Сказать, что я музейная душа будет большущим преувеличением. Скорее, музейное настроение, что появляется ниоткуда, исчезает неожиданно и не слушается слова "надо". Перед поездкой в Будапешт и холила, и лелеяла своё музейное настроение, задабривала целым списком вкуснейших объектов. Будапешт, пшик, настроение испарилось в неизвестном направлении, по-английски, не попрощавшись. Музейное настроение хоть и ведёт себя, как капризная девица, но моё, родное, тут же нашлось оправдание безобразному поведению - жара. Братислава, градус жары ещё выше, и на тебе, вернулось! Злющее, голодное, а я не готова, зонтики спасли:)
Зонтики - музейный проект уличных инсталляций, в нашем случае сработал на все сто, именно по "следу" зонтиков мы вышли на Галерею. Идти по следу совсем не обязательно, Галерея расположена в старом городе, в пяти минутах от Ратуши, Михайловских ворот и всех топовых городских достопримечательностей.
Ай, пятки поначалу зачесались обратно к выходу, современного искусства испугались. Я в доброй компании с Ежи Лец, современное искусство уважаю, но с условием, если вижу и слышу художника.
Галерея Nedbalka недавняя частная инициатива, только пятилетие справила, представляет на суд вредного зрителя словацкое современное искусство.
Завидев инсталляции в холле Галереи, с выражением лица точь-в-точь, как у скульптуры, мужественно направилась к кассе.
Ух ты, и тут меня Давид Черни настиг:) Но нет, не он, скульптура словацкого производства, Виктор Фрешо, соавтор Давида по провокационному проекту "Энтропа".
Ах, музейные дамы, источник моего хорошего музейного настроения! Здесь же обитают музейные феи, крылышками взмахнула, раз, и моё лицо уже светится улыбкой радости. Кратко, но содержательно выложила всю информацию о Галерее и экспозиции, рекомендовала порядок осмотра.
График работы Галереи чуточку необычный, соня, как и я, открывает двери в 11 и закрывает в 19 часов, понедельник стандартно выходной.
Стоимость входного билета в 5 евро (полная, без скидок) гуманна для бюджета и заботливо включает чашку чая или кофе в музейном кафе.
Кофе опробовано, весьма достойно! Кафе статусу "музейное" соответствует на все сто, столько интереснейших альбомов для вдумчивого посетителя.
К билету прилагается индивидуальный экскурсовод, о, прогресс, на время посетителю выдается планшет. Использование простейшее: нажал на кнопочку, сфотографировал картину, получил полную информацию о художнике и картине. Английский и французский точно есть, русский язык не искали, но, по-моему, информации на русском языке нет.
Не успела поиграться с гаджетом, со скоростью ниндзи и воинственным воплем "я буду практиковать французский", дочь сурово лишила мамку игрушки. Её то лишили игрушки изначально, подарив скидку, назначили по умолчанию студенткой художественного ВУЗа.
В расстройстве, ну как же осталась без игрушки, ищу лифт и не нахожу! Интерьер Галереи порадовал, "одет с иголочки" под стать тематике.
Нашлось и мне утешение, лучшее что только можно придумать - альбом! Прекрасное издание с картинками, ой, с иллюстрациями, истинное удовольствие держать в руках, уж точно лучше холодного гаджета. Текст на словацком языке дублируется английским. Долой информационный голод!
С некоторых пор к капризному музейному настроению добавилась привередливость, тяжко сношу музейных гигантов. Дворцовые интерьеры роскошью придавливают, широта экспозиции вводит мозг в ступор, так ещё приходится расправляться с мельтешащими себяшками ( термин утащила у Ирины без спросу:). Щёлк-щёлк над ухом, ну почему нельзя хоть звук выключить, и через час в окружении селфи-зависимых сатанею.
По словацкому велению, по моему хотению, получаю музей мечты. Тишь да музейная благодать и полный комфорт. Интерьер только фоном, одеяло от изобразительного искусства на себя не перетягивает, внимание не отвлекает.
Воздушные музейные пространства с небольшим числом экспонатов, с хорошим освещением, удобными скамьями, почти как в мечтах Джозефа Пристли о Британском музее, вот только таблички, приглашающей закурить не хватает:)
Четыре этажа Галереи: три этажа - постоянная экспозиция, на нулевом (первом) этаже - временные выставки.
Оценила организацию экспозиции, строго в хронологическом порядке от конца 19 века до наших дней, наглядная иллюстрация динамики в изобразительном искусстве без мешанины и "каши" в голове.
Основатель словацкого сюрреализма - Ладислав Гудерна, не только художник, но и Гражданин, активный протест во время событий 1968 года, вынужденная эмиграция в Канаду.
Ладислав Гудерна, "Тележка снов", именно так и переводится, не карета, тележка! Полный сюр:)
Привереда так привереда, до кончика хвоста! Могу раздражаться (тихонько) от диссонанса обрамления и изображения, а тут и рамы подобраны со вкусом.
Со скульптурой у меня непростые отношения, не так давно перешедшие в форму устойчивого интереса.
Вариация на тему материнства, Юрай Русняк (за точность перевода фамилий не ручаюсь), "Материнство", 1983г.
Редкий для меня случай, когда авторское название обрубает полёт фантазии. Увидела пронзительное одиночество, а оказалось... - "Под душем", Павол Тотх. Хотя фантазии и автор не помеха, согреваться от холодного одиночества в водных объятиях:)
Нежная, мудрая женщина; символизм в исполнении Милана Лалуха, "Женщина", 1960г.
Нет ничего более постоянного, чем временное, в музейном пространстве правило не работает, все выставки на первом этаже - временные. Выставка скульптур из стекла Зоры Паловой - поэтичная, чувственная и не только. Это монолог художника с рассказом о своем внутреннем мире, переживаниях, развитии, несбывшихся мечтах ..., а чтобы зритель не остался глух к скульптурным, стеклянным словам, выставку сопровождает разъяснительная информация в фотографиях и в привычной словесной форме.
"Моя планета"
Музей мечты у меня уже в кармане, ещё одна реализация мечты - заглянуть за творческие кулисы; весь процесс, как на ладони, то есть на экране.
Вырываю от стыда седые волосы, могу себе позволить, седины с избытком, о словацком изобразительном искусстве до посещения Галереи я не знала НИЧЕГО. О сколько мне открытий чудных...
Художник загадавший мне загадку, пожалуй, даже две.
При встрече глаза с изображением сначала реагирую на цветовую гамму, что поделать, я типичный визуал. Художник может быть гениальным и умом это признаю, но если цветовая гамма не моя, всё, пиши пропало, застывать у картины с раскрытым ртом не буду. Вот это да, цветовая гамма в пейзажной живописи не моя, а я застыла, потом крутилась, как волчок возле картины. Меняешь точку обзора, меняется настроение, чудеса да и только. То хмурая тревога, то умиротворение под тихий шёпот листьев. Загадку не разгадала, как и не разгадала технику художника.
Вертелось на языке несовместимое: "мистический реализм", но нет, умная книга сообщила - импрессионизм.
Вот ведь как бывает, хотела встретиться с художником в Будапеште, а встретилась в Братиславе. Всему своё время и место...
Ладислав Меднянский, гражданство художнику с радостью присвоили Словакия и Венгрия, могли и австрийцы в соперничестве поучаствовать, но воздержались. Мастер "узкой специализации", основа его творчества - пейзажи.
Как многие художники начала прошлого века искал художественную истину, нет, не в вине, в Париже:) И нашёл! Свой уникальный стиль.
Классика жанра "импрессионизм" - "Яблоня", Желмира Духайова-Швехлова.
Добавим яркости эмоциям, экспрессионизм в исполнении Эдмунда Гверка. Необычные "бархатистые" оттенки зелёного почему-то напомнили мне "Вид Толедо" Эль Греко, ничего общего вроде и нет, только если ... у Эль-Греко зелёный цвет тоже кажется мне пушистым:)
Эдмунд Гверк, "Лесной ручей"
На разрыв эмоций, экспрессионизм от Винсента Хложника.
"Публичный дом", но сильнее авторское название на словацком: "Nevestinec".
Больно словно от ожога, мне кажется, что и не сведущий, но думающий, догадается - война...
"Беженцы", 1944г.
"Клоун".
Редкая живописная "птица" - фовизм. Музейная коллекция хороша, как жар-птица, с размахом ярких крыльев.
Антон Ясзух, "Адам и Ева", 1925г. (год написания указала специально, дабы у плачущих о падении западных ценностей не возникло привычных ассоциаций).
Всем тем, кто традиционной художественной ориентации и всякие модернизмы не по душе, реализм в радость. Ой-ой, ввела читателя в заблуждение, новый для меня модернизм под названием "люминизм", предтеча импрессионизма, симбиоз двух стилей: реализма и импрессионизма.
Доминик Скутецкий, название картины дословно переводится "Красивейшие", не звучит... "Конкуренция"?:)
Доминик Скутецкий, "Лавочка", очень хочется переименовать - "Сплетницы":)
Доминик Скутецкий, "Жажда денег" (перевод вольный, навеян впечатлением от картины), дословно - "Больше денег".
Теперь обойдусь без сюрпризов, чистой воды реализм без примесей:)
Мартин Бенка, "Словацкая изба", 1915г.
Поняла до конца своё "очарована, околдована" городом.
Людовит Фулла, "Братиславские мотивы", 1946г. Спустя поболее полувека я слышу братиславские мотивы.
При всей наступательной агрессии урбанизации, что не миновало и Братиславу, старый город хранит атмосферу провинции. С теплом и уютом, с улыбками и доброжелательностью. Мой дом - моя крепость, в старом городе чувствуешь себя защищённым, редкое чувство в столичном городе.
Иван Штубна, "Дом на окраине", 1955г.
Мне кажется, не без оснований в моём рейтинге камерных музеев Галерея разделила 1-ое место с московским Музеем русского импрессионизма.
Основания таковы:
- расположение в центре города;
- доброжелательная атмосфера. Не только фея, что в свободное от волшебных дел время подрабатывает на кассе, вторая фея обитает в музейном кафе. Стелила улыбками нам красную ковровую дорожку, мы аж засмущались от такого приёма.
- камерное, уютное пространство с приличествующей месту тишиной.
- интересная музейная коллекция.
- информационное сопровождение буквально по пятам.
- разумная стоимость входного билета. Фотографировать разрешено!
Октябрь, зонтики покинули улицу, Галерея осталась...
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования