По нашим дорогам по прежнему бегает немало малолитражных автомобилей прежних поколений производства Волжского автозавода. Модели последних лет выпуска производства АВТОВАЗ имеют колёсные диски, рассчитанные на автомобильные шины 14', или даже 15" у новых моделей типа Весты. А вот старые восьмёрки, девятки и вазовская классика имеет автомобильные шины на 13". Такие колёса небольшие по диаметру, и охотно ныряют даже в мелкие ямы. Но резина на 13" традиционно недорогая и доступная. Правда, в последнее время выпуск автомобилей с покрышками 13" практически вообще прекращён. Колеса современных легковых автомобилей начинаются уже от 14".
В крупном российском городе встретить сегодня на дорогах вазовскую заднеприводную "классику" уже стало редкостью. И если пятёрки и семёрки ещё попадаются, хотя и нечасто, то более старые модели встретить на улицах всё труднее и труднее. А вот в сельской местности наш небогатый народ по-прежнему вовсю эксплуатирует копейки, тройки и шестёрки, и даже убитые непосильными грузами двойки. А так как народ небогатый. то и тратиться на резину ему совсем неохота.
Раньше в советское время "Жигули" выпускались и эксплуатировались с камерными шинами. При проколе колеса, а на сельских дорогах такое неприятное явление далеко не редкость, поступали просто. Колесо снимали, собственными усилиями размонтировали, доставали из него камеру, накачивали её, и опускали в бак с водой. По выпускаемым пузырькам воздуха находили прокол, отмечали его мелом, и далее камеру спускали. Также в обязательном порядке ощупывали изнутри покрышку, находили причину прокола. а именно торчащий гвоздь или саморез, и извлекали его. После этого место прокола на камере зачищалось шкуркой, обезжиривалось бензином и закрывалось размоченным в бензине кусочком сырой резиной. Далее через несколько слоёв газет всё это дело сжималось вулканизатором, и он включался в электрическую сеть для нагрева. После хорошего нагревания заплаты, и последующего остывания вулканизатор снимался, а на месте прокола в итоге формировалась прочная заплата. После этого камера помещалась обратно в покрышку, и колесо монтировалось.
Для удобства монтировки автомобильного колеса приходилось изготавливать или покупать крупные и прочные металлические лопатки-монтировки, а также использовать специальное приспособление для монтажа покрышки на обод в виде прочного захвата-рычага кромки покрышки, и креплением мощной гайкой по центру диска. А также, разумеется, прилагать при монтаже покрышки приличные физические усилия.
С приходом в обиход бескамерных шин, а сейчас они все именно такие, ремонт колеса при проколах значительно усложнился по технологии, и стал очень даже недёшев. Да и просто размонтировать бескамерную покрышку обычным инструментом в гаражных условиях без специальных приспособлений практически невозможно. Именно с проблемой невозможности самостоятельной размонтировки колеса на бескамерной покрышке белого ВАЗ-2106 и пришлось столкнуться на практике:
На машине были установлены 13' колёса. Одна из бескамерных покрышек начала подтравливать. При внимательном разглядывании покрышки в структуре резины были обнаружены микротрещины, хотя рисунок шины сохранялся глубоким. Да это и неудивительно. Несмотря на то, что пробег шин был маленький, лет им всё-таки немало. Резина за это время могла постареть, и в ней появились микротрещины, по которым и стал потихоньку стравливаться воздух. Да и попадания в дорожные ямы на скорости не проходят для шин бесследно. К примеру, у такого автомобиля, как Дэу Матиз, колёса вообще маленькие до смешного, и они всего лишь на 12 дюймов. На дороге такие покрышки охотно собирают даже мелкие ямы, и плотно знакомятся с их нередко бугристым и опасным дном:
Как вы думаете, сколько дюймов в колёсах вот у этого агрегата, которому мелкие ямы вообще по барабану?
Однако вернёмся к нашему ВАЗ-2106. Для восстановления герметичности покрышки колеса было решено превратить бескамерную шину в камерную. Для чего и была приобретена за 320 руб. универсальная камера типа УК-13М производства Ярославского шинного завода, о чём указывает логотип в виде буквы "Я" на её маркировке. Автомобильные камеры типа УК-13 считаются универсальными, и считается, что они подходят по размерам для 13" автомобильных покрышек с любыми размерами и маркировками.
Новая шина была продана в свёрнутом виде:
Маркировка на камере крупным планом:
Запах от камеры исходил довольно сильный. Но это не такой запах, каким пахли старые добрые советские автомобильные камеры. Те пахли ядрёной резиной. а эта имела другой букет. Она пахла и резиной в том числе, но основное амбре составлял специфический битумный запах разогретого асфальта, или иными словами запах железнодорожных шпал. И это запах был настолько сильным, что от камеры надолго пропах даже багажник автомобиля.
Ещё один вид на камеру в ненакачанном виде:
Далее камера для проверки была накачана компрессором, и аномалий после её накачки не обнаружено:
Но далее начался час мучений. Два крепких мужика так в итоге и не смогли самостоятельно размонтировать снятое колесо, в которое и предполагалось установить новую камеру. Видимо, бортики порышки наглухо приклеились к металлу колёсного диска. Что только не предпринималось. Закончилось всё наездами на снятое колесо колёсами другого автомобиля. Покрышка сжималась до толщины слоёного пирожка, но так упорно и не сдавалась. Отрываться от диска она так и не пожелала. В конце-концов, чтобы не угробить колесо окончательно, пришлось плюнуть на неудачу, забросить колесо в багажник, и совершить неближнюю поездку в шиномонтажную мастерскую.
В шинном центре мастер размонтировал наше колесо буквально за минуту:
От воздействия огромного усилия станка покрышка отошла от диска с ощутимым хлопком. Прикипела она, видимо, очень крепко. А мы, балбесы, пытали её наездами, да всё безуспешно :)
Но мастер оказался вообще опытным и умным. Перед монтажом нашей новой камеры он, помимо того, что тщательно ощупал покрышку изнутри на момент наличия торчащих колючих предметов, накачал нашу новую камеру, и опустил её в бак с водой. И нашёл в ней утечку воздуха! В новой камере воздушные пузырьки выходили ровно в месте завальцовки соска. Это оказался заводской брак. Мастер обвёл место утечки воздуха мелом, а нам пришлось ехать домой, теперь уже за чеком на камеру. К счастью, чек не был выброшен, а магазин, где приобреталась камера, ещё работал. При предъявлении чека продавец без лишних слов забрал дефектную камеру, и вынес другую точно такую-же.
И снова визит в ту-же самую мастерскую, снова накачка камеры, и окунание её в бак с водой. На этот раз всё оказалось в порядке. Вторая новая камера воздух не пропускала, и после такой объективной проверки была замонтирована в бескамерную покрышку. После этого колесо за секунды было накачано тамошним компрессором, и отбалансировано на станке.
В итоге колесо с новой камерой отбегало уже год. Никаких претензий к нему нет. Воздух камера соверешенно не подтравливает, и сохраняет внутреннее давление стабильным на протяжении пары месяцев. Контроль давления в шине регулярно проверяется, и при необходимости колесо подкачивается компрессором до нужной величины давления воздуха. В целом ремонт колеса вышел качественным и надёжным, и позволил избежать покупки нового комплекта шин. Ведь при замене даже одной шины остальные, как минимум на одну ось, придётся также покупать и устанавливать для того, чтобы покрышки и их рисунок были одинаковыми.
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования