Спектакль "Дама с собачкой" в ТЮЗе (Россия, Москва)

Среднее 4.40 (голосов 5)

1
0
2
1
3
0
4
0
5
4
Всего отзывов: 5

Категория: Спектакли

Читать все отзывы

Отзыв: Спектакль "Дама с собачкой" в ТЮЗе (Россия, Москва) - Необычно и здОрово! Сравниваем с киношедевром.

Год посещения: 2017

Страна: Россия

Регион (край, область, штат): Москва

Город или поселок: Москва

Улица: Мамоновский переулок

Дом №: 10-1

Декабрь. И вот я снова в Московском ТЮЗе, пришла на Чехова в прочтении ведущего режиссера театра Камы Гинкаса.


Многие удивляются, восклицая: почему в театре юного зрителя идут взрослые вещи? А почему тогда в театрах, куда ходит взрослая публика, ставят детские спектакли? Может быть, видеть детское во взрослом и наоборот - это правильно и нормально, чтобы не отрываться от своих корней и ощущать своё же будущее? Так что Московский ТЮЗ - это удивительный театр, где, изучив афишу, найдут для себя что-то интересное и дети, и их старшие поколения.


Помнится, спектакль "Скрипка Ротшильда" из трилогии Гинкаса "Жизнь прекрасна", которую я открыла для себя лишь в прошедшем году, остался в душе бередящим буравчиком, терпким, несахарным послевкусием, когда хочешь продолжения и надеешься на новую встречу. Спектакль из этой же режиссерской трилогии по чеховскому "Черному монаху" пока остается лишь мечтой (очень дорогие билеты, на Маковецкого народ ещё как идёт!). Не попав на него в сентябре (не смогла, билеты пришлось подарить, лишь немного посмотрела в Интернете), теперь по материальным соображениям я "потянула" только "Даму с собачкой" - в разы дешевле и доступнее.

А между тем и "Черный монах", и "Дама с собачкой" идут в одних и тех же условиях - на одной и той же удивительнейшей сцене: ею становятся подмостки, устроенные на лесах НАД зрительным партером вровень с бордюром бельэтажа (он же балкон), а зал для зрителей - именно места бельэтажа.
Впечатления от такого неожиданного решения меняются, как в калейдоскопе.
Сначала - когда после звонка ВСЕХ зрителей приглашают подняться по лестнице в бельэтаж - удивление: "Да мы билеты в партер брали". - "Да, да - партер у нас сейчас там, проходите, проходите!"


Потом, быть может, следует шок и - восхищение: как же необычно и здорово придумано, какая глубокая перспектива открывается туда, дальше, в зал, на настоящую сцену. Вот именно там нам видится бескрайнее море с качающимися лодками на синих волнах. Во второй части эта перспектива, дающая иллюзию далеких морских просторов, закрывается серым забором - символом тоскливого существования героини, вернувшейся домой, к мужу, в свой скучный городок С.


Сцена небольшая, декорации минималистичны.


Лишь несколько предметов (стулья, лестница, лодки) у левого края подмостков с белым пологом, который потом станет интересным решением в сцене интимной близости героев (возрастной ценз 16+!). Этот момент, как я понимаю, вызывает яростные споры у критиков и зрителей. Кто-то считает его омерзительным, пошлым, а кто-то - гениальным. Мне же эта сцена понравилась - просто красивое решение. Предвижу возражения некоторых их вас: дескать, покажите подобное в первоисточнике у Чехова. Нету... Но я поспорю: в гениальном фильме Хейфица "Дама с собачкой" тоже много чего нет, и есть масса режиссерских решений, а каков итог.
Кстати, уйти от сравнения с фильмом на спектакле вряд ли кто-то сможет (разве что тот, кто вовсе не видел киношедевра).
В спектакле герои читают текст от лица автора (так же, как и в других частях режиссерской трилогии - в "Скрипке Ротшильда" и "Черном монахе"), поэтому он практически аутентичный, чеховский, и при этом актеры в диалогах переходят на "первое лицо". Но как много иных, неведомо-новых интонаций и современных смыслов открывается при подобном творческом решении!

АКТЁРЫ


На сцене всего четыре персонажа: Гуров + Анна Сергеевна и два "курортных лица", одновременно веселых и печальных клоуна, оттеняющих происходящее между главными героями и общающихся со зрителями иронично-грустными чеховскими сентенциями из рассказа "Жизнь прекрасна": "Радуйся.../благодари небо, когда..." Очень хочется отметить игру именно этих актеров - Александра Тараньжина и Михаила Парыгина. Замечательно!

Игорь Гордин в роли Гурова тоже безусловно понравился, я его открыла и запомнила, хотя типаж, вроде бы, не тот - может быть, просто теперь в каждом Гурове мы будем искать что-то от Баталова...
Гордин сумел быть разным: и скучающим, и нервически нетерпеливым, и страстным - и вызывать улыбку, и вышибать слезу от понимания какого-то всечеловеческого трагизма из-за недостижения обыкновенного счастья, невозможности полной внутренней гармонии.

А вот образ Анны Сергеевны, созданный Марией Луговой, я не приняла. При замечательной игре я не могу понять её истеричности и порывистости. Громкие слезы и яркие эмоции - это не про чеховскую героиню. И тут опять не могу не вспомнить фильм Хейфица и его Анну Сергеевну - Ию Саввину. Я не очень люблю эту актрису, но в данную роль она вошла гениально и для меня останется эталонной чеховской дамой с собачкой. Помните характеристику Чехова? Что-то "жалкое было в ней", в этой молодой и красивой женщине - и такой незащищенной, но вместе с тем нежной, трогательно-ранимой, тоскующей, какой была И. Саввина в фильме. В спектакле всё по-другому: вопли, громкий плач, рваная беготня по сцене - нет, не моё...

Хотя интересно - да. Несколько сцен практически без слов, решенных при помощи пластики, жеста и света не просто удачны - шикарно сделаны, поэтому допускаю, что главная героиня в тандеме с мужской половиной, да еще при таком ярком обрамлении обязательно кому-то понравится, поэтому снижать оценку не стану.
Поэтому спектакль рекомендую посмотреть обязательно. По цене это доступно, видно со всех мест - в бельэтаже всего девять рядов с большим уклоном. Есть билеты по 200 рублей - на вход. При аншлаге их обладатели сидят в проходах на лестнице, на специальных подушках (конечно, подойдет только высоким молодым людям).


Если же зал не полон, то тетечки-капельдинеры обязательно рассаживают всех на свободные места: так удобно не только зрителям, но и актерам, потому что они много раз выходят на сцену именно по проходам между рядами.

И да: интересно, что собачка при даме появляется только лишь на поклонах. Но разве это главное?:)



Р.S. Ещё раз хочется обратить внимание, что перечисленные спектакли ("Скрипка Ротшильда", "Черный монах", "Дама с собачкой", объединенные прочтением Камы Гинкаса и творческой исполнительской манерой в театральную трилогию под чеховским названием "Жизнь прекрасна") можно найти в Интернете в довольно-таки приличном качестве. Чехов всё-таки воспринимается не всеми, тем более под режиссерскими "соусами", поэтому, пожалуйста, перед походом в театр не поленитесь и поинтересуйтесь в сети, чтобы не было обидно...
  • Достоинства
  • Чеховский текст при абсолютно режиссерском прочтении, мужские роли, решение сцены
  • Недостатки
  • Образ Анны Сергеевны
Сюжет
Зрелищность
Игра актеров
Оригинальность
Музыка и звук
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям