Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (Россия, Санкт-Петербург)

Среднее 4.50 (голосов 10)

1
1
2
0
3
0
4
1
5
8
Всего отзывов: 10

Категория: Спектакли

Читать все отзывы

Отзыв: Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (Россия, Санкт-Петербург) - Прекраснейший концертный зал в самом центре Петербурга.

Стоимость: 250 р.

Год посещения: 2017

Страна: Россия

Регион (край, область, штат): Санкт-Петербург

Город или поселок: Санкт-Петербург

Улица: Набережная реки Мойки

Дом №: 20

Здравствуйте! Сегодня я хотел бы рассказать о своем недавном посещении такого прекрасного места в моем родном городе, как Государственная академическая капелла, ну или зовущаяся обычно просто Капелла. Если быть точным, то посещали мы концертный зал Капеллы, в котором состоялся прекрасный концерт, о котором я расскажу ниже. Это было, честно говоря, первое посещение данного места, хотя всю жизнь прожил в Петербурге, бывал во множестве самых разных концертных залов, театров и прочих культурных учреждений, но вот, к своему стыду, в Капелле бывать не доводилось, хотя не раз проходил мимо, особенно после реконструкции и открытия так называемых Дворов капеллы, целой системы проходных дворов в самом центре Петербурга, по которым можно попасть напрямик от Дворцовой площади на Большую Конюшенную в район ДЛТ.
Как можно было понять из предыдущих строчек, сама капелла находится в самом, можно сказать, сердце Петербурга, вблизи Дворцовой площади. Когда мы направлялись к капелле через центральную площадь нашего города, то застали момент украшения главной елки Петербурга. Боковые, так сказать, ветви этой искусственной, к сожалению, красавицы уже украшены, причем цвета расцветки вполне правильные, сине-белые, никакого красного, столь ненавидимого мною нет.

Ну а вот с помощью автовышки монтируют какое то дополнительное украшение, по видимому, а может и завершение новогодней красавицы, рассматривать дальше было некогда, так как и так спешили на концерт.

Ну а пройдя Дворцовую, и перейдя через Певческий мост оказываемся перед самой Капеллой. Мост этот, к слову сказать, один из широких в городе (более 70 метров, в три раза больше длины моста) и своим названием как раз связан с тем, что упирается одной стороной как раз в здание Певческой капеллы. Ну и еще одну интересную вещь хочу сказать про этот мост. Его можно назвать своеобразным побратимом со Смоленской площадью в Москве... Не удивляйтесь, дело в том, что на противоположной стороны от Капеллы набережной реки Мойки находится грандиозное здание Главного штаба, и в царское время МИД Российской империи размещался как раз в той части этого здания, которое выходит окнами в сторону моста. И как сейчас многие говорят про решения, принимаемые МИДом России, мол решили "на Смоленской площади", также и в те времена про аналогичное министерство империи говорили "Певческий мост". Мол на Певческом мосту, говоря про внешнеполитические действия России, что то решили.
Ну а вот на фотографии как раз само П-образное здание капеллы, концертный зал который расположен как бы в глубине участка. Ну а два здания сбоку занимают, по всей видимости, собственно хоровой коллектив, имеющий более чем пятивековую историю, и собственный симфонический оркестр, на чье выступление и были приобретены у нас билеты.

Ну а если вы никогда не бывали в Петербурге, и не слышали про само здание, то видеть, я думаю, довелось практически всем, в незабвенной кинокомедии Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России". Правда львов перед зданием капеллы нет, как и фонтана, который был смонтирован для съемок прямо посреди Певческого моста, это все, скажем так, допущения прекрасного режиссера. Но сцену, когда из здания капеллы выбегает практически в полном составе труппа, по всей видимости, оперного театра (и опять еще одно допущение, никаких оперных театров в этом здании никогда не находилось), я думаю, помнят многие.
Ну что же, в фильме артисты театра выбегали из здания Капеллы, а мы подходим к главному входу. Интересно, что и перед началом концертов, и по его окончании в парадном дворе Капеллы звучит классическая музыка, как бы настраивая подходящих зрителей к начинающемуся вскоре мероприятию.
Рядом с входом в концертный зал капеллы не так давно, как я понял в этом году, были установлены памятники двум композиторам. Чуть правее - Иоганну Себастьяну Баху.

Ну а левее - Сергею Рахманинову. Оба эти памятника выполнены скульптором Арутюном Акобяном. Но это, как я понял, не постоянное место их установки. Дело в том, что планируется что эти памятники будут... передвижными, и будут совершать, если так можно выразиться, гастроли по городам Европы, периодически меняя место установки. Это что то новенькое, честно говоря. Слышал, конечно, про памятники на которых меняли головы, и они соответственно меняли того персонажа, которому были посвящены. Это практиковалось, насколько помню, в Древнем Риме, относительно недавно один известный одиозный скульптор поменял на своем "шедевре" голову Колумба на голову Петра. Но вот чтобы сами памятники гастролировали с места на место, это для меня что то новенькое. Так что, спешите видеть))!

Ну а теперь войдем в здание концертного зала Капеллы. Начинается он, как и обычно с вешалки. Причем, здесь не надо при входе показывать билеты контроллерам, это будет чуть позже, на втором этаже. Ну а данная фотография сделана в антракте, так как и перед началом концерта, и уж тем более после, вряд ли бы удалось запечатлеть это помещение, все заполненное многочисленными слушателями.

Прежде, чем подняться на второй этаж, на уровне которого и находится концертный зал, проходим своеобразное фойе перед лестницей, в котором расположены кассы с надписью, гласившей, что все билеты на сегодняшний концерт проданы.

Тут стоит рассказать, как мы попали на данный концерт, если до этого никогда не бывали в данном культурном учреждении. А "виной" тому ставшая притчей во языцех так называемая Черная пятница. Если быть точным, то на сайте Билетера, основного и крупнейшего в Петербурге распространителя билетов, пятница наступила вообще то в четверг (почти по Стругацким)). Нельзя сказать, чтобы выбор к вечеру, когда была возможность спокойно выбрать мероприятие, куда билеты продаются со скидкой, был таким уж многообразным.
И вот, увидев билеты в Капеллу, в которой, повторюсь, не доводилось бывать, да еще в ближайшую субботу, вечер которой как раз был свободен, решили купить билет на концерт симфонического оркестра Капеллы, на котором должны быть исполнены произведения Вивальди, Мендельсона, Гайдна и Шумана. Довольно известные имена и достаточно приятная музыка, подумалось, не Шнитке в конце концов (нисколько не хочу обидеть поклонников данного композитора, но уж очень сложная для восприятия у него музыка), почему бы не сходить, да еще со скидкой в 50 процентов. В итоге билеты номиналом в 450 рублей, обошлись каждый по 225 и плюс традиционный сбор Билетера в 10 процентов от цены билета.

Ну а вот на фотографии виден сплошной поток посетителей, поднимающихся по великолепной парадной лестнице на второй этаж, где собственно и находятся концертный зал.

Как я уже писал, история капеллы насчитывает более 500 лет. Ее первоначальным предшественником считается хор певчих, основанный по указу еще Ивана 3-го в Москве аж в 1476 году! При Петре его переименовали в Придворный хор и он участвует в торжественном богослужении, посвященном основанию Санкт-Петербурга, а вскоре окончательно переезжает в новый город, ставший вскоре столицей Российской империи. И с тех пор неизменно находится в нашем городе. Таким образом его можно назвать самым старым и неизменно находящимся в Петербурге культурным учреждением, да еще непосредственно принимавшим участие в его основании! Как она только не называлась за все эти годы - и Императорская придворная певческая капелла, и Петроградская народная хоровая академия, и Ленинградская академическая капелла имени Глинки, пока не получила свое нынешнее наименование.

Контроль билетов осуществляется как раз на самом верху лестницы, при этом служительницы даже не сканировали наши электронные билеты, а просто посмотрели на них и пропустили нас в зал. Может быть, это связано с очень большим наплывом приобщится к прекрасному, не совсем характерном для этого зала, как я понял из реплик, судя по всему, завсегдатаев Капеллы. Скорее всего такой наплыв был связан с той самой распродажей билетов, о котором я писал выше, плюс очень много было пожилых посетителей пришедших по контрамаркам.

Как можно видеть по фотографиям, все помещения концертного зала отделаны в одном стиле. Нынешнее здание Капеллы было построено в конце 19 века Леонтием Бенуа, и сам достаточно известный архитектор. Но в большей степени его имя известно не по его строениям, в возведении которых он принимал участие, а шедевром Леонардо, "Мадонной Бенуа", хранящимся в Эрмитаже, последним частным владельцем которого и был архитектор.

А вот какие интересные раритетные отопительные приборы сохранились при входе в концертный зал.

Ну а тем временем входим в красивейший зал, в котором и состоится концерт. Наши билеты были на так называемые Диваны левой стороны, то есть места расположенные вдоль левой стены зала. При поиске наших мест, поначалу, возникли сложности.
Когда мы входили в концертный зал забыли спросить куда нам идти, но в голове почему то засела, ошибочная, как оказалось, информация, что нам надо подниматься еще выше, почему то подумалось, что такие дешевые билеты не могут быть на места в партере. Поднимаемся наверх, а там обозначено что там вход на балкон, а где эти диваны левой стороны не совсем понятно, и спросить главное не у кого, ни одного служителя, который помог бы нам не наблюдалось, а народ, у кого пытались узнать, что же это за места, только разводили руками. Поднялись еще выше, а в концертном зале три уровня зрительских мест, и там такая же ситуация. Но, поняв, что на балконах нужных нам мест нет, снова спустились, и тут только увидели служительницу, которая объяснила куда нам идти. Вообщем, хоть маленький, но осадочек остался, отсутствие работников аж на двух ярусах, в то время как не все могут разобраться где их места, это не очень хорошо, на мой взгляд.
Ну а вот фотография, сделанная с наших мест перед началом концерта. Как видите, места в принципе достались неплохие. Плюс ко всему, в отличие от обычных мест в партере, которые представляют собою обычные стулья, на наших местах, хоть и называющихся "диваном", были подлокотники, по сути это кресла. Только единственный недостаток наших мест состоял в том, что они обращены к сцене в пол оборота. Так что у кого с шеей проблемы, билеты сюда покупать не рекомендую.

Прямо напротив наших мест, на противоположной стене выделяется царская ложа, в первом отделении концерта пустовавшая.

А вот во втором отделении, эту ложу, украшенную двухглавым орлом, заняла какая то женщина.

Позади сцены расположен красивейший орган. Интересно, что в этом месте его предложил установить архитектор, строивший нынешнее здание Капеллы, Леонтий Бенуа. Но тогдашний управляющий Капеллы, и сам известный композитор Балакирев не согласился с этой идеей, мол орган не православный инструмент.

Но идея Бенуа, как ни странно, была исполнена большевиками. В конце 20-х годов минувшего века, сюда был перенесен орган из закрытой незадолго перед этим Голландской церкви на Невском проспекте. Это то самое здание, расположенное между набережной Мойки и Большой Конюшенной, где когда работал Дом Военной книги и можно сказать легендарная "Минутка". Ну а уже почти 90 лет орган установлен в данном концертном зале и используется по назначению.

Ну а вот на фотографии ниже бюст того самого Бортнянского, который воспрепятствовал установке органа. Его бюст, а также скульптура изображающая еще одного управляющего Капеллой, Львова, находятся на постаментах с двух сторон от того самого органа. В советские годы эти бюсты были сняты, а их места заняли изображения Маркса и Ленина. Ну а вновь заняли свои места воссозданные скульптурные изображения пять лет назад... на собственные деньги нынешнего руководителя Капеллы, отдавшего таким образом дань своим предшественникам.

Ну а вот вид на двухярусный балкон. Причем, как я слышал, с него даже слышимость лучше, чем с мест, которые расположены на балконе.

Вообще считается что акустика в данном концертном зале одна из лучших в Европе. Так что архитекторам при строительстве удалось совместить две вещи - великолепную парадную обстановку и отличные акустические свойства зала. Чему, в частности, способствует вот такой вот кесонный потолок.

Перед началом концерта была произнесена вступительная речь, в которой было рассказано о произведениях и их авторах, которые должны были прозвучать на данном концерте. Причем все это было произнесено каким то заунывным закадровым голосом, вот этот момент честно говоря не совсем понравился. Может быть, конечно, здесь так и принято, не знаю, но куда лучше было бы если бы на сцену вышел живой человек, и приблизительно то же рассказал бы глядя на публику. Может и привередничаю, как сказала на это замечание моя жена, не знаю))!
Ну а после вступительного слова под аплодисменты на сцену появляется оркестр, пока еще не полном составе.

Дело в том, что в начале концерта были исполнены произведения, не требующие полного состава оркестра. Тут стоить отметить, что поначалу меня очень удивило отсутствие дирижера. Тем более и на афишах была обозначена его фамилия. Но видимо, к стыду своему, я такой большой "знаток" классической музыки, что даже не знал, что не для каждого исполнения музыкального произведения симфоническим оркестром требуется дирижер.

Вначале в первом отделении прозвучала концертная симфония Гайдна, а затем был исполнен концерт Вивальди, совсем не похожий на его известнейшие "Времена года".


В основном солировали два музыканта. Вот на фотографии ниже, мужчина с бородкой, это немецкий музкант Вольфганг (имя то какое музыкальное)) Шмидт, он же будет выступать и в качестве дирижера. Ну чуть левее, чуть закрытый смычком, Иван Сендецкий. Отметил бы постоянно улыбающегося, раскованного и чувствующего по всей видимости и от игры, и от общения с другими музыкантами и публикой большое удовольствие Вольфганга Шмидта. Даже просто наблюдать за ним было очень интересно!

По окончании каждого из музыкальных произведений помимо "бурных и продолжительных", музыкантам преподносились цветы, причем в очень большом количестве, редко в каком драматическом и оперном театре увидешь подобное. Разве что в случае юбилея или круглой даты популярного артиста.

Ну а тем временем закончилось первое отделение концерта и настал антракт. На первом этаже здания, как бы за гардеробом находится буфет, в который была на удивление не очень то и большая очередь. Обычно в театрах очереди быаают повнушительнее. Не знаю уж, с чем это связано, может прослушивание классической музыки не так вызывает аппетит и возбуждает жажду, как просмотр драматических или музыкальных спетаклей))? Притом что цены в буфете, хотя и не низкие, но пониже чем в некоторых театрах. Скажем, цена эспрессо, которая является в какой то степени показательной, здесь составляет 150 рублей, а скажем в Молодежном театре на Фонтанке, по крайней мере на основной сцене, 180.

Ну ладно, в конце концов не в буфет сюда же пришли)). Ну а мы возвращаемся в концертный зал, купив к слову сказать программку, которую из-за суеты, связанной с поиском мест, не успели купить перед началом концерта. Стоимость программки достаточно стандартная по меркам по крайней мере Петербурга - 50 рублей. Зрительские места пока не заполнены, но к началу второго отделения они вновь будут заняты. В перерыве если и ушел кто то, но это совершенно не ощутил по заполненности зала.

Второе отделение открылось увертюрой Мендельсона "Рюи Блаз". Это тот самый Мендельсон, самую известную мелодию которого, я думаю, вы все слушали не раз, хотя бы в качестве гостя свадебной церемонии. Вот интересно, какое в мире самое часто исполняемое музыкальное произведение, ведется ли такая статистика?! Но мне кажется, что это тот самый "Свадебный марш" Мендельсона.

Ну и завершила этот вечер симфония Шумана. Вот тут то, все тот же Вольфганг Шмидт вышел в роли дирижера симфонического оркестра. Опять же, отметил бы артистическую манеру дирижирования, с каким юмором подходил к этому. Почему то вспомнилась старая, по моему еще довоенная советская кинокомедия "Антон Иванович сердится", где обыгрывается слишком скучный и серьезно относящийся к музыке профессор консерватории. Вот Вольфганг Шмидт как раз практически полная противоположность этого киногероя.

В целом от концерта, продлившегося около двух часов, осталось очень даже приятное впечатление, отличная музыка, великолепное исполнение, замечательная атмосфера в зале, и даже отдельные недочеты совершенно не испортили его. Вряд ли стану постоянным завсегдатаем этого зала, но время от времени, почему бы не посещать его?! Интересно что кроме основного концертного зал в Капелле существует еще и так называемый Камерный зал, менее чем на сто зрителей, открытый, как я понял, относительно недавно, несколько лет назад. Вот его бы я тоже с интересом бы посетил.
Ну а в данном концертном зале помимо выступлений собственных музыкальных коллективов Капеллы, хора и симфонического оркестра, проходят и другие представления. Здесь можно послушать не только классическую музыку. Скажем, как видел на афише скоро здесь пройдут выступления Виктора Зинчука, Александра Филиппенко, джазовых музыкантов. Так что не классикой единой.
  • Достоинства
  • Роскошное здание и красивые интерьер зала. Местоположение. Недорогие билеты.
  • Недостатки
  • Маловато служителей, что особо выявилось перед началом концерта, когда искали места. Большие очереди в гардероб.
Сюжет
Зрелищность
Игра актеров
Оригинальность
Музыка и звук
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям