Здравствуйте! Сегодня я хотел бы рассказать о своем недавном посещении такого прекрасного места в моем родном городе, как Государственная академическая капелла, ну или зовущаяся обычно просто Капелла. Если быть точным, то посещали мы концертный зал Капеллы, в котором состоялся прекрасный концерт, о котором я расскажу ниже. Это было, честно говоря, первое посещение данного места, хотя всю жизнь прожил в Петербурге, бывал во множестве самых разных концертных залов, театров и прочих культурных учреждений, но вот, к своему стыду, в Капелле бывать не доводилось, хотя не раз проходил мимо, особенно после реконструкции и открытия так называемых Дворов капеллы, целой системы проходных дворов в самом центре Петербурга, по которым можно попасть напрямик от Дворцовой площади на Большую Конюшенную в район ДЛТ.
Как можно было понять из предыдущих строчек, сама капелла находится в самом, можно сказать, сердце Петербурга, вблизи Дворцовой площади. Когда мы направлялись к капелле через центральную площадь нашего города, то застали момент украшения главной елки Петербурга. Боковые, так сказать, ветви этой искусственной, к сожалению, красавицы уже украшены, причем цвета расцветки вполне правильные, сине-белые, никакого красного, столь ненавидимого мною нет.
Ну а вот с помощью автовышки монтируют какое то дополнительное украшение, по видимому, а может и завершение новогодней красавицы, рассматривать дальше было некогда, так как и так спешили на концерт.
Ну а пройдя Дворцовую, и перейдя через Певческий мост оказываемся перед самой Капеллой. Мост этот, к слову сказать, один из широких в городе (более 70 метров, в три раза больше длины моста) и своим названием как раз связан с тем, что упирается одной стороной как раз в здание Певческой капеллы. Ну и еще одну интересную вещь хочу сказать про этот мост. Его можно назвать своеобразным побратимом со Смоленской площадью в Москве... Не удивляйтесь, дело в том, что на противоположной стороны от Капеллы набережной реки Мойки находится грандиозное здание Главного штаба, и в царское время МИД Российской империи размещался как раз в той части этого здания, которое выходит окнами в сторону моста. И как сейчас многие говорят про решения, принимаемые МИДом России, мол решили "на Смоленской площади", также и в те времена про аналогичное министерство империи говорили "Певческий мост". Мол на Певческом мосту, говоря про внешнеполитические действия России, что то решили.
Ну а вот на фотографии как раз само П-образное здание капеллы, концертный зал который расположен как бы в глубине участка. Ну а два здания сбоку занимают, по всей видимости, собственно хоровой коллектив, имеющий более чем пятивековую историю, и собственный симфонический оркестр, на чье выступление и были приобретены у нас билеты.
Ну а если вы никогда не бывали в Петербурге, и не слышали про само здание, то видеть, я думаю, довелось практически всем, в незабвенной кинокомедии Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России". Правда львов перед зданием капеллы нет, как и фонтана, который был смонтирован для съемок прямо посреди Певческого моста, это все, скажем так, допущения прекрасного режиссера. Но сцену, когда из здания капеллы выбегает практически в полном составе труппа, по всей видимости, оперного театра (и опять еще одно допущение, никаких оперных театров в этом здании никогда не находилось), я думаю, помнят многие.
Ну что же, в фильме артисты театра выбегали из здания Капеллы, а мы подходим к главному входу. Интересно, что и перед началом концертов, и по его окончании в парадном дворе Капеллы звучит классическая музыка, как бы настраивая подходящих зрителей к начинающемуся вскоре мероприятию.
Рядом с входом в концертный зал капеллы не так давно, как я понял в этом году, были установлены памятники двум композиторам. Чуть правее - Иоганну Себастьяну Баху.
Ну а левее - Сергею Рахманинову. Оба эти памятника выполнены скульптором Арутюном Акобяном. Но это, как я понял, не постоянное место их установки. Дело в том, что планируется что эти памятники будут... передвижными, и будут совершать, если так можно выразиться, гастроли по городам Европы, периодически меняя место установки. Это что то новенькое, честно говоря. Слышал, конечно, про памятники на которых меняли головы, и они соответственно меняли того персонажа, которому были посвящены. Это практиковалось, насколько помню, в Древнем Риме, относительно недавно один известный одиозный скульптор поменял на своем "шедевре" голову Колумба на голову Петра. Но вот чтобы сами памятники гастролировали с места на место, это для меня что то новенькое. Так что, спешите видеть))!
Ну а теперь войдем в здание концертного зала Капеллы. Начинается он, как и обычно с вешалки. Причем, здесь не надо при входе показывать билеты контроллерам, это будет чуть позже, на втором этаже. Ну а данная фотография сделана в антракте, так как и перед началом концерта, и уж тем более после, вряд ли бы удалось запечатлеть это помещение, все заполненное многочисленными слушателями.
Прежде, чем подняться на второй этаж, на уровне которого и находится концертный зал, проходим своеобразное фойе перед лестницей, в котором расположены кассы с надписью, гласившей, что все билеты на сегодняшний концерт проданы.
Тут стоит рассказать, как мы попали на данный концерт, если до этого никогда не бывали в данном культурном учреждении. А "виной" тому ставшая притчей во языцех так называемая Черная пятница. Если быть точным, то на сайте Билетера, основного и крупнейшего в Петербурге распространителя билетов, пятница наступила вообще то в четверг (почти по Стругацким)). Нельзя сказать, чтобы выбор к вечеру, когда была возможность спокойно выбрать мероприятие, куда билеты продаются со скидкой, был таким уж многообразным.
И вот, увидев билеты в Капеллу, в которой, повторюсь, не доводилось бывать, да еще в ближайшую субботу, вечер которой как раз был свободен, решили купить билет на концерт симфонического оркестра Капеллы, на котором должны быть исполнены произведения Вивальди, Мендельсона, Гайдна и Шумана. Довольно известные имена и достаточно приятная музыка, подумалось, не Шнитке в конце концов (нисколько не хочу обидеть поклонников данного композитора, но уж очень сложная для восприятия у него музыка), почему бы не сходить, да еще со скидкой в 50 процентов. В итоге билеты номиналом в 450 рублей, обошлись каждый по 225 и плюс традиционный сбор Билетера в 10 процентов от цены билета.
Ну а вот на фотографии виден сплошной поток посетителей, поднимающихся по великолепной парадной лестнице на второй этаж, где собственно и находятся концертный зал.
Как я уже писал, история капеллы насчитывает более 500 лет. Ее первоначальным предшественником считается хор певчих, основанный по указу еще Ивана 3-го в Москве аж в 1476 году! При Петре его переименовали в Придворный хор и он участвует в торжественном богослужении, посвященном основанию Санкт-Петербурга, а вскоре окончательно переезжает в новый город, ставший вскоре столицей Российской империи. И с тех пор неизменно находится в нашем городе. Таким образом его можно назвать самым старым и неизменно находящимся в Петербурге культурным учреждением, да еще непосредственно принимавшим участие в его основании! Как она только не называлась за все эти годы - и Императорская придворная певческая капелла, и Петроградская народная хоровая академия, и Ленинградская академическая капелла имени Глинки, пока не получила свое нынешнее наименование.
Контроль билетов осуществляется как раз на самом верху лестницы, при этом служительницы даже не сканировали наши электронные билеты, а просто посмотрели на них и пропустили нас в зал. Может быть, это связано с очень большим наплывом приобщится к прекрасному, не совсем характерном для этого зала, как я понял из реплик, судя по всему, завсегдатаев Капеллы. Скорее всего такой наплыв был связан с той самой распродажей билетов, о котором я писал выше, плюс очень много было пожилых посетителей пришедших по контрамаркам.
Как можно видеть по фотографиям, все помещения концертного зала отделаны в одном стиле. Нынешнее здание Капеллы было построено в конце 19 века Леонтием Бенуа, и сам достаточно известный архитектор. Но в большей степени его имя известно не по его строениям, в возведении которых он принимал участие, а шедевром Леонардо, "Мадонной Бенуа", хранящимся в Эрмитаже, последним частным владельцем которого и был архитектор.
А вот какие интересные раритетные отопительные приборы сохранились при входе в концертный зал.
Ну а тем временем входим в красивейший зал, в котором и состоится концерт. Наши билеты были на так называемые Диваны левой стороны, то есть места расположенные вдоль левой стены зала. При поиске наших мест, поначалу, возникли сложности.
Когда мы входили в концертный зал забыли спросить куда нам идти, но в голове почему то засела, ошибочная, как оказалось, информация, что нам надо подниматься еще выше, почему то подумалось, что такие дешевые билеты не могут быть на места в партере. Поднимаемся наверх, а там обозначено что там вход на балкон, а где эти диваны левой стороны не совсем понятно, и спросить главное не у кого, ни одного служителя, который помог бы нам не наблюдалось, а народ, у кого пытались узнать, что же это за места, только разводили руками. Поднялись еще выше, а в концертном зале три уровня зрительских мест, и там такая же ситуация. Но, поняв, что на балконах нужных нам мест нет, снова спустились, и тут только увидели служительницу, которая объяснила куда нам идти. Вообщем, хоть маленький, но осадочек остался, отсутствие работников аж на двух ярусах, в то время как не все могут разобраться где их места, это не очень хорошо, на мой взгляд.
Ну а вот фотография, сделанная с наших мест перед началом концерта. Как видите, места в принципе достались неплохие. Плюс ко всему, в отличие от обычных мест в партере, которые представляют собою обычные стулья, на наших местах, хоть и называющихся "диваном", были подлокотники, по сути это кресла. Только единственный недостаток наших мест состоял в том, что они обращены к сцене в пол оборота. Так что у кого с шеей проблемы, билеты сюда покупать не рекомендую.
Прямо напротив наших мест, на противоположной стене выделяется царская ложа, в первом отделении концерта пустовавшая.
А вот во втором отделении, эту ложу, украшенную двухглавым орлом, заняла какая то женщина.
Позади сцены расположен красивейший орган. Интересно, что в этом месте его предложил установить архитектор, строивший нынешнее здание Капеллы, Леонтий Бенуа. Но тогдашний управляющий Капеллы, и сам известный композитор Балакирев не согласился с этой идеей, мол орган не православный инструмент.
Но идея Бенуа, как ни странно, была исполнена большевиками. В конце 20-х годов минувшего века, сюда был перенесен орган из закрытой незадолго перед этим Голландской церкви на Невском проспекте. Это то самое здание, расположенное между набережной Мойки и Большой Конюшенной, где когда работал Дом Военной книги и можно сказать легендарная "Минутка". Ну а уже почти 90 лет орган установлен в данном концертном зале и используется по назначению.
Ну а вот на фотографии ниже бюст того самого Бортнянского, который воспрепятствовал установке органа. Его бюст, а также скульптура изображающая еще одного управляющего Капеллой, Львова, находятся на постаментах с двух сторон от того самого органа. В советские годы эти бюсты были сняты, а их места заняли изображения Маркса и Ленина. Ну а вновь заняли свои места воссозданные скульптурные изображения пять лет назад... на собственные деньги нынешнего руководителя Капеллы, отдавшего таким образом дань своим предшественникам.
Ну а вот вид на двухярусный балкон. Причем, как я слышал, с него даже слышимость лучше, чем с мест, которые расположены на балконе.
Вообще считается что акустика в данном концертном зале одна из лучших в Европе. Так что архитекторам при строительстве удалось совместить две вещи - великолепную парадную обстановку и отличные акустические свойства зала. Чему, в частности, способствует вот такой вот кесонный потолок.
Перед началом концерта была произнесена вступительная речь, в которой было рассказано о произведениях и их авторах, которые должны были прозвучать на данном концерте. Причем все это было произнесено каким то заунывным закадровым голосом, вот этот момент честно говоря не совсем понравился. Может быть, конечно, здесь так и принято, не знаю, но куда лучше было бы если бы на сцену вышел живой человек, и приблизительно то же рассказал бы глядя на публику. Может и привередничаю, как сказала на это замечание моя жена, не знаю))!
Ну а после вступительного слова под аплодисменты на сцену появляется оркестр, пока еще не полном составе.
Дело в том, что в начале концерта были исполнены произведения, не требующие полного состава оркестра. Тут стоить отметить, что поначалу меня очень удивило отсутствие дирижера. Тем более и на афишах была обозначена его фамилия. Но видимо, к стыду своему, я такой большой "знаток" классической музыки, что даже не знал, что не для каждого исполнения музыкального произведения симфоническим оркестром требуется дирижер.
Вначале в первом отделении прозвучала концертная симфония Гайдна, а затем был исполнен концерт Вивальди, совсем не похожий на его известнейшие "Времена года".
В основном солировали два музыканта. Вот на фотографии ниже, мужчина с бородкой, это немецкий музкант Вольфганг (имя то какое музыкальное)) Шмидт, он же будет выступать и в качестве дирижера. Ну чуть левее, чуть закрытый смычком, Иван Сендецкий. Отметил бы постоянно улыбающегося, раскованного и чувствующего по всей видимости и от игры, и от общения с другими музыкантами и публикой большое удовольствие Вольфганга Шмидта. Даже просто наблюдать за ним было очень интересно!
По окончании каждого из музыкальных произведений помимо "бурных и продолжительных", музыкантам преподносились цветы, причем в очень большом количестве, редко в каком драматическом и оперном театре увидешь подобное. Разве что в случае юбилея или круглой даты популярного артиста.
Ну а тем временем закончилось первое отделение концерта и настал антракт. На первом этаже здания, как бы за гардеробом находится буфет, в который была на удивление не очень то и большая очередь. Обычно в театрах очереди быаают повнушительнее. Не знаю уж, с чем это связано, может прослушивание классической музыки не так вызывает аппетит и возбуждает жажду, как просмотр драматических или музыкальных спетаклей))? Притом что цены в буфете, хотя и не низкие, но пониже чем в некоторых театрах. Скажем, цена эспрессо, которая является в какой то степени показательной, здесь составляет 150 рублей, а скажем в Молодежном театре на Фонтанке, по крайней мере на основной сцене, 180.
Ну ладно, в конце концов не в буфет сюда же пришли)). Ну а мы возвращаемся в концертный зал, купив к слову сказать программку, которую из-за суеты, связанной с поиском мест, не успели купить перед началом концерта. Стоимость программки достаточно стандартная по меркам по крайней мере Петербурга - 50 рублей. Зрительские места пока не заполнены, но к началу второго отделения они вновь будут заняты. В перерыве если и ушел кто то, но это совершенно не ощутил по заполненности зала.
Второе отделение открылось увертюрой Мендельсона "Рюи Блаз". Это тот самый Мендельсон, самую известную мелодию которого, я думаю, вы все слушали не раз, хотя бы в качестве гостя свадебной церемонии. Вот интересно, какое в мире самое часто исполняемое музыкальное произведение, ведется ли такая статистика?! Но мне кажется, что это тот самый "Свадебный марш" Мендельсона.
Ну и завершила этот вечер симфония Шумана. Вот тут то, все тот же Вольфганг Шмидт вышел в роли дирижера симфонического оркестра. Опять же, отметил бы артистическую манеру дирижирования, с каким юмором подходил к этому. Почему то вспомнилась старая, по моему еще довоенная советская кинокомедия "Антон Иванович сердится", где обыгрывается слишком скучный и серьезно относящийся к музыке профессор консерватории. Вот Вольфганг Шмидт как раз практически полная противоположность этого киногероя.
В целом от концерта, продлившегося около двух часов, осталось очень даже приятное впечатление, отличная музыка, великолепное исполнение, замечательная атмосфера в зале, и даже отдельные недочеты совершенно не испортили его. Вряд ли стану постоянным завсегдатаем этого зала, но время от времени, почему бы не посещать его?! Интересно что кроме основного концертного зал в Капелле существует еще и так называемый Камерный зал, менее чем на сто зрителей, открытый, как я понял, относительно недавно, несколько лет назад. Вот его бы я тоже с интересом бы посетил.
Ну а в данном концертном зале помимо выступлений собственных музыкальных коллективов Капеллы, хора и симфонического оркестра, проходят и другие представления. Здесь можно послушать не только классическую музыку. Скажем, как видел на афише скоро здесь пройдут выступления Виктора Зинчука, Александра Филиппенко, джазовых музыкантов. Так что не классикой единой.
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования