Гора ведьм (Литва, Юодкранте)

Среднее 5.00 (голосов 7)

1
0
2
0
3
0
4
0
5
7
Всего отзывов: 7

Категория: Литва

Читать все отзывы

Отзыв: Гора ведьм (Литва, Юодкранте) - "Сказочная тайга" на дюне Куршской косы.

Год посещения: 2018

Здравствуйте! Сегодня, открывая серию отзывов, посвященных нашему пребыванию на западе Литвы, во время второй части "литовских каникул", хочу вспомнить об одном из интереснейших мест на Куршской косе, о так называемой Горе ведьм, расположенной на окраине небольшого местечка Юодкранте, оставившего великолепное впечатление. Собственно это селение является частью города Неринга, в который, еще в начале 60-х годов минувшего столетия были объединены четыре поселка находящихся на литовской части этой легендарной косы. Более подробно об Юодкранте я хочу написать в отдельном отзыве.
Добирались же мы из Клайпеды, где мы и базировались во время пребывания в этой части Литвы, на небольшом автобусе, по сути маршрутке, с автовокзала, который часть пути провел на автомобильном пароме. Стоиость билетов от клайпедского автовокзала до Юодкранте соствила 2 евро. Можно также воспользоваться другим паром, следующим от пристани в самом центре города, к северу от того места где главная местная река Дане впадает в Куршский залив. Ну а на том берегу, на остановке рядом с пристанью желающих поджидают автобусы, следующие чисто по косе, до Ниды, находящейся практически на границе с Калининградской областью.
Ну а мы менее чем через час после отправления оказались уже в Юодкранте, на берегу Куршского залива, вдоль которого и пролегет шоссе.

Тут стоит сказать что в итоге на тропу, ведущую на вершину этой горы, представляющую собой так называемую параболическую "мертвую" дюну, заросшую лесом, мы зашли с "черного входа", а парадный в итоге мы увидели в итоге лишь когда спустились с горы. Дело в том, что я включил в телефоне, как и обычно в путешествиях соответствующее приложение, с навигацией без доступа к сети, и оно указало кратчайший, по всей видимости, путь к вершине горы. А этот кратчайший путь оказался, оказывается, противоположным тому, которым обычно пользуются туристы. Но, по большому счету, никакой разницы с какой стороны подниматься на гору Ведьм, и в какую сторону спускаться, нет. Ну а мы вышли в начале к "небоскребу" по местным меркам, четырехэтажному зданию гостиницы, и обогнув ее вошли в хвойный, по преимуществу, лес, которым и поросла "мертвая" дюна, прозванная горой Ведьм.

Единственная дорога, ведущая на вершину горы уже с самого начала украшена многочисленными, вырезанными из дерева скульптурами, с изображением далеко не только ведьм и прочей нечистой силы, но и прочими персонажами местного, в основном, фольклора.

История же горы известна с древних времен, именно здесь совершали свои обряды и устанавливали своих языческих идолов курши, ныне практически исчезнувший народ, по которому и приобрела свое название данная коса. Пришедшие в середине 13-го века крестоносцы формально запретили древние языческие обряды. Но следить за этим было особо некому, и гора по прежнему была популярна у любителей старинных обрядов. Особенно популярным тут был праздник Йонинес, или, по нашему, Ивана Купалы. В ночь, накануне этого древнего праздника сюда съезжались со всего побережья и устраивали соответствующее этому дню гульбище))!

В послевоенное время, когда коса была поделена пополам, это ее часть отошла к тогда Литовской ССР и, естественно, в открытую никаких обрядов тут не проводилось. И вдруг, за год до Московской Олимпиады, в достопамятном 1979 году, на данной дюне-горе был проведен творческий слет в котором приняли участие мастера резки по дереву со всей Литвы. В результате на горе появилось первые 25 скульптур. И затем еще несколько подряд подобных слетов и как итог на этой горе появился самый настоящий парк скульптур, который пополняется, вроде бы, из года в год.

По пути можно присесть вот в такое симпатичное кресло.

Ну а мы тем временем выходим на первую поляну, на маршруте тропы. Она заполнена множеством прекрасно выполненных работ. Их можно назвать сценой из жизни литовской глубинки.

На этой поляне можно увидеть две семейные пары, одну степенно шагающую в сторону проходящих по тропе туристов.

А вторая парочка устроила танцы.

И это не случайно, ведь их окружает самый настоящий оркестр. Вот, на пару, скрипач и гармонист.

Их сопровождает ударник (отнюдь не коммунистического труда)).

Ну и "козел на саксе", вспоминая незабвенный номер Александра Филиппенко. Скорее всего это какой то местный духовой музыкальный инструмент, но вспомнился именно тот образ.

Вот как раз за этой "музыкальной" поляной и начинается непосредственно подъем на гору, точнее на ту ее сторону, где изображена нечистая сила. Это так называемая "темная сторона горы". Так как мы шли в противоположном стандартному направлению движения, то этот петух означает что вся нечистая разогнана. И, видимо, предыдущая музыкальная поляна и означала как раз празднование избавление от злых сил.

Где то в этом месте мы встретили единственную группу туристов, две, как я понял, французские семейные пары. Вначале мимо прошли дети, потом двое мужчин о чем то беседующих между собой, и в заключении две женщины. После этого во время прогулки мимо нас прошла одна девушка, и все, больше никого во время визита на гору мы не встретили. Но, надо учитывать, что это все таки туристическое межсезонье, конец апреля, летом, я думаю, народу здесь все же куда больше.
Вот как выглядит достаточно широкая аллея, идущая на вершину горы, высота которой составляет 42 метра. Подъемы и спуски в основном пологие, так что сильно гуляя по этой тропе не устанешь.

Гуляя по этому, можно сказать, мистическому лесу, испытываешь удивительные ощущения, вне зависимости, даже от установленных тут многочисленных скульптур. Все же есть в этом месте особая аура, не зря же эта бывшая дюна много столетий влекла к себе разных людей, вне зависимости от национальности, положения и статуса.
Ну а установленные на всем протяжении тропы прекрасные резные работы только дополняют эти ощущения. Типичная представительница "хозяйки" этой горы, Ведьмы, видимо куда то на шабаш полетела.

Еще какой то мистический персонаж.

А вот часть двойной композиции "Картежники", в которой нечисть изображена за игрой в карты. Вот ведьма-картежница.

Напротив же изображен ее напарник по игре, сам черт.

На всем протяжении тропы, ведущую на вершины горы, расположены вот такие знаки с не совсем понятными цифрами и изображением какого то животного, видимо, белки.

Еше одна поляна с несколькими характерными для данного леса скульптурными работами.

Следующая скульптура изображает весьма странное божество, Лауму, этакую работящую ночную ведьму, которая может прилетев к прилежным и работящим хозяйкам, помочь закончить работу, пока хозяева спят. А лентяйкам от нее, как говорит народное поверие, не будет никакой помощи

То ли черт, то ли обезьяна, оформляет весьма симпатичное кресло.

Лес, окружающий дорогу на гору, конечно очень красивый, сразу почему то вспомнилась песня "Агаты Кристи" "Сказочная тайга". Хотя, конечно, лес растущий на дюнах Куршской косы не назовешь тайгой, но учитывая антураж невольная ассоциация возникает.

К слову сказать, немалая часть скульптурных работ плюс ко всему подписаны авторами. Правда, эти подписи надо еще поискать. Вот, в частности, один из автографов на обороте одной из деревянных скульптур.

И тут же виден год, когда эта работа была выполнена, а это тот же год, когда олимпийский Мишка "вернулся в свой сказочный лес".

А тем временем мы потихоньку подошли к самой вершине 42-метровой горы. Своеобразная двойная композиция установленная тут называется "Люцифер и врата ада". Немного мрачноватая, конечно, тема, но что есть, то есть...

А глядя на этот топорик, невольно хотелось схватиться за него и вырубить еще какую нибудь работу, в дополнение к имеющимся)).

По соседству мы видим две интересные скульптуры. Справа, более низкое создание, с лапами вместо ушей, это не очень то хорошее божество под названием Мгла. Своими огромными лапами она заманивала грибников или тех, кто пришел в лес по ягоды, куда нибудь в его глубину.
А по соседству мы видим еще одну композицию, "Лягушачий дождь", повествующий о некой ведьме-недоучке, которая подобно героине песни Аллы Борисовны, вместо обычного дождя вдруг наколдовала осадки в виде земноводных.

Где то после этих скульптур изображения нечистой силы заканчивается, и начинаются более позитивные персонажи. Вот, в частности, изображение Перкунаса, верховного божества в языческом пантеоне богов, аналог славянского Перуна и скандинавского Тора.

Еще одна скульптурная композиция связана с легендой об образовании Куршской косы. Дело в том, что ее якобы собственноручно насыпала красавица-великанша Неринга, в честь которой и назван город, в который входят все населенные пункты литовской части косы. Таким образом она защищала рыбаков от злого дракона, который и поднимал все штормы и ураганы, бушующие на Балтике. Но так как дракон не унимался, Неринга сказала что выйдет замуж за того, кто убьет злого дракона. И это сделал Наглис, и данная с цена и изображена на следующей поляне в этом изумительном сосновом лесу.

Так что это вовсе не Святой Георгий, как можно было бы подумать. Ну а неподалеку можно увидеть и изображение самой Неринги.

На этой же поляне расположено и вот такое фотогеничное кресло-трон, в которое сразу хочется сесть и запечатлеть себя на царском месте)).

А вот, пожалуй, самая романтичная скульптура на горе. Называется она "Ожидание", и изображает ждущую своего супруга-рыбака на берегу женщину. В ожидании она зажгла фонарь, что он как путеводная звезда светил и указывал ему путь к родному дому.

Следующая скульптура изображает местного Водяного, по литовски Вандяниса. В местных легендах он является покровителем Куршского залива, кувшинами он зачерпывает воду в Балтийском море и выливает их в залив, чтобы он не пересыхал.

А вот скульптура "Счастливый рыбак", предположим, супруга той, ждущей своего мужа женщины. Стоит он в так называемой курене, рыболовной лодке, известной аж с 12-го века.

Следующая же скульптура изображает уже другого рыбака с пойманной рыбой. А может это тот самый старик, поймавший золотую рыбку.

Глядя на следующую скульптуру, невольно пришло на ум название "Панки в городе, точнее, в лесу".

О чем то своем задумался старичок, присевший между двумя деревьями.

По пути можно присесть и туристам, совершающим свое восхождение на вершину горы, и не только на креслах, изображения которых я приводил выше, но и на скамейках, являющимися такими же вот искусств, как и многочисленные скульптуры. Какие симпатичные вороны оформляют одну из подобных скамеек.

А еще одну из скамеек как бы поддерживают два вот таких мужичка. Приятно посидеть на подобной необычной скамье.

Некоторые виды очень напоминают какой то прямо таки сказочный лес. Особенно усиливает это впечатление практически голые стволы деревьев.

Еще одно изображение Наглиса, победителя дракона и супруга Неринги.

А по соседству и сама Неринга запечатлена за своим подвигом, созданием Куршской косы, значительно облегчившей жизнь жителям прибрежных регионов Литвы.


Три колдуньи, изображенные на следующей работе, стерегут цветущий папоротник, который по легенде должен зацветать в ночь на Ивана Купалу.

Еще одно кресло-трон, сиденье которого протерто тысячами туристов, которые не отказывают себе в удовольствии забраться в него.

Еще две композиции связанные с упоминавшейся выше Нерингой. Вот так своеобразно изображена ее гибель, во время защиты своего народа от пришедших с запада крестоносцев.

Еще одна работа называется "Рождение Неринги", а башни возвышающиеся над ней символизируют мощь и богатство отцовского княжества.

А тем временем мы окончательно спустились с горы. Вот, как раз, на снимке виден основной, интересно оформленный, вход на гору с надписью "Raganu kalnas", что собственно и означает на литовском "Ведьмина гора"

А на противоположной стороне шоссе, по сути, единственного на косе, очередная ведьмочка зазывно приглашает подняться на гору, названную в ее честь. Вот так вот, мы вышли с этого музея деревянной скульптуры под открытым небом с того места, откуда большинство туристов заходят в него. Но это, как мне кажется, и не принципиально.

Вот такое, как мне кажется, очень интересное и любопытное место находится на окраине красивейшего на Куршской косе селения. Бесспорно, если вы окажетесь в этих уникальных с точки зрения природы местах, то посетить этот удивительный музей деревянной скульптуры, да к тому же бесплатный, просто необходимо.
  • Достоинства
  • Чудесная атмосфера неповторимого леса. Превосходно выполненные скульптурные работы, навеянные местным фольклором.
  • Недостатки
  • Нет и быть не может.
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям