Замок Кронборг (Дания, Эльсинор)

Среднее 4.64 (голосов 11)

1
0
2
0
3
0
4
4
5
7
Всего отзывов: 11

Категория: Дания

Читать все отзывы

Отзыв: Замок Кронборг (Дания, Эльсинор) - Гамлет Live или две истории одного замка

Год посещения: 2016

Сегодня я замахиваюсь «на Вильяма нашего Шекспира»:) И делаю это в буквальном смысле, так как один из маршрутов моих путешествий по Дании включал визит в уютный городок Хельсингёр. В этом городе находится замок Кронборг, получивший известность благодаря великому драматургу в качестве замка Гамлета.

Прогулке по Хельсингёру я уделю внимание в следующий раз, а сейчас буду говорить только о замке.

В Хельсингёр мы с мужем приехали на нашей машине. Расстояние от копенгагенского отеля, в котором мы останавливались, до исторического центра Хельсингёра - около 53 км. Оставить машину можно на паркинге у причала, причем бесплатно. В условиях Дании - это большая щедрость.


Хельсингёр - еще один город, который, как и Верона, должен быть вечно обязан Шекспиру за ценный, поистине королевский подарок для его экономики. Однако, в отличие от Вероны, дар Хельсингёру, преподнесенный Шекспиром, более обоснован и справедлив. В принципе, для создания итальянского антуража Шекспир мог «поселить» Ромео с Джульеттой и не в Вероне, а, предположим, в Падуе или Болонье. Но выбор «жилья» для датского принца - совсем другой случай.

В конце XVI столетия, т. е. незадолго до написания знаменитой пьесы, Хельсингёр был крупным торговым центром международного уровня, а Дания считалась самой влиятельной северно-европейской державой. «Замок Гамлета», построенный при Фредерике II, представлял собой одну из самых изысканных королевских резиденций Европы. Да и прототипом самого Гамлета являлся ютландский принц Амлет. Поэтому на территории замка Кронборг переплетаются две истории: одна, придуманная Шекспиром, и другая, подлинная история жизни Фредерика II.


По сравнению с входными билетами в замок Эгесков, билеты для взрослых на посещение замка Кронборг стоили баснословно дешево: 140 DKK (около 19 EUR) за человека. К билетам прилагались бесплатные сувениры: круглые значки с изображением главных героев пьесы и надписью «HAMLET LIVE».

Замок стоит на берегу Эрезундского (в другом варианте написания - Эресуннского) пролива, с которого в погожие дни просматриваются здания шведского города Хельсинборга. Всего лишь 5 километров на пароме по морю - и вы уже в Швеции! Хельсинборг, как и его датский визави - Хельсингёр, весьма приятен, но отвлекаться на него в данный момент я не буду.


Место для строительства замка (как для самого Кронборга, так и для его разрушенного предшественника) было выбрано стратегически и экономически верным: Эрезундский пролив - дорога из Балтийского моря в Западную Европу. И с проплывавших иностранных судов на протяжении 400 лет взималась так называемая Зундская пошлина, дававшая немалый доход датской казне. Но деньги датские короли брали не просто так: плательщикам гарантировалась защита от рэкета, т. е. от пиратов. И, кроме того, делалась разметка опасных участков судоходной зоны.

По дороге к замку туристам предстоит пройти через ров с водой, ворота в толстенной стене бастиона и, наконец, через второй ров с водой.




Кронверк (так называется данный тип наружных укреплений, окружающих замок) появился в конце XVII столетия - после войны со Швецией. При виде сверху кронверк напоминает корону.

Как видите, замок укрепили от всей души! И до сих пор у его стен стоят пушки:


Вскоре королевская семья откажется от пребывания в Кронборге (он перестанет соответствовать ее представлениям о комфорте), а в 80-х годах XVIII века его передадут военным. Наряду с гарнизоном, в замке разместят тюрьму, которая просуществует до середины XIX столетия (среди узников замка, между прочим, была и женщина - королева Каролина Матильда). А «выселение» солдат из Кронборга начнется только в 20-х годах прошлого века.

При желании перед осмотром замка можно пройти посмотреть постройки, оставшиеся от пребывания в нем военных:


И заодно полюбоваться морскими пейзажами:


Нас уже ждут! Туристов приветствуют актеры, играющие «Гамлета» в стенах бывшего королевского замка. Это участники международного шекспировского фестиваля, приуроченного к 400-летию со дня смерти драматурга:


Полагаю, многие догадались, кто из них кто, но для тех, кто не помнит или не знает содержания пьесы, все-таки назову роли сфотографированных артистов. Слева направо - Гамлет и Офелия. Из-за спины случайно попавшей в кадр китайской туристки выглядывает шут - реанимированный «бедный Йорик». Справа от Йорика - Клавдий и Гертруда, т. е. дядя и мать главного героя. На белила и пудру Гертруда не поскупилась. Когда-то подобный make-up был нормой, а сейчас он выглядит жутковато.

Расписание, в котором часу играют ту или иную сцену, вывешено во внутреннем дворе замка. Играли, насколько я видела, как в очень старые, добрые времена - без экстравагантных режиссерских новаций, без неожиданных свежих прочтений и пр. И это, по-моему, правильно: в таких декорациях любые эксперименты - кощунство.


Пока актеры готовятся играть «Гамлета», знакомимся с бытом, окружавшим первого реального хозяина замка - короля Фредерика II и его супругу - королеву Софию. По стилю и атмосфере, замок - это Ренессанс высшей пробы. Вообще, для двора Фредерика II были характерны пышность и роскошь, балы и приемы, где угощали изысканными винами и блюдами.


Осмотр интерьеров начинается с канцелярии. Непонимающие туристы стремятся в ней не задерживаться и убежать в другие помещения замка, но зря, потому что комната канцелярии как раз и являлась центром управления Данией.


Король диктовал в канцелярии свои указы и письма на самые разные темы: о строительстве дорог, заключении политических союзов, открытии или переносе рынков… Здесь разрабатывали законы, составляли контракты, выписывали и регистрировали документы о покупках различной утвари, произведений искусства, строительных материалов для нужд двора и т. д.


Что касается подлинности демонстрируемых в замке предметов, то мне импонирует позиция датских музейных работников, честно написавших во всех информационных материалах о том, что значительная часть экспонатов королевских покоев либо приобреталась в наши дни, либо реконструирована.

Ясно, что при лишении замка статуса резиденции и долгом периоде военно-тюремного прошлого в нем вряд ли могла сохраниться вся ренессансная обстановка «под ключ»:) И также понятно, что реставраторы и другие специалисты проделали впечатляющую работу по воссозданию дворцового уклада XVI-XVII столетий. Но никто, извините, не занимается развеской лапши на ушах посетителей, отвечая на вопросы о провенансе тех или иных экспонатов, с чем я, к сожалению, сталкивалась в некоторых дворцах-новоделах.

Раскрытие темы управления государством продолжается в Королевской комнате. Это просторный кабинет, в котором король принимал датских вельмож, обсуждал с ними государственные дела и устраивал «посиделки» в узком кругу придворных:


Самое интересное, на мой взгляд, в этой комнате - плафонная роспись и сундуки. С одной из стен на туристов смотрит Фредерик II. Двери, ведущие в комнату, украшены монограммой другого короля - Кристиана IV.


За кабинетом начинается то, что принято называть личным пространством. Две маленьких комнаты-спальни, принадлежавших королевской чете. Естественно, приходящие люди удивляются таким габаритам. А удивляться здесь нечему - климат. Чем меньше размер помещения, тем легче его обогреть.




Спальня королевы - одна из точек маршрута «по следам Гамлета». По тексту пьесы, Гамлет убил в ней Полония.

Разные времена - разные представления о престиже. Если для нас кровать - естественный и обычный элемент меблировки, то в эпоху правления Фредерика II наличие у каждого из супругов отдельной кровати свидетельствовало об их высоком социальном статусе. А многие королевские придворные вообще обходились без кроватей.

Из апартаментов королевы Софии доносилось чье-то пение. Но прежде чем выяснить, кто поет, мы ненадолго остановились в комнате, где королева проводила время в компании с придворными дамами. По моему мнению, это один из самых элегантно отделанных залов:


На королеве, к слову, король женился по любви. А королева имела задатки талантливого менеджера. Выражаясь современным языком, она занималась логистикой датского двора. Она обеспечила своим детям наивыгоднейшие брачные партии, а после кончины мужа считалась самой богатой женщиной в Северной Европе. И несколько европейских монархов, включая собственного сына Софии, одалживали у нее деньги.

Да, вот он - источник звука! Мы переносимся в мир Шекспира. На «задворках» покоев королевы Софии мы повстречались с Офелией:


«Я шила, входит Гамлет, без шляпы, безрукавка пополам…». До начала спектакля и в перерывах между сценами с ее участием Офелия вышивала и пела. Пела неплохо, а вышивала так себе - больше для работы «на публику»:)))

Поскольку мои познания в области датской живописи были чрезвычайно скудны, и до поездки в эту страну я мало интересовалась данной темой, то оказавшись сначала в Галерее королевы, а затем в Танцевальном зале, я добросовестно переписывала в блокнот названия висящих полотен и фамилии авторов. В итоге открыла для себя творчество таких мастеров как, например, Reinhold Timm и Frantz Cleyn.

Особое место в коллекции занимают 84 картины, выполненные по заказу короля Кристиана IV - сына Фредерика II. На восьмидесяти из них изображены ключевые события датской истории, а четыре посвящены заслугам самого Кристиана.

С «матчастью», т. е. со сценами, изображенными на картинах, пришлось быстро разбираться «на ходу». Человек, сидящий на троне, король Фроде III Фредегуд. Правители ряда покоренных им германских земель признали себя вассалами датской короны и, соответственно, пришли к нему на поклон, сложив свои короны к его ногам:


Эта миловидная молодая женщина - Маргрете I, получающая шведскую корону из рук короля Альбрехта:


Во времена Фредерика II Танцевальный зал замка Кронборг являлся самым большим танцевальным залом северной Европы. В этом зале, как и в предыдущем, я получила огромное удовольствие от находящихся в нем картин. По мнению некоторых шекспироведов, роковая сцена дуэли Гамлета и Лаэрта могла происходить именно в нем.


Экспозиция, представленная в одном из залов, посвящена лучшим мировым экранизациям «Гамлета» и лучшим спектаклям на данную тему, сыгранным в Кронборге. Скромные черно-белые фото. Маленькие таблички с именами. При чтении многих из них бегут мурашки по коже.


На одной из стен висит известная фотография Вивьен Ли и Лоуренса Оливье, играющих Гамлета и Офелию. Кронборг стал местом, где выдающаяся актерская пара нашла друг друга. Это случилось в 1937 году - во время одного из представлений в замке:


А во дворе продолжают звучать монологи и диалоги из великой пьесы:




«Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!»…«Век расшатался - и скверней всего, что я рожден восстановить его!» Более 400 лет эта невероятно сложная, многогранная роль является Эверестом в актерской профессии.


Разумеется, в замке Кронборг есть и благодарственный барельеф с изображением Вильяма Шекспира:


И снова «переключаемся» на среду обитания датских королей и входим в небольшую, но изысканно отделанную королевскую часовню. Яркие краски, обилие позолоты, роскошное панно в алтаре…




В часовне меня заинтересовала отделка торцов церковных скамей. Очень жаль, но в буклетах на данную тему было написано лишь несколько слов, а гид, который привел малочисленную русскоговорящую группу в часовню, не уделил ни секунды внимания ее декору.


Ограничившись фразой, что в ней иногда проводятся праздничные богослужения, он молниеносно увел своих экскурсантов. В результате, удалось выяснить только то, что верхние части скамеек украшает символика из родовых гербов королевской четы.

В чем только не пытались соперничать между собой разные короли! Как человек, «объевшийся» коврами и гобеленами при посещениях дворцов, замков, музеев и усадеб до состояния «из ушей лезет», я, откровенно говоря, сначала не реагировала на ковры, висевшие в «замке Гамлета».

Но я была неправа. В действительности, ковры - одно из главных сокровищ данного замка. Стремясь победить и превзойти во всем на свете шведского короля Эрика IV, надумавшего изобразить свою родословную на коврах, Фредерик II решил доказать оппоненту, что родословная датских монархов длиннее и круче. Поэтому ценность ковров, изготовленных по заказу Фредерика II, заключается не только в талантливой работе королевского художника, уроженца Голландии Ханса Кнейпера и двух десятков ткачей.


Дело в том, что ковры фактически представляют собой иллюстрированную историю Дании. В вытканную серию входили 43 ковра с изображениями 101 датского короля - от Дана до Кристиана IV (в те времена еще принца). Понятно, что такие ковры с сюжетами, восхвалявшими заслуги монархов, являлись своеобразными средствами политической пропаганды, адресованной тем, кто был приглашен во дворец. Ковров уцелело только пятнадцать. Семь из них оставлено в Кронборге, а остальные, если не ошибаюсь, хранятся в Копенгагене.

Прочитав на табличке краткую биографию короля, изображенного на одном из ковров, я поразилась совпадению имен и историй. Не совпадали лишь место и время. Этот датский монарх носил имя Абель:


Подобно своему ветхозаветному «тезке», он тоже убил своего брата. Историки утверждают, что после убийства данный король стал параноиком.


Что интересно, ковры (в данном случае правильно употреблять именно термин «ковры», а не «гобелены»), независимо от размера, имели одну и ту же структуру. Наверху, в черном поле, помещали стихи с описанием жизни и подвигов изображенного на ковре короля. В середине - фигура короля в полный рост. В качестве фона – или животные, или наиболее важные эпизоды из его биографии. В середине нижней полосы - королевский герб. И, наконец, в нижнем левом углу - корона и метка, указывающая на то, что ковер выткали для замка Кронборг.

В одном из залов была организована трогательная мини-выставка «Дети рисуют Гамлета»:


Не думаю, что юные художники доросли до набора сложнейших тем, охваченных в «Гамлете», но идею подобных конкурсов, стимулирующих к прочтению классики в зрелом возрасте, полностью одобряю.

Один из популярных вопросов, интересующих многих туристов: как выглядел туалет в том или ином замке при его первоначальных обитателях? Санузел времен Фредерика V, в который гостеприимно распахнуты двери, достаточно скромен. «Отходы», как легко догадаться, улетали в крепостной ров.


В замке Кронборг мне очень понравилась мебель, которой были обставлены комнаты Фредерика V и в принципе весь северный флигель. Данные помещения относятся к более позднему периоду - XVIII столетию:


Из мебели особо отмечу шкаф XVII века, отделанный так называемым устричным шпоном. Шпон вырезан из золотой акации, а по внешнему виду его рисунок напоминает рисунок на раковинах устриц:


Покинув территорию Кронборга, я спохватилась, что мы не увидели символ датского духа - легендарного Хольгера, обитающего в казематах замка. Хотя мой муж приводил различные возражения: «а вдруг по этим билетам нас больше не пустят», «у нас сегодня еще Хиллерёд, и надо успеть до дождя» и т. д., я оставалась непреклонной, и мы вернулись к воротам, ведущим в замок. Служители, которым я, извинившись, рассказала о своей оплошности, любезно пропустили нас на второй круг и показали, как пройти в казематы.

В казематах было все, как предписано законами жанра: темно, холодно, сыро, а под ногами - крутые, довольно скользкие и сильно выступающие булыжники.


Петляя по подземелью, мы вышли к огромной статуе основателя датского государства - короля Хольгера-Датчанина, описанного в одноименной сказке Андерсена:


В периоды, когда Дании не угрожает никакая опасность, Хольгер спокойно спит в своем подземелье. Спит, но, тем не менее, не теряет политической бдительности: его сны заменяют ему газеты, радио, телевизор и Интернет. Поэтому он видит всю картину событий, происходящих на его родине. И если с Данией, не дай Бог, случится беда, Хольгер проснется и поднимется на ее защиту, вынув свой меч из ножен.


«Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье и в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?». Проблемы нравственного выбора, поиски смысла жизни, конфликт инакомыслящего человека с прогнившей системой, любовь и долг, предательство, месть, борьба за справедливость, сопоставление цели и средств для ее достижения… «Гамлет» - неисчерпаемая и вечно актуальная энциклопедия человеческой жизни.

И если бы Кронборг не дожил до наших дней, сгорев дотла или превратившись в руины, на это место все равно приходили бы тысячи благодарных читателей.
  • Достоинства
  • 1)одна из TOP-достопримечательностей Дании - место жительства Гамлета! 2)отлично отреставрированная королевская резиденция (список ЮНЕСКО); 3)возможность увидеть сцены из пьесы; 4)статуя Хольгера - символ Дании
  • Недостатки
  • для нас их не было, все замечательно
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям