Здравствуйте, уважаемые читатели Отзовика!
Предлагаю продолжить наше увлекательное путешествие в Агру, начатое рассказом о Мавзолее Акбара Великого Мавзолей Акбара Великого (Индия, Сикандра) .
Покинув мавзолей Акбара Великого, мы сели в машину, делясь впечатлениями. Впереди нас давно уже ждал Тадж-Махал, добраться до которого на машине, как оказалось, потребовалось всего четверть часа.
Уже паркуясь возле Тадж-Махала мы поняли, что здесь нас не будет ждать уединённая и спокойная от суеты обстановка. Вошли мы на территорию комплекса мавзолея через Великие ворота, которые некоторые источники ещё называют Королевскими. С учетом того, что комплекс мавзолея, имеющй форму прямоугольника, имеет с каждой стороны свои ворота, названия которых чётко обозначают стороны света (Южные, Восточные и Западные ворота), Великие ворота фактически являются северными. Для чего это нужно знать? Ответ простой - для облегчения ориентации в пространстве, так как ряд построек вокруг Мавзолея тоже имеет привязку к сторонам света, выглядят они одинаково, а служат разным целям. О каких постройках идет речь - увидите чуть позже.
Неисчислимые толпы посетителей мешали подчас сделать даже простое фото, постоянно мелькая перед объективом.
С одной стороны, это твоя проблема, связанная с выбором композиции. С другой стороны, всё-таки надеешься на понимание посетителей, видящих, что другой человек хочет сфотографировать, причём, явно не их, любимых. Не скажу, что так поступали все. Многие из туристов фотографировали сами и позволяли делать это другим. Отойдя немного в сторону, я зашёл в нишу Великих ворот, откуда сделал снимок Мавзолея без каких-либо помех.
Великие врата, через которые мы зашли на территорию комплекса Мавзолея, тоже привлекали к себе внимание. Отойдя направо в сад, я обернулся и сделал фото этих ворот на память.
Каждая постройка в комплексах любого мавзолея, особенно в Индии, имеет свое особое значение. Не были исключением и эти ворота, знаменующие собой границу между шумным и озабоченным различными проблемами миром, окружающим нас, и духовным миром, далёким от мирских сует, предлагающим всем душевное спокойствие, созерцательность и осмысление главных ценностей в жизни. Что интересно, представляя собой довольно немалое сооружение, построенное из красного песчанника и украшенное мраморными вставками, Великие ворота были спроектированы таким образом, чтобы составлять ровно половину высоты самого Тадж-Махала, поддерживая, таким образом, гармонию, достигную при создании комплекса Мавзолея.
К сожалению, не знаю, по какой причине, но предусмотренные на территории комплекса Тадж-Махала бассейны были наполнены водой чуть-чуть, а стоящие в них фонтаны вообще не работали. Не знаю, какой был заложен в них смысл при строительстве, но я не видел ни у кого ни одной фотографии, где бы эти фонтаны работали. Может быть когда-то, очень давно, они и радовали людей... А как было бы замечательно даже в такую жару постоять или посидеть рядом с таким бассейном, освежающим тебя брызгами от фонтанов. Не судьба.
Сейчас, наверное самое время немного рассказать о самом комплексе Мавзолея и его истории. Правда, табличка с краткой историей Тадж-Махала на английском языке находилась на территории комплекса, но лучше, если историю Тадж-Махала я вкратце расскажу сам, пытаясь не нарушать правила Отзовика, запрещающего перессказ. При этом прошу учесть, что часть относящейся к делу информации, уже была дана ранее в предыдущем отзыве о посещении мавзолея Акбара Великого, а повторяться, утомляя Читателя, я не хочу. При желании всегда можно пройти по ссылке, имеющейся в начале этого отзыва.
На протяжении 130 лет в XVI-XVII веках Агра была столицей империи Великих Моголов. Менялись правители, но Агра стояла. Но одно событие в её жизни стало ключевым и определяющим для будущего города, благодаря которому появилась легенда о любви, не уступающая по своей силе истории любви Ромео и Джульетты, описанной в одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Но если достоверность истории, описанной Шекспиром, никто документально подтвердить не может, то история любви пятого императора Великих Моголов, падишаха Шаха Джахана и его третьей жены, персидской принцессы Мумтаз Махал, никем не выдумана. Бывшая верной спутницей и советницей падишаха, родив ему 13 детей, она безвременно умерла в возрасте, ещё очень далёком от старости. Их современники говорили, что смерть жены настолько потрясла падишаха, что в течение нескольких месяцев после её смерти все его волосы на голове и борода стали белоснежными.
По одной из просьб Мумтаз, озвученной ещё до её смерти, скорбящий Шах Джахан построил в Агре на песчанном берегу реки Ямуны огромный комплекс Мавзолея для своей умершей любимой жены. Кстати, за пределами этого комплекса существует ещё один комплекс небольших гробниц, где были похоронены другие жены падишаха. Но всё внимание в мире, прикованное сегодня к Агре, принадлежит, в первую очередь, именно к Мумтаз Махал, по имени которой, может быть, и назван Мавзолей. А может и нет, так как слово "Mahal" в переводе на русский язык означает также слово "Дворец". Первое же слово Мавзолея взято от персидского слова, в переводе на русский язык означающего "корона".
Комплекс Мавзолея строился на протяжении двадцати лет после смерти Мумтаз вплоть до начала 50-х годов XVII века. История его создания подробно описана в различных источниках, а пересказывать её я не имею права. В строительство Мавзолея было вложено огромное количество денег. Помимо этого, империя была поставлена на грань финансового краха из-за неудачных войн с Персией. Всё это заставило сына падишаха Аурангзеба организовать свержение своего отца с престола и его помещение в Красный форт под охрану. В солидарность со своим отцом, недовольная его свержением и действиями брата, вместе со своим отцом в добровольное заточение отправилась одна из дочерей падишаха. Об этом мне рассказали служители Красного форта, когда сразу после посещения Тадж-Махала мы посетили этот форт. До сих пор существует легенда, что Шах Джахан был размещён именно в этом форте, хотя последние исследования индийских историков говорят о том, что это был Красный форт, находящийся в Дели. Кто знает? А ведь как красиво рассказывает легенда о том, что свергнутый правитель последние восемь лет своей жизни смотрел из форта Агры на сооруженный им Мавзолей, вспоминая свою любимую жену! Для усиления впечатления от этой легенды я даже приведу в качестве примера фото с видом на Тадж-Махал из Красного форта. Кто знает, может так всё и было и похожий вид созерцал свергнутый правитель?
До сих пор существует легенда о том, что падишах Шах Джахан, строя мавзолей для жены, задумал строительство такого же мавзолея для себя, но украшенного не белым, а черным мрамором. Размещение его предполагалось прямо напротив Тадж-Махала, но на другой стороне реки Ямуна. Деньги, потраченные на строительство только одного Тадж-Махала, настолько истощили государственную казну, что на строительство ещё одного такого комплекса денег уже просто не хватало бы. А тут ещё тяготили и большие расходы из-за постоянных войн империи. Вот и решился сын свергнуть своего отца, чтобы сохранить империю. Кто знает, насколько он был прав - не нам судить, тем более всей правды сегодня никто и не знает, в том числе в отношении самой легенды.
Так и остался стоять Тадж-Махал в одиночестве. А самого Шаха Джахана после его смерти просто похоронили рядом с его любимой женой, соединив их, если не навсегда (кто знает выверты истории!), то на многие столетия точно. Уже многие годы в Агру едут люди полюбоваться на изумительную архитектуру Тадж-Махала, а заодно, и с целью самому коснуться ладонью этого памятника, удостоверившись, что всё это не сказка.
Комплекс Тадж-Махала создан, с одной стороны, по всем правилам симметрии, а с другой стороны, с нарушением устоявшихся канонов размещения самого Мавзолея. Если другие мавзолеи в Индии находятся посередине комплекса среди разбитых вокруг садов и стоящих построек, то Тадж-Махал сдвинут от Великих ворот к краю комплекса, ближе к реке, нависая над ней. Находящиеся перед ним бассейны служат, в том числе прекрасным зеркалом для Мавзолея, отражающегося в них в лучах солнца. Фото Мавзолея получаются на заглядение!
С любой стороны комплекса вид на Мавзолей был прекрасен, заставляя нас беспрерывно щёлкать фотоаппаратом.
Не буду заниматься перессказом о различных параметрах и замыслах при строительстве Мавзолея. Отмечу только несколько моментов.
Приподнятый на террасе Мавзолей кажется парящим в воздухе и это при его немалых размерах. Его высота (вместе со шпилем) превышает на 4 метра высоту Колокольни Ивана Великого, стоящей в Московском Кремле и считающейся в нём самым высоким зданием.
Многие до сих пор думают, что Мавзолей построен из мрамора. Боюсь разочаровать, но это не так. Построен он из традиционного для тех мест красного песчанника и кирпичей. Мраморными плитами он облицован только снаружи, причём их толщина - всего 15 сантиметров. Но и это, поверьте, много для здания такого объёма.
Венчающий здание шпиль высотой в 10 метров, изначально был построен из золота. Представляете сколько на него ушло этого недешёвого во все времена металла? В таком виде Мавзолей простоял до прихода кичливых англосаксов, славящихся во всём мире как жадные до всего ценного жулики, укравшие по всему миру столько всего, что это просто не подлежит оценке. Мало того. Они нагло показывают всё наворованное в своём Британском музее в Лондоне и говорят о своём вкладе в мировую культуру! После этого только остаётся отпускать в их адрес "лестные" эмитеты, которые в этот отзыв не прилагаются.
Вполне естественно, что англичане мимо такого количества золота просто не могли пройти мимо. Пришлось пострадавший от варварского налёта английской саранчи Мавзолей украшать шпилем, изготовленным из бронзы. В лучах солнца бронза явно уступает золоту, поэтому общий вид Мавзолея, конечно, от этого не выиграл.
Вблизи Мавзолей поражал своим оформлением, в том числе филигранной резьбой по камню и искусно выложенной плиткой. Лестница, ведущая ко входу в Тадж-Махал, находится прямо в середине террасы, на которой стоит основной массив здания Мавзолея.
Причём, по мусульманской традиции и существующим требованиям все посетители перед входом в Мавзолей обязаны снять верхнюю обувь. Пришлось снять обувь и мне. Причём, радости мне это не доставило не из-за существующих обычаев и традиций, а просто из опасения больше мою обувь не увидеть. Среди кучи поношенной обуви, лежащей у террасы, моя пара была, буквально, как принц среди нищих. При этом, не скажу, что она была куплена в Хэрродс (прим.: самый богатый магазин в Лондоне с заоблачными ценами). Но решиться пришлось. Поднявшись на террасу, поверьте, почуствовал себя как рыба на сковородке, в очередной раз пожалев о снятой обуви, так как накалившаяся под палящим солнцем плитка террасы немилосердно обжигала ноги (всё-таки выше 40 градусов в тени ощущались). Пришлось ко входу к Тадж-Махал не идти, а буквально бежать. Зато какое блаженство мы испытали, попав на показавшийся прохладным камень внутри Мавзолея!
Несмотря на кажущуюся громадность, внутри Тадж-Махал меня несколько разочаровал, так как я ожидал гораздо большего внутреннего пространства в Мавзолее, даже при толщине стен, составляющей 4 метра.
Не знаю почему, но фотографии саркофагов у меня не получились. Было недостаточно света и комфортности при съёмке из-за постоянно мельтешащих вокруг посетителей. Так или иначе, а снимка с саркофагами я, к сожалению, не выложу. Скажу только, что как и в Мавзолее Акбара, видимые нам саркофаги выполняют декоративную и символическую задачу. Причём основным и бОльшим по размеру саркофагом является именно саркофаг Мумтаз Махал, стоящий посередине выделенного для этой цели пространства. Рядом с ней, сбоку, находится мЕньший по размеру саркофаг её мужа. Сами же супруги похоронены в земле глубоко внизу, в подвале Мавзолея.
Спускаясь к подножию террасы после посещения Мавзолея, я увидел неплохую картину с видом на бассейн и Великие ворота, не упуская возможности запечатлеть это для потомков.
На фото видна обувь, оставленная посетителями перед посещением Мавзолея. Каково же было моё счастье, когда я увидел свою обувку на том же месте. Не увели, слава Богу! Нищих то вокруг было полно. А то, иначе, ходить бы мне, несчастному, босиком весь оставшийся день!
Стоящие по четырём углам террасы минареты, дополняют общую картину Мавзолея, подчеркивая его монументальность и величественность. Причем построены они из кирпича, но облицованы, подобно Мавзолею, мраморной белой плиткой. Минареты не были простым украшением комплекса, а также выполняли свою рабочую функцию: с их балконов муэдзины призывали верующих к молитве. Если обратить внимание на верхние балконы минаретов, то можно увидеть связь их архитектуры с архитектурными деталями четырёх балконов самого Мавзолея, украшенных похожими куполами.
Как мне было объяснено служителями Мавзолея, минареты, выполняя свою рабочую функцию в комплексе Мавзолея, не только создают свою ауру вокруг него, но и служат своеобразной лестницей к подножию неба. Для кого эти лестницы были предназначены? Скорее всего, для душ похороненных в Мавзолее...
Минареты были построены таким образом, что основная их ось была немного отклонена от Мавзолея. Почему это так было сделано? Объясняется всё просто - в тех местах землетрясения не были редким явлением, и в случае обрушения ни один из минаретов не повредил бы основному зданию Мавзолея. На одной из сделанных мною фотографий это небольшое отклонение оси минарета видно даже невооружённым глазом.
На этом и следующем фото также видно, что комплекс Мавзолея стоит на самом берегу реки Ямуна, бывшей когда-то многоводной, более широкой и глубокой. С течением времени, в том числе вследствие засухи река обмелела и в некоторых местах и вовсе перестала быть судоходной.
По обеим сторонам Тадж-Махала, справа и слева от него, симметрично по отношению к Тадж-Махалу и друг к другу стоят мечеть (с западой стороны) и гостевой дом (с восточной стороны), выполненные в одном стиле. Причём гостевой дом носит наименование "Jawab", что в переводе означает "ответ", подчёркивая, таким образом, замысел архитекторов построить его для симметрии с мечетью. У входа в каждое из этих зданий расположен небольшой бассейн с водой, необходимой для омовения верующих. Место-то всё-таки мусульманское!
По мечети ходить как-то не хотелось, тем более, что оформление обоих зданий было одинаковым. Поэтому всё внимание архитектуре, в том числе оформлению мы уделили Гостевому дому. Побродили по его помещениям, понемногу приходя в себя в спасительной тени, и сделали интересные фотографии.
Вид из Гостевого дома на Тадж-Махал тоже открывал нам свои интересные ракурсы.
Набродившись по гостевому дому, мы пошли на выход. Эмоции нас переполняли. Известно, что одним из самых необычных, похожих на анекдот, впечатлений от посещения Тадж-Махала стало заявление жены английского офицера, капитана Слемана, сделанное в XIX веке, смысл которого сводился к одному: она чувствововала, что от пережитого от увиденного в Мавзолее она умрет на следующий день, но быть похороненной она желала в таком же мавзолее. Вот так. Ни много ни мало. Наверное капитан английской колониальной армии получал в те времена неплохие деньги:)
Как примечание: желающим сегодня посетить Тадж-Махал необходимо иметь в виду, что входной билет для взрослых стоит 1000 рупий (14 долларов). Дети до 14 лет могут посещать комплекс бесплатно. Посещение Тадж-Махала в пятницу невозможно, равно как и в большие мусульманские праздники.
Выйдя за территорию Мавзолея, нам надо было найти, где перекусить перед последним броском. Нет, не на амбразуру! Хуже - на целую крепость! Шутки шутками, но Красный форт Агры привлекал наш интерес не в меньшей мере, чем Тадж-Махал.
Впереди, друзья, нас ждёт последний объект, задуманный для посещения в поездке. Рассказ о нём ещё впереди...( Красный форт (Индия, Агра) )
Хорошего настроения, бодрого духа и здоровья Вам, друзья!
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования