Дельтаплан "Славутич-УТ"

Среднее 4.90 (голосов 10)

1
0
2
0
3
0
4
1
5
9
Всего отзывов: 10

Категория: Дельтапланы

Читать все отзывы

Отзыв: Дельтаплан "Славутич-УТ" - Безмоторный тихий полет, это прекрасно. Летаешь с ощущением свободы, как птица в небе.

Мой отец имел свой дельтаплан и увлекался дельтапланеризмом. На полеты ездили коллективно в республику Молдова прыгать с высокого холма. Только они не прыгали сразу. Сначала проходили обучение на тренажере.

Подготовка.
Подготовка заключается в изучении теории полета и тренировки на тренажере. Тренажер представляет собой прочную металлическую трубу. Труба подвижна вверх вниз как качели типа доска. Она закреплена на ось эксцентрично. Длинный край имеет длину около 10 метров, короткий около полутора. На коротком крае трубы закреплена корзина, на подобии той, как корзины на автомобильных вышках для работы с электрикой. Вся эта конструкция может вращаться по кругу как карусель. Для того, чтобы было больше ветра, этот тренажер стоит в открытом поле на искусственном холме, где по близости нет деревьев. Такие холмы часто используются для установки громоотводов. Холм имеет небольшой диаметр. Получается, что, когда стрела опущена, длинный край находится не параллельно земле, а ниже. Это дает еще больше свободы по высоте.

На длинный край цепляется дельтаплан. Когда все готово, все ремни завязаны, в корзину накладывают мешки с песком или землей. На них садится человек, который будет следить за высотой. Он же вначале занимается балансировкой, в зависимости от веса тренируемого. Вынимает или ставит часть земли. Последний мешок не полный. В него подсыпается земля ведром. Когда он садится, держит веревку. На другом конце веревки завязан тяжелый мешок, который лежит на земле под ним.
Все готово к взлету. Практикуемый в ремнях пристегнут к дельтаплану, и ждет хорошего рывка ветра. Помогающий держит веревку наготове. Рывок и полетели! Пусть это еще не настоящий полет, зато самый первый. Здесь прощаются мелкие ошибки, есть страховка. Тот, что сидит в корзине, должен внимательно следить за процессом, не отвлекаться и иметь хорошую реакцию. Если пойдет что не так и дельтаплан при взлете или во время его пойдет резко вниз, он может дернуть веревку и вернуть высоту или, по крайней мере, смягчить удар о землю.

У тренажера есть свои ограничения. На нем нельзя сделать полный круг, так как перекрутится веревка. На нем особо не полетаешь, зато можно освоиться с управлением, научится набирать высоту и плавно опускаться. Это хорошая подготовка к полету.

Полет
Как перед полетом, так и перед тренировкой выбирается хороший ветреный день. За один, два дня до вылета коллектив тщательно следил за прогнозом погоды. Было важно предсказать не только скорость ветра, но и направление. Если прогноз на выходные подходящий не дождливый и ветреный, они упаковывали вещи с пятницы. В субботу, рано утром, выходили на улицу, определяя на глаз силу ветра. И еще раз созванивались и уточняли, выезжаем или нет. Если большинство "за", ехали все с рассветом.

Место сбора для полетов, глубинка Молдовы, на вершине большого крутого холма. Очень далеко внизу виднеется молдавское село. Какое точно, я не знаю, так как название не уточнял. В середине, между нами и селом имеется родник. От родника журчит длинный ручеек, который с изгибами бежит аж до села.
К роднику мы ходили за пресной водой, чтобы попить в обед, между полетами. Пили воду, ели паштет с хлебом. Вода, из под земли, выходит очень ледяная. Когда жарко и пить хочется, не дождешься, пока чуть нагреется. А, от холодной горло легко может заболеть.

Не все поездки удавались. Часто приезжали и сидели в ожидании ветра. Иногда везло, иногда нет. Бывает, к обеду подует, приподняв на нужную длину ветряк – колпак. Мне этот ветряк напоминает шапочку Буратины. Тоже длинный и полосатый, только с дыркой в конце. С появлением ветра, всех быстро созывали строится на инструктаж. На нем напоминалось кратко о безопасности, и в полет, пока ветер. Бывали дни, когда ветер так и не появлялся или разворачивался в другую сторону. Тогда полеты отменялись. Холм односторонний, он как ступень. Сверху равнина и внизу равнина. Только одна выше, а другая ниже, между ними длинный спуск холма. Можно взлетать только тогда, когда ветер дует в лицо. Когда он в спину, ничего не получится.

Если до обеда ветер не появлялся, то полеты отменялись. Примерно половина поездок срывалось. Но мы сразу не разъезжались, бродили по загадочной местности. Место очень интересное. Справа красивое небольшое озеро овальной формы. Там всегда есть рыбаки. Рыбка ловится мелкая, но интересно наблюдать за самим процессом. Недалеко есть колодец, но мы с него воду не брали, брали с родника. Дальше лес, там полно грибов. Шампиньонов собирали столько, что не куда было складывать. Однажды пришлось даже снять спортивные штаны, завязать у кален на узлы и использовать как мешок, прикрывшись лишь длинной майкой )) А что тут такого, здесь такая глушь, что, кроме нас и коров больше никого. Над головой очень часто кружила птица с огромным размахом крыльев. Похоже на орла. Летал он очень высоко, но размах крыльев, на глазок, больше метра. Родители нас пугали, чтобы далеко от них в лес не заходили. А то были случаи, когда орлы уносили маленьких детей. В первые поездки я был совсем маленький, еще в школу не ходил. Но я знал, что они шутят, меня он не поднимет, но все равно заблудиться в лесу не особо хотелось. У него края не видно.

Я увлекся, описывая местность, но хочу передать обстановку, ощущения. Хоть я сам и не летал, так как был еще мал, но я жил жизнью тех людей, которые занимались дельтапланеризмом. Я видел их радостные лица, восторг друзей после приземления. Сколько эмоций, они делились тем, как прошел полет и что они видели. Представляю, как там прекрасно летать, наблюдать за этой красотой свысока. За счет того, что полеты проходят на безмоторном дельтаплане они бесшумные. Дельтапланеристы, которые летали близко от нас, слышали, что мы им кричали. Все это прекрасно и незабываемо. Я совсем не огорчался, что мне нельзя летать. Мне приятно было находиться в дружном коллективе. Все это незабываемо.

Тем, не менее, я не сидел на месте. Я помогал собирать дельтаплан папе. Это в собранном виде они такие большие и, с виду, напоминают маленькие самолеты. Когда они разобраны, то занимают совсем мало места. Всего рюкзак, который можно переносить. Он не тяжелый. Можно с ним пройти расстояние, разобрать, полетать, собрать и снова пройти. Этот рюкзак, как крылья за спиной. И дома, между полетами, он лежал годами на антресоли, про него даже не вспоминали, не мешал.
Дельтаплан это всего лишь парашютная ткань и набор планок. Эти планки очень легкие, в то же время хрупкие. Перед сборкой, я визуально рассматривал каждую планку на наличие надломов. Затем планки вставляются вовнутрь ткани. В ней имеются специальные полости. Благодаря планкам, треугольный кусок ткани превращается в крыло.

Дельтапланерист находится в чехле, перед самым полетом он пристегивается к дельтаплану. Обычно он сам этого сделать не может и ему помогают. Вокруг него находится металлический треугольник, он держится за нижнюю планку. Этой планкой и управляется дельтаплан. В полете он висит и всегда расположен параллельно земле за счет силы тяжести. Двигая планку треугольника в различные направления, он двигает и сам дельтаплан, так как эта рамка и дельтаплан связаны жестко, а он нет. Двигая вперед, он набирает высоту, двигая назад – сбрасывает. При помощи наклонов – поворачивает. Вот и все управление, все просто. Трудности чаще всего возникают при приземлении.

Дельтапланеризм это дешево. Один раз купив дельтаплан, больше не на что тратится. Здесь не нужно сжигать топливо для полетов, не нужно использовать самолет, как при парашютном спорте. Используется лишь сила ветра и умения дельтапланериста. Чем больше тренируешься, тем лучше летаешь. Когда осваиваешь технику полета ощущаешь себя свободной птицей. Те кто справился, так и кричали при приземлении "Я летал как птица! Там, на высоте все совсем по другому. Это прекрасно!". Достижением считалось приземлится на то же место, от куда взлетел.

Дельтапланеристы были с разным опытом. Более опытные умудрялись взлетать, разбежавшись при малом ветре, вопреки предупреждениям инструктора. Пытались разгонять дельтаплан не по одиночке, а втроем. Когда, кроме пристегнутого, его пытаются толкать еще по одному за каждую сторону металлического треугольника. Редко получалось, но один взлет из пяти тоже результат.

Сначала дельтаплан летел вперед над холмом, опускаясь ниже нас. Так как мы находились в основном на верхней площадке. Опытные дельтапланеристы, хорошо разогнавшись на аппарате, начинали набирать высоту и, медленно и плавно поднимались высоко над холмом. При этом, дельтаплан почти остается на месте. Затем, делали резкий наклон и летели против ветра с большим снижением скорости! Затем снова набор высоты прямо у нас над головой. Это было потрясающее зрелище, они летали в любую сторону, которую хотели. Лететь по ветру и поперек для них вообще не представляло сложности. Лишь медленнее передвигались против ветра, короткими рывками, с долгим набором.

Новички просто продолжали лететь низко, над спуском холма, и приземлялись, где могли, внизу. Дельтапланы приходилось тащить назад. Двое помощников бежали за ним весь полет. Конечно медленнее, сильно отставали. Потом помогали приносить дельтаплан на верх. Были случаи, когда они там помогали отстегивается, если с этой задачей сам пристегнутый не справлялся. Не справлялся только дядя Паша. Без несчастных случаев не обходилось. Ему никак не получалось научиться приземлятся и через каждый удачный полет был неудачный. Он падал на землю почти в низу холма и ломал себе руку, причем каждый раз одну и ту же. Чтобы добежать к нему, нужно было потратить минут десять, не меньше. Это, с учетом того, что помогающие выбегали заранее. Поэтому помощь поспевала не сразу. Сначала добегали помогающие, которые должны были помогать нести дельтаплан. Затем, когда они добежали к нему и узнали о происшествии, один из них оставался помогать освободится от ремней, а другой бежал назад, махал и пытался что-то кричать. Громкий крик был едва слышен только на середине пути. Группа людей сверху, видя, что что-то не так, предполагала, что снова перелом. Чтобы расслышать голос пытались молчать. В тоже время, приходилось шуметь, так как нужно было искать ключи от машин и собирать с автомобильных аптечек бинты и жгуты и все что может пригодиться внизу. Находясь рядом, можно сказать «на ладони». Помощь поспевала через полчаса. В 80-х не было мобильников, с ними, помощь поспела бы быстрее. Даже были предложения ждать с аптечкой, на всякий случай внизу. Но, места приземления настолько отличались в расстоянии, что это было бессмысленно. Пришлось бы бежать вдоль холма не меньше, а то и вверх, что труднее. Третий перелом закончился для дяди Паши металлической вставкой в кость и концом его карьеры в роли дельтапланериста. Я видел его последний полет. Перед ним он всех уверял, что уже научился, уже несколько раз удачно летал. Он действительно полетел хорошо. Летел на высоте около пяти метров над землей, вниз склона. Летел нормально, ровно и вдруг его развернуло, упал носом вниз. Дельтаплан сломался. Когда он поднялся в бинтах, его встречала часть команды: "Ну что-ж ты так. Нужно было без резких рывков, стабилизироваться". Он ответил: "Да я летел хорошо, держал высоту, вообще не дергал и вдруг все начало крутится, я вмиг упал, даже ничего не мог сделать".

На очередном выезде, наш тренажер сломался, труба проржавела от времени и согнулась во время тренировки. Можно сказать, он не выдержал испытания, мы, в тот момент его немного перегрузили. Зацепились на дельтаплан вдвоем. Не получилось мне полетать, всего пару раз оторвался от земли. Все очень расстроились. Чтобы как-то подбодрить коллектив начали шутить, что, наверное я был очень толстый вот он и сломался. Хотя я был очень худой, аж кости торчали и было мне не больше 12 лет. Затем начали рассматривать трубу, а там стенка, в середине, совсем проржавела. Тренажер решили порезать и разобрать.

Полеты продолжались до тех пор, пока не погиб один из участников группы. Эта даже была не наша группа, мы не были в тот день на полетах. После этого, было решено больше не продолжать опасное занятие. Личные дельтапланы были проданы. А папа так хотел летать еще. Погасла искорка в его глазах. После этого, чтобы как-то отвлечься пытались еще заняться альпинизмом. Но скал у нас нет. Выезжали в лес и лазили на высокие деревья. Использовали тросы. На время соскальзывали по тросу с верхушки вниз. Но это уже было совсем не то.

Время прошло. А память о полетах так и осталась. Так и крутится в голове песня Валерия Леонтьева «Мой дельтаплан».
  • Достоинства
  • Радость от полетов. Дешево и круто.
  • Недостатки
  • Очень опасно.
Эффективность
Качество
Удобство
Надежность
Безопасность
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям