На самом деле место под Демре с фотогеничными гробницами в скале и громадным театром, куда возят массового туриста – это только один из городов когда-то процветающего Ликийского союза. Сама же Ликия – это целая страна древнего мира, известная с 14 в до н. э. Позднее возник Ликийский союз, который был продвинутой по тем временам конфедерацией городов: там была демократия, процветающая торговля, обмен с соседями, в ходу были собственные монеты. Область эта была достаточно большая: если ехать вдоль побережья от Анталии и до Фетие – это всё будет территория Древней Ликии. Ну а сам город в Демре – просто Мира или Мира Ликийская – просто один из членов этого некогда выгодного союза.
В Древней Мире я была дважды – в свой первый заезд в Турцию в 1998 году (нас туда на организованную экскурсию возили) и в 2010 году уже самостоятельно. И вторая поездка запомнилась гораздо ярче первой. Я её не планировала. Она случилась спонтанно во время трансфера на такси из Каша в Анталию.
Таксистом был молодой курд, который жил в этой местности всего год, и которому и самому интересно посмотреть окрестности. Он и предложил мне "заехать к Санта Клаусу".
Ясно, что речь идет о Святом Николае, епископе Миры Ликийской, который и стал прототипом и западному Санта Клаусу, и нашему деду Морозу. Про храм Св. Николая здесь уже много информации – это уже более поздний период, когда древняя цивилизация уступила место христианскому миру. Кратенько скажу только, что оставил меня мой проводник там гулять, и храм я основательно обсмотрела со всех ракурсов. Внутри тихо и торжественно, даже группы переговариваются вполголоса. Самое мне понравившееся - росписи на потолках и восхитительные мозаики на полу (их обнаружили при реставрации в 18 веке).
Следующим пунктом программы заехали мы на место археологических раскопок. Гробики и саркофагики – это и есть остатки древнего города, вернее, захоронения его почетных жителей. Стояло это хозяйство когда-то на реке Андрос, которая была вполне судоходной, и город Мира процветал, начиная с 5 в. до н. э. Потом река обмелела, а город был основательно заброшен и чуть ли не полностью занесен илом. Сейчас там всё расчистили и водят толпами туристов.
В мою первую поездку гробницы были еще не особенно огорожены. Предупреждающие надписи там еще висели, а загородок не было, поэтому особо отважные туристы лезли на скалу. Остальные довольствовались объяснениями экскурсовода внизу. Семь лет назад этот памятник затеяли реставрировать, фотографии после реставрации я уже видела – зря реставраторы резьбу по камню вообще трогали, античные маски только изуродовали. Мне же сравнительно повезло, и оба раза аутентичные обломки древних масок и орнаментов валялись по всей территории в своём первозданном виде.
Сами гробницы в несколько этажей раскиданы по скале. Это один из нескольких типов гробниц того периода, самый монументальный. Всё-таки большого труда стоило высечь хотя бы одну комнату в цельной скале. Читала, что на фасадах сохранилась резьба и изображения. Гробницы давно уже разграблены, смотреть внутри особо нечего.
Хоронили так местную знать, и читала, что чем выше гробница, тем почетнее был титул захороненного в ней гражданина (считалось, что чем ближе к солнцу, тем лучше будет на том свете индивиду). Некрополи подобного типа (в виде домиков в скале) еще можно видеть в долине реки Дальян и в том же Каше. Я уже позже прочла, что в Мире, оказывается, с другой стороны всеми фотографируемой скалы есть еще один некрополь с более распространенными в Ликии гробницами в форме перевернутых лодок на высоком постаменте, но я тогда об этом не знала. В ту сторону организованные группы обычно не водят, а жаль.
Зато амфитеатр – это один из известных памятников древнего мира. Его построили гораздо позднее некрополя, уже во 2 в нашей эры, и служил он местным гражданам для типичных увеселений того времени: от казней до спектаклей. По всей Ликии таких театров разбросано множество (из того, что я сама видела – тот же Каш, Симена, Патара, Ксанф). Театр в Мире был достаточно большой и вместительный (рассчитан был 10-15 тысяч человек), и сейчас в нем иногда тоже проводят спектакли.
Утверждают, что река изменила русло и весь его занесла илом, и так театр и простоял, пока не был вскрыт археологами. Не знаю, стоит ли в это верить: уж очень высокое сооружение. Но не исключено, что современные парники в этой местности стоят на остатках древнего города или интересных памятниках древнего мира.
Вот такая получилась импровизированная экскурсия без гидов и экскурсоводов. Времени у меня на осмотр было много, никто никуда не торопил, поэтому всё интересное я тщательно облазила.
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования