Золотой павильон Кинкакудзи (Япония, Киото)

Среднее 4.80 (голосов 5)

1
0
2
0
3
0
4
1
5
4
Всего отзывов: 5

Категория: Япония

Читать все отзывы

Отзыв: Золотой павильон Кинкакудзи (Япония, Киото) - Гинкакудзи и Кинкакудзи - два совершенства в одном городе

Время использования: 2 дня

Стоимость: 450 р.

Год посещения: 2017

Храмы Гинкакудзи и Кинкакудзи официально числятся буддистскими храмами, но таковыми в чистом понимании этого слова не являются. На их территориях – лишь минимум построек и статуй и почти нет монахов – по–крайней мере, я их не видела. Зато в изобилии природа в ее совершенстве, отточенная до последнего штриха, а также – площадки для чайных церемоний или для занятий каллиграфией. Тут все идеально, гармонично и благообразно. Тут полное отсутствие кричащих элементов, экстравагантности и аляповатости. Но в иерархию Пяти Гор "Киото Годзан", которая представляет собой шесть топовых храмов Киото, ни Гинкакудзи, ни Кинкакудзи не входят.

==ФИЛОСОФИЯ ДЗЕН ==
У каждого из этих пятачков природы своя история, связанная с разными сёгунатами и монастырскими традициям. Когда-то оба храма были настоящими буддистским обителями, но в итоге их главным предназначением стали обряды медитирования в стиле «дзен». При этом, можно медитировать, бродя по саду или просто созерцая какой-то его элемент. Можно медитировать в позе лотоса, закрыв глаза и слушая только свои мысли. Можно медитировать стоя, лежа, полусидя, застыв в позе статуи или махая руками. Приветствуется любое положение тела, рук и ног и любые соотнесенные мысли - красные или золотые кроны этому отлично способствуют.


До поездки в Японию философия дзен казалась мне самой доступной для понимания в буддистском учении. Ну что может быть сложного в любовании природой и её созерцании? «Смотри и наслаждайся», - таким я определяла для себя девиз дзен. И, каждый раз оказываясь в каких-нибудь замысловатых садах Азии, без всяких задних мыслей просто наслаждалась, стараясь запомнить и сфотографировать как можно больше деталей ландшафтного убранства. Так было в шанхайских садах Ю-Юань и Гюй, гонконговском шедевре Нан Лиан, тайванском морском геопарке Иелиу и в знаменитых садах Сучжоу.

Но к посещению Японии я готовилась основательно: опросила всех своих знакомых, связанных с этой страной, ознакомилась с путевыми заметками наших японистов, проштудировала многочисленные отзывы туристов. И в итоге поняла, что дзен – это целое направление в буддизме со своими законами, правилами, притчами и поведением.

Созерцание – есть лишь малая толика учения дзен, причем не самая главная. Главным элементом школы «дзен» являлись все те же медитации. Причем, медитации - с полным погружением не только в окружающий пейзаж, но и, в любое сиюминутное занятие на природе или в помещении. Даже в такие обыденные дела, как например, кулинарные подвиги на кухне, подметание крыльца, наклеивание обоев. Адепт дзен-учения способен погрузиться в них с головой, целиком абстрагироваться от всего лишнего, найти зерно мыслей и подвести краткие итоги увиденного.

==ДЗЕН ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБЫЧНОЙ ГОРОДСКОЙ КВАРТИРЕ==
До вылета в страну глубоких созерцаний я решила попробовать, как этот «манящий дзен» выглядит на практике в условиях обычной городской квартиры. Занятием для погружения я выбрала чистку ковра с пылесосом. И вот развернут агрегат, льется мерное жужжание двигателя, я как бы вхожу в транс, произвожу действие, созерцаю и наблюдаю. При этом стараюсь думать только о том, что вижу и слышу.
Ворс, расцветка, пылинки, мелкие крошки, рокот … Как давно я не пылесосила, целых 6 дней, я лентяйка, мне бы робота в дом… Мои мысли ушли в сторону: от «красивого ворса» до «лентяйки» прошло всего 3 минуты. Пробую снова собрать мысли о прекрасном в кучу: бежевая расцветка, мягкая структура, очень маркая, надо чистить хотя бы через день, где взять время, а еще кружок по фото и потом мне петь охота… Вот уже и стишки Агнии Барто пошли в ход… Мой дзен свернул с прямой дороги на жуткую обочину. Сосредоточение на увлекательном занятии не получалось – в мозг подкрадывалась всякая абракадабра.
Эксперимент был полностью провален. Но в Японию-то лететь надо. Решаю, что как-нибудь постараюсь там, на месте, приспособиться, увидеть и прочувствовать всю прелесть дзен-философии. Тем более что чистка ковров совсем не чета очарованию садов и парков.

==СЕРЕБРЯНЫЙ ПАВИЛЬОН ГИНКАКУДЗИ==
Первым дзен-объектом для меня стал храм Серебряный Павильон у подножья горы Хигасияма.

Сёгун Асикага Есимаса, создавая свой шедевр в 1490 году, хотел повторить стиль комплекса Кинкакудзи, оказавшего на него большое впечатление. Обустроил сад, соорудил кумирню, обставил статуями зал богини Каннон. Но серебром главное здание по каким-то причинам покрыть не успел. Осталось лишь серебряное название, напоминающее о грандиозных планах правителя. Впрочем, путеводитель пишет, что серебряный блеск, все же, есть. Он появляется при полной луне, которая отражается на темных лакированных стенах двухэтажного особняка, придавая ансамблю очарование и шарм.


Через пару лет после завершения строительства хозяин храма увлекся школой дзен, и роскошная территория перешла в её владение. Комплексу присвоили официальное буддистское имя – Дзисё-дзи, но на современных туристических картах и в путеводителях он сияет как «Серебряный Павильон» Гинкакудзи — название, данное сооружению пару веков спустя.

Внутрь павильона туристов не водят. Но задержаться и помечтать у террасы можно. В этом месте здесь обустроен совсем крошечный сад камней.

Обход и осмотр территории туристу обойдутся в 500 йен (250 руб.) Земельное пространство храма небольшое – для быстрого пробега хватит и 15 минут. Но, если с медитациями, с чувством, с толком, с расстановкой – то и полдня будет мало.

Едва переступаешь ворота храма - попадаешь в Море Серебряного Песка. Так поэтично называется уютный уголок, изображающий песочные волны, рябью накрывшие примерно 4-5 соток земли. На краю моря возвышается песочная пирамида с не менее поэтичным названием – Лунная Обзорная Платформа.


Почему «платформа», да еще и «обзорная», совсем не понятно. Взобраться на нее взрослому человеку не получится – можно разрушить и сломать весь замысел. Горка годится разве что для крошечных гномиков из Незнайкиного окружения. Но можно выбрать эту точку обзора для своих медитаций, замереть и смотреть на окружающие мини-пейзажи, выдавая с каждой минутой по одной, а то по две качественные мысли, соотнесенные с увиденной ландшафтной средой.

И любоваться здесь есть чем. Уносится ли твой взор ввысь, смотрит ли вдаль или упирается под ноги – всюду только божественные виды.

Если вверх – то можешь наслаждаться багровым оттенком кленов, идеальными ярусами сосен, хвойными иголками на ветках, которые растут с математической точностью – ни одна из них не выбивается и не выпячивается из канвы рисунка.

Если отвел взор в сторону или в даль, то можешь поймать картинки общего плана. Например, часть пруда с кругами на поверхности воды от плеска золотых карпов...
Причем, взгляд направо от взгляда налево кардинально отличаются: то в центре оказывается один большой валун, а то вдруг - камни поменьше, обрамляющие пруд.

Красив и затерянный где-то вдали бамбуковый мостик, закрываемый с обоих концов ветками сосен, словно занавесками…Как и одинокая струя водопада, с плеском падающая на заросшие камни, окруженные пурпурными трилистниками, играющими в воде под лучами солнца…


А уж, если посмотрел под ноги, то вообще потерял голову от восторга. Ведь впечатление такое, что идешь среди зеленых мягких ковров.


Это мхи особого рода, бережно выращиваемые в Японии на дзен-буддистских территориях. Непосредственно по этим природным коврам ходить запрещено – тропинки проложены вдоль них.

Пушистые и рельефные, они лежат то разноцветными пятнами, то сплошным ковровым покрытием. Опавшие листья кленов, разбросанные то тут, то там совершено не воспринимаются как отжившие свой век наряды... Впечатление такое, будто их специально разложили, чтобы усилить эффект парадности моховых полян.

Если взглянуть на поляны в отблесках лучах солнца, то можно увидеть усыпанные искрами просторы- опавшие листья как будто маленькие костерки горят на радость всем. И, конечно, привлекают теплые мысли.

Особо нарядно смотрятся замшелые валуны с проплешинами. В них нет ни симметрии, ни узоров, ни ровной текстуры. Вообще, нет ничего привлекательного или намеренно декоративного, но они привлекают!

Наверное, в этом и есть смысл японской «саби-ваби» культуры, критерии красоты которой укладываются в три позиции:
* Первый критерий: красота должна быть естественной, как, например, у этого валуна. Он ведь не декорирован ни розами, ни гирляндами, а лишь натурально порос мхом.
* Второй критерий: вульгарность и пошлость в пейзажах или предметах не допустима, но обязаны присутствовать старина, замшелость, обтрепанность. Мой камень попадает и под это второе мерило.
* Третий критерий: должно быть наличие тонкого намека на недосказанность или незавершенность. Вот тут я задумалась. Ну какая в камне может быть недосказанность? Разве что под ним есть скрытые норки, в которых живут те самые японские гномики, для которых предназначена обзорная пирамида в Море Серебряного Песка.

Камень и коряги, поросшие многовековыми мхами, конечно, не единственные объекты в технике «саби-ваби» в храмовом саду. Тут все уголки такие: натуральны и просты, незамысловаты и в меру обтрепаны, без признаков помпезности или парадности. Но они сводят с ума. Одни, увидев эти картинки, создают трехстишия в стиле «хайку», другие – генерируют гениальные мысли, третьи – пишут холсты, четвертые – просто кричат «вау». Волшебный дзен – он заставляет всех работать!

Я иду дальше. Тропинка для всех медитирующих вьется вверх в гору меж камней, мхов, полян, сосен. С верхней точки комплекса открывается вид на восточную часть Киото. Зрелищно и красиво! Но не сногсшибательно и не цепляюще! По сравнению с теми мохово-ковровыми миниатюрами, что я увидела под ногами, крыши города меня совсем не вдохновили. При их виде моя медитация зашла в тупик, как и при домашних тренировках с пылесосом.


Безмолвная и растерянная, я вышла из сада Гинкакудзи. Единственной мыслью, пульсирующей в голове, была следующая: «Если это не шедевр первой величины, а лишь серебряный претендент на пьедестал, то КАК выглядит претендент золотой?»

==ЗОЛОТОЙ ПАВИЛЬОН КИНКАКУДЗИ==
Чтобы не перепутать все полученные за день эмоции, к золотому претенденту я отправилась на следующий день.

Накануне же зашла на какой-то дзеновский сайт в поисках теории о культе «дзен». Наткнулась на притчу о луне, которая показалась мне характерной и лучше всего демонстрирующей стержень дзен-идеологии.

Краткая суть притчи состоит в следующем. Один нищий вор, необремененный никакой философией, забрался в хижину к дзен-адепту, все богатство которого составляли две вещи: прозрачное окошко на хлипких стенах его домика и вид на жёлтобокую луну из этого окошка. Увидев, что в доме нечем поживиться, вор огорчился. Хозяин избушки испытал жалость к пришельцу и предложил ему за воровские труды свою одежду в подарок. Но при этом посетовал, что, если бы мог, то подарил бы этот завораживающий золотой диск луны с неба – настоящее сокровище и совершенство из всех существующих форм!

Современные дзен-адепты, владельцы монашеских садов, подхватили эту традицию – дарить всем приходящим прекрасные виды на моховые сады, валуны с корягами, опавшие кленовые листья, бамбуковые заросли, лягушек в пруду… Можно долго перечислять все их природные ценности. Смысл в том, что, как и в притче, эти сокровища нельзя ни подделать, ни подарить, ни украсть. Ими можно только любоваться…даже через маленькое замшелое окошко…. даже, если ты совсем нищий и никчемный…

Что ж, отправляюсь любоваться Золотым Павильоном! Да не через дырочку в стене, а легально, во всю его мощь и ширину, за простую символическую плату в 400 йен (200 руб.)

Первая версия Золотого Павильона Кинкакудзи была построена в 1397 году по задумке сёгуна Асикагы Ёсимицу, дедушки того самого другого Асикаги, возведшего Серебряный Павильон 8 или 9 десятков лет спустя. Могу предположить, что все Асикаги очень любили луну и природу, потому что и тот, и другой отписали свои владения в пользу секты дзен.

Роковым для Павильона стал 1950 год. Один молодой послушник поджег древнюю постройку и самого себя, разыграв ритуальное самоубийство. Пишут, что от совершенства пейзажа у него помутился разум. Это уже не горе от ума, а горе от красоты! Новоявленного японского Герострата спасли, его никудышные нервы подлечили и осудили на 7 лет. Через 5 лет поджигатель умер в тюрьме, а для японских писателей появился отличный литературный сюжет. Один из них передал нам романист Юкио Мисима в своей книге «Золотой храм».

Дорога к шедевру, практически отстроенному заново в период с 1955 по 1987 год, начинается с широкой гравийной аллеи. Проход на зеленые зоны предусмотрительно закрыт бамбуковой изгородью. В Японии, в отличие от Европы, по парковым газонам ходить не принято.

Через несколько проходных метров по аллее открывается фантастический пейзаж – трехэтажный дом-теремок на воде. Озеро Кёкоти, что означает в переводе «зеркало» слегка рябит, поэтому отражает немного искривленный ландшафт. За картиной из Зазеркалья надо приезжать зимой, когда воздух кристально свеж и чист. А вот сам теремок сияет.

Все три яруса – разностильные. Но, если бы мне не сказали об этом, я бы восприняла все, как единое целое. В принципе, так оно и есть – три стиля слились воедино так искусно и гармонично, что непосвященный человек разницы в архитектурной эклектике не видит.

Так, первый этаж, называемый Зал Очищения, с его широкой террасой и проемами, затянутыми рисовой бумагой, представляет собой дворцовый стиль эпохи Хэйан. Из описания путеводителя узнаем, что внутри на первом этаже есть статуи двух основателей: буддизма (Будды) и самого Павильона (Асикаги Есимицу), но зрителям к ним доступа нет.
Второй этаж – золотая копия, воспроизводящая жилище самурая. Называется зал Грот Милосердия. Где-то там за его фасадами прячутся статуи богини Каннон и четырех Небесных Королей.

Третий этаж или Вершина Прекрасного – это китайский дзен. Там золото не только снаружи, но и внутри интерьера. На крыше – золотой феникс.

Садовые дорожки обустроены так, что обзор павильона возможен со всех четырех сторон. Золото на его панелях совсем не слепит – его блеск как бы сглаживается окружающими зелеными и водными миниатюрами.

Мой глаз цепляется за множество интересных деталей. Вот, например, островок посреди пруда с малорослой кривоватой сосной... А вот, кочка ирисов с обтрепанными цветками…А там вдалеке какая-то пирамидка со значением для людей понимающих...


Чуть подальше кучи хвоинок, небрежно разостланные на земле…А по берегу тут и там навалены валуны разнокалиберных размеров и форм…Ну прям никакой причёсанности, симметрии и идеальности в пейзаже! Ах, да… это же дзен… Тут и не должно быть идеальности. Но здесь есть совершенство, ведь сама природа, без прикрас, преподносит всем в дар свои естественные картины и ландшафты.


После Павильона дорожка уводит всех посетителей в храмовый сад. Здесь привлекают внимание каменные скульптуры Будды и бодхисатв, стоящих в окружении чаши, в которую принято кидать монетки. Немного накидали, однако!

В конце тропы у выхода из комплекса находится Павильон Фудо. Это небольшая постройка, хранящая в своих недрах каменное божество огня Фудо Мёо. Доступ к ней возможен лишь дважды в году на определенные даты весной и в конце лета. Но туристов у павильона много. Находясь под впечатлением от неземной красоты, они не спешат покидать территорию храма. И, в надежде вернуться сюда вновь, зажигают в кумирне свечи.

Я тоже не спешила уходить. Пыталась переварить увиденное. Жаль, что во внутренние покои туристам доступа нет. Почему? В 1946 году в грозное послевоенное время доступ был открыт для всех. Писатель Константин Симонов, например, был на третьем этаже и захватывающе описал те свои впечатления.

Тогда залы были открыты – пускали всех, даже неуравновешенных, как тот герой из 1955 года. Может, поэтому и прикрыли посещение залов, чтобы меньше было соблазнов натворить глупости от красоты? Может, берегут святыни от тысяч непрошенных глаз? Может, дзен не предполагает массовые смотры интерьеров? Может, идет реставрация внутри? Этих «может» у меня десятки, но все они не отображают истину. В общем, жаль, что туристам не все позволено. Но совершенно не жаль, что я потратила время на эти два безумно великолепных павильона – Гинкакудзи и Кинкакудзи.

Для тех, кто соберется посетить эти две изюминки Киото, информацию о том, как добраться, сколько платить, в какие часы есть доступ, я рекомендую искать на странице Киото в интернет-путеводителе «Japan Guide». Лучше и подробнее я не напишу. А у них всегда свежая и обновленная информация абсолютно на все значимые места Японии, как говорится «от производителя». Всем прекрасных путешествий!
  • Достоинства
  • 1) Храмы Гинкакудзи и Кинкакудзи - объекты наследия ЮНЕСКО. 2) Храмы предоставляют возможность узнать о дзен-буддизме и практиковать его. 3) Пейзажи храмовых садов учат понимать прекрасное. 4) Плата за вход символическая по 200 и 250 рублей.
  • Недостатки
  • Доступ в интерьеры обоих Павильонов закрыт для туристов.
Природа
Климат
Экология
Культура
Инфраструктура
Оценка пользователя: Рекомендует
Отзыв был полезен:
Расскажите об отзыве друзьям