачиваться :) Они на эту тему вообще любят похулиганить.

Дети всех возрастов тоже в шествии участвуют. Кто на тележке, кто в коляске, а кого на цепи или поводке ведут. Забавные, в шкурах и кружевах. А то и в чем похлеще.

Персонажи встречаются самые разные – различные ведьмы, колдуны, шуты и прочая нечисть. Поучаствовать в шествии приезжают из Хорватии, Сербии и даже Польши. Большой общий праздник.


Постепенно процессия обходит площадь, собирается на ней, смешивается с толпой, и начинаются массовые гуляния. Появляется большое соломенное чучело, еще один символ Зимы, и водружается в центр камышовой кучи

Народ развлекается, как может. Пользуется спросом возможность запечатлеться в гробу с почему-то уже живой Покладой (или с кем-то из шутов, ее сопроваждающих). Еще и за деньги. Бушары с окружением греются всем, что попрятано в шкурах, сумочках и даже в тележке с Покладой. Как еще умудряются, не снимая масок?

На сцене перед городской ратушей полным ходом идут представления с национальными песнями и танцами.

А люди знающие потихоньку перебираются в сторону набережной, на которой тоже скоро будет не протолкнуться. Особо одаренные даже умудряются залезть повыше, приобнять фонарь, чтоб не сдуло, и даже послать фотопривет такому же одаренному с другой стороны от лестницы )

Перед набережной еще одна сцена, где выступают музыкальные коллективы, а народ веселится и хороводится под удивительные сочетания рок-музыки и национальных мотивов.

В какой-то момент внимание привлекают пушки, которые волокут бушары, а использует по назначению опытный пиротехник. Стреляют эффектно, с грохотом и огнем. Даже что-то шлепается в воду, наподобие ядра.

И все это служит отвлекающим маневром, пока гроб с Покладой грузят на паром. Паром выходит на середину реки, устраивает небольшое шоу (никогда не видела, чтобы такая большая плавучая махина так резво могла крутиться вокруг своей оси). А потом Покладу спускают на воду под одобрительный рев толпы, грохот трещоток, лязг коровьих бубенцов и сирену парома.

Воды прекрасного Дуная уносят Покладу в Хорватию (или еще куда подальше), а народ отправляется дальше гулять, вкусно кушать, выпивать в шатрах и еще раз попрощаться с Зимой под отблески огромного костра на старой площади.

В 2009г. все это великолепие по праву вошло в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2012г. Бушояраш был объявлен хунгарикумом - венгерским национальным достоянием, поучаствовать в котором съезжается огромное для маленькой Венгрии количество гостей.

По поводу стоимости посещения полезными сведениями поделиться не могу, т. к. мое участие происходило в особом частном порядке. Практика людей предполагает разброс от пары десятков евро до весьма приличных сумм. Кто-то способен приехать на попутках и обойтись кружкой глинтвейна с калачом, насыщаясь духовно. Кому-то же необходимо перепробовать всю вкуснятину шатров и ярмарки, умудриться пробиться в ресторанчики на набережной, набрать мешок сувениров и увезти себя с ними на любом доступном транспорте.
В любом случае удовольствие от этого уникального самобытного праздника будет получено. Всем хорошего дня и новых впечатлений!
  • Достоинства
  • Отсутствие минусов
  • Недостатки
  • Не видела и не старалась их искать
Территория
Проживание
Расположение
Чистота
Сервис и питание
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям